"гуманизация образования как направление современной педагогики | Балакина Марина Николаевна. Работа №331713
Данная статья раскрывает понятие "гуманизация образования" как направления современной педагогики.Раскрывает гуманизацию воспитания и образования как нарвственно - психологическую основу педагогического процесса на основе анализа работ известных педагогов и психологов - К. Д.Ушинского, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца.
Осмысление зарубежной и отечественной традиции гуманистического воспитания предполагает концентрацию исследовательского взгляда на изучение механизмов и закономерностей физиологического, психического, интеллектуального, личностного, творческого, профессионального и социального роста человека на различных возрастных ступенях своего развития. Учёт этих закономерностей необходим при разработке путей и способов гуманизации образования в быстро меняющихся условиях современной социальной практики
РЕФЕРАТ
на тему
«Гуманизация образования как направление современной педагогики»
Подготовила: Балакина Марина Николаевна
Москва
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1
Реализация идей гуманизации в современной педагогике……………… …5
Идеи и принципы
гуманизации
……………………………………
…….
. 5
Гуманизация
воспитания и образования как нравственно-
психоло
-
гическая основа педагогического процесса …………………………….. 9
Глава 2
Анализ реализации идей гуманизации в образовании ……………………..12
Заключение ……………………………………………………………………13
Список используемой литературы …………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Гуманистическая традиция никогда не угасала в культуре человечества и сохранялась философской мыслью в течение многих веков. На протяжении всего существования она обогащалась идеями личности как высшей ценности и её развития, пониманием самоценности различных периодов жизни человека, необходимостью раскрытия его внутреннего потенциала. Осознание человека как уникального явления, утверждение приоритета целостности его внутреннего мира, осмысление его роли в своей жизни, актуализация сущностных сил и творческого начала, создание оптимальных условий для раскрытия способностей, саморазвития и самореализации в гармонии с собой и обществом с раннего детства определяет сегодня смысл педагогической деятельности.
В «Национальной доктрине образования РФ», определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нём трудолюбия и высоких нравственных принципов (151.С.3).
Успешное решение социальных, экономических, культурных вопросов применительно к особенностям времени требует развития новых качеств и свойств воспитательной работы теории и практики, ориентированной на гуманистические ценности.
Осмысление зарубежной и отечественной традиции гуманистического воспитания предполагает концентрацию исследовательского взгляда на изучение механизмов и закономерностей физиологического, психического, интеллектуального, личностного, творческого, профессионального и социального роста человека на различных возрастных ступенях своего развития. Учёт этих закономерностей необходим при разработке путей и способов гуманизации образования в быстро меняющихся условиях современной социальной практики.
Известная нам модель традиционного образования представляет собой простую трансляцию культуры, господствующей в данном обществе и в государстве в определенное время. Смыслом такого образования является обучение, понимаемое как простое усвоение воспитанниками некоторой суммы накопленных человечеством знаний в различных областях, в значительной степени разрозненных знаний. В таком образовании – обучении
человек не является субъектом образовательного процесса, он отсутствует, как личность; он здесь лишь объект обучения. Поэтому обучение становится авторитарным и тоталитарным, как по содержанию, так по форме.
В нём нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих мыслей и чувств, своего места в этом мире.
То есть от образования требовалась только передача конкретного набора знаний, умений и навыков обучающимся. Современное развитие общества ставит другую цель – образование должно способствовать личностному развитию, раскрытию способностей воспитанников. А это предполагает изменения в системе обучения, изменение методов и приемов работы.
Основной путь развития учреждений образования в современной России направлен на гуманизацию содержания образования на основе идеи самоценности личности ребёнка, осуществление его права на свободное самоопределение, полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей. Осознание человека как наивысшей ценности, утверждение приоритета его внутреннего мира и творческого начала, создание оптимальных условий для раскрытия способностей, потребностей и возможностей, обеспечение гармонии с собой и обществом с дошкольного возраста определяют смысл гуманизации педагогической деятельности.
Гуманизация образования, становление современной гуманистической педагогики основывается на исследованиях гуманистической психологии, её личностной ценностной ориентации. В педагогической теории гуманизацию связывают с эволюцией современных философских воззрений, ставящих человека в центр своего внимания.
Цель данной работы:
- рассмотреть гуманизацию образования как направление современной педагогики.
