Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период. | Денисенко Ольга Анатольевна. Работа №229275
Автор: Денисенко Ольга Анатольевна
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело
не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа
воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Семицветик».
Характеристика форм работы с родителями
в адаптационный период.
Составила: воспитатель
Денисенко О.А.
2019г.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения
необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад,
положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от
воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты,
внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело
не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа
воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом
многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с родителями;
-доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско- родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу , на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Л.В. Белкина предлагает использовать следующие формы работы детского сада с семьей:
-родительские собрания;
-анкетирование;
-посещение на дому;
-выставки;
-папки-передвижки;
-наглядные формы педагогической пропаганды;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время
адаптационного периода;
-алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».
Также она предлагает использовать перспективный план по работе с
родителями в адаптационный период.
После того как перспективный план работы с семьей на адаптационный
период составлен необходимо четко регламентировать педагогическое
взаимодействие специалистов с семьей в этот период.
Заведующий: проведение экскурсий по ДОУ, беседы с родителями,
оформление родительских договоров.
Старший воспитатель: проведение социологических опросов
(анкетирования), координация работы специалистов узкой специализации.
Педагог-психолог: диагностирование, психо-гимнастика, консультирование.
Учитель-логопед: диагностика, консультирование.
Старшая медсестра: консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика.
Воспитатель по физкультуре: проведение занятий с детьми и
родителями с использованием различных оздоровительных технологий, досуг.
Воспитатели: организация и проведение совместных специальных игр-
занятий с детьми и их родителями, консультирование – беседы.
Музыкальный руководитель: проведение игр-занятий, постановки
кукольного театра, консультирование.
Используя эти методы и приемы взаимодействия ДОУ с семьей в период
адаптации, тогда сам процесс у воспитанника детского сада будет протекать
не как приспособительский, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся
стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая
перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением
о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач,
стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества
образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и
интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство,
возможно только при проектировании системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные
программы, обусловили необходимость поиска решения проблем
взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения
педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии
дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием
– его качеством, которое непосредственно зависит от уровня
профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры
родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных
возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание
своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики,
особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в
детское учреждение. Их решение возможно при условии всесторонней
психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих
воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической
компетентности родителей, необходимость и актуальность организации
различных форм образования.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ –
развитие отношений «Ребёнок-педагог – родитель».
Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена
на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с
родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими
знаниями.
Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены:
коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у
родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу игр и направлены на установление
неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому
саду.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип
партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то,
что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать,
искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с
родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию,
тестированию родителей и педагогов.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии
у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической
информации.
Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей
это в первую очередь- общение на основе диалога, открытость, искренность в
общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей
способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в
условиях семьи.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и
родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием
и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить
деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного
воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление
родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через
газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и
педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер
сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений
между родителями и педагогам ДОУ.
Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный,
систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями
необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной
специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер
взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.
Формы работы:
1. «День открытых дверей», организованный специально для родителей.
Проводится экскурсия по детскому саду, родителям предоставляется возможность посетить занятия специалистов, которые будут работать или работают с малышами (музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, логопед), понаблюдать за проведением режимных моментов; проводятся беседы с руководителем учреждения, старшим воспитателем, медицинскими работниками с целью ознакомления с реализуемой программой, правилами посещения детского сада, правами и обязанностями родителей, правами детей, режимом детского сада, примерным меню,
организуется знакомство родителей с педагогами, планирующими набор детей дошкольного возраста, с условиями пребывания детей в предполагаемой группе. Во время посещения детского сада родители могут познакомиться с результатами работы детского сада через организацию выставок детских работ, показ творческой деятельности детей.
2. Организация клуба для родителей «Ясли – это серьезно». На занятиях клуба обсуждаются следующие вопросы: что такое адаптация, фазы адаптационного периода; степени адаптационного периода, факторы, определяющие процесс прохождения адаптации; правила введения ребенка в детский сад, особенности взаимодействия родителей с ребенком в период адаптации.
3. Организация мини-библиотеки для родителей, в которой есть необходимая литература по данной проблематике, а у родителей есть возможность взять интересующую их книгу домой.
4. Анкетирование родителей с целью изучения интересов и потребностей семей, изучения индивидуальных особенностей детей, их привычек; изучение степени подготовленности ребенка к посещению детского сада; особенностей взаимоотношений родителей и детей.
5. Организация детско-родительских проектов. Данные проекты необходимы для формирования доверительных отношений между педагогами и родителями. Проекты оформляются как членами семьи, так и совместно с педагогами. Примерная тематика проектов: «Презентация своего ребенка», «Презентация семьи», «По дороге в детский сад», «Мои первые дни в детском саду», «Выходной в кругу семьи», «Как я люблю отдыхать» и т.д. Подобная проектная деятельность проводится систематически (примерно раз в 1-2 месяца).
6. Индивидуальные консультации. Данные консультации проводятся воспитателем с целью своевременного анализа и корректировки прохождения адаптационного периода каждым конкретным ребенком. Вопросы консультаций возникают в ходе индивидуального наблюдения за детьми, либо по запросам родителей.
7. Подгрупповые консультации. Проводятся воспитателями с