Для этого необходимо выполнить задачи:
- раскрыть содержание идеи гуманизации в образовании;
- проанализировать понятия гуманизма, определить основные положения
гуманистической педагогики.
ГЛАВА 1
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ГУМАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
1.1.Идеи и принципы гуманизации
Понятие «гуманизация» является производным от термина «гуманизм», толкований которого существует множество. По определению И.Канта – это
«чувство блага в отношении с другими». Нам представляется правомерным
определение гуманизма как «исторически обусловленная система воззрений, которая признаёт человека самодавлеющей ценностью, рассматривает его как сознательного субъекта своих действий, развитие которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества». Оно более других соответствует культурно-историческому подходу к личности (5). Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом – средой.
Согласно культурно - исторической концепции Л. С. Выготского личность является участником историко – эволюционного процесса, выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, общества и самого себя.
Гуманизация ( от лат. – humanus) – человеческий, свойственный человеку,
человеколюбивый) –принцип, основанный на отношении к человеку как к
высшей ценности, на признание прав ребёнка на свободное развитие и
проявление своих способностей.
Реализация принципа гуманизации требует от педагога:
- гуманного отношения к личности воспитанника;
- уважения его прав и свобод
- предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных
требований;
- ненасильственное формирование требуемых качеств;
- уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается
выполнять предъявляемые требования (И. П. Подласый)
Для понимания сущности гуманистической направленности воспитания представляют ценность работы К. Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, М. В. Богуславского, Е. В. Бондаревой, О.С. Газмана, С. А. Козловой, В.М. Коротова, Т. В. Тарантуевой,
Е. Н. Шиянова и др.
Гуманистический потенциал несут педагогические и психологические принципы, утверждённые российскими психологами А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Подьякова, В.П. Зинченко, С. Л. Новосёловой, И.С. Якиманской и др.
Гуманистическая направленность образования предполагает уважение к
обучающемуся и воспитаннику, глубокое понимание неповторимости его
личности, учёт потребностей и возрастных особенностей.
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно –
ориентированной модели воспитания и обучения, изменение формы общения
педагога с детьми в процессе традиционных видов деятельности и в
повседневной жизни. В большей степени стремиться к сотрудничеству в
познавательном, продуктивном, трудовом и бытом взаимодействии,
учитывать интересы, желания и способности обучающихся.
Гуманизация образования – это процесс, направленный на развитие личности
как субъекта творческой деятельности, что составляет важную характеристику
образа жизни педагогов и воспитанников. Предполагает установление
подлинно человеческих, гуманных отношений между педагогом и
воспитанниками в образовательном процессе и является важнейшим компонентом нового педагогического мышления, сконцентрированного вокруг идеи развития личности.
Ведущим направлением гуманизации образования является –самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием; усиление внимания к личности каждого ребёнка как к высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.
Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально- педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, который утверждает полисубъективную сущность образовательного процесса.
Основным смыслом образования в этом становится развитие личности.
А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом.
Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик», «воспитатель –воспитанник» - установление связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов в работе педагогов.
Гуманизация образования предполагает единство общекультрного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально – педагогический принцип влечёт пересмотр целей, содержания и технологии образования.
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенным, самоутверждаться в её среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать всё, чтобы дети были таковыми, чтобы они находили удовольствие в правильных, нравственных поступках. Значит у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит любимый педагог, воспринимается совсем по – другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными. Поэтому необходимо чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет или обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того момента и до того момента, пока ребёнок не поймёт, почему с ним так поступили; пока он не согласиться с тем, как с ним поступили. Во всём этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения педагогики сотрудничества, которая строится на принципах гуманизации и демократизации отношений с воспитанниками.
Для решения всех педагогических задач есть два подхода:
- первый - императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя воспитанников
делать то, что необходимо для их будущего;
- второй – гуманный, то есть такой, когда педагог стремиться приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.
Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребёнку – это чувство собственного достоинства, вера в себя , вера в то, что он знает и умеет.
И достичь этого можно только добром, ибо только добро побеждает добро.
1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психоло-
гическая основа педагогического процесса
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, как воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют это направление в педагогике – придание образовательному процессу личностно- ориентированного характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
Гуманизация воспитания и образования по мнению учёных, педагогов выступает основой педагогического процесса. Это - социально – педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания, общения.
По своим целям гуманизация выступает условием гармоничного развития личности, обогащения его творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармоничного взаимодействия с миром: природой, обществом и другими людьми.
Как отмечает Е. Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором педагоги и воспитанники
выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.
Действительная гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих требований:
1.Переориентация с формально – дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребёнку как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия;
2.Деидеологизацияя педагогического процесса, ориентация на формирование у детей общечеловеческих ценностей;
3.Использование всех форм развития детей и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.
4.Учёт индивидуальных особенностей детей, недопустимость насилия над ребёнком в угоду формальным предписаниям.
Таким образом отмечаем, что гуманизация образования не может рассматриваться как некий универсальный метод или технология обучения, она представляет собой ценностную ориентацию, связанную с перстройкой личностных установок педагога. Именно личностно – ориентированная педагогика содержит в себе индивидуализацию и дифференциацию и учит
умению прогнозировать, контролировать свою жизнь. Способности строить идеал в процессе образования и стремиться к нему отводится место рядом с генетическим потенциалом личности.
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога.
Учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.
Однако, чтобы по-настоящему содействовать прогрессивному развитию общества, педагоги, как и образовательная система (дошкольные учреждения, школы, колледжи и др.), в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее. Дети, посещающие сегодня детский сад, ученики школы вступят в самостоятельную жизнь по прошествии более или менее значительного числа лет. Студент колледжа, который овладевает содержанием учебно-воспитательной работы, вступит в пору своей самостоятельной профессиональной деятельности, находясь уже не в современной школе, не в нынешнем дошкольном учреждении. Какой станет тогда жизнь, так стремительно меняющаяся в последнее время? Насколько сегодняшние воспитанники, ученики, студенты окажутся подготовленными к ней?
Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. Например, во многих странах мира, не исключая и нашу, наблюдается всплеск насилия, терроризма, экстремизма. Эта проблема постоянно муссируется в средствах массовой информации, рассматривается на государственном уровне и т. д. Но не грубая сила и попрание прав человека, а ростки гуманизма, символом которого стала всемирно известная мать Тереза, - вот основа прогресса общества. И именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания должно строиться сегодняшнее воспитание.
В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГУМАНИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.
Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.
Конечно, в таком образовании - обучении человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует, как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: занятие, вопрос, ответ. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно, как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире.
Сложившаяся ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества.
Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жёсткого регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки образования.
Гуманизация современного образования связана, прежде всего с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребёнок, становление его субъективности. Переход от единообразия типов учреждений образования к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей
новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и
удовлетворять их, обеспечивая широкий спектр образовательных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития общества актуальным представляется построение образовательного процесса на основах гуманистической педагоги и и гуманистического образования.
Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое своей главной и незыблемой ценностью признает человека как такового, уважает его свободу и возможности его развития.
Педагогический процесс, выстроенный на положениях гуманистической педагогики основывается на конструктивной работе воспитанника и воспитателя, ученика и учителя, студента и преподавателя, в которой взрослый старается всецело развивать инициативу своих подопечных, создавать условия для их личностного и творческого развития.
Гуманистическая направленность образования на современном этапе прежде всего связана с изменением отношения к воспитанию, в центре которого ребёнок, становление его субъективности.
Создание условий для творческой и поисковой деятельности детей, интеграция видов деятельности и их эмоциональная насыщенность способствует переходу на новый стиль общения с ребёнком, развитию личностного взаимодействия педагога со своими воспитанниками.
Сегодня главная цель образования — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.(И.П.Подласый)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [текст] / Ш. А.
Амонашвили. – М.: 2000 – 464с.
2.Г. К. Селевко – «Современные образовательные технологии» - учебное пособие – М.: Народное образование- 1998г. (введение)
3.Е. А. Лобанова – Дошкольная педагогика – Балашов
4.И. П. Подласый – Педагогика
5.С. А. Козлова, Т. А. Куликова –Дошкольная педагогика [текст] : М; Издательский центр «Академия»-2000г.
6. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева – Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения – «Питер»; 2013г.
7.Идеи гуманизации дошкольного воспитания в трудах А. В. Запорожца
// Культура и образование: материалы Всероссийской научно –
практической конференции. – Смоленск: СГГИ, 1997 – С. 119-122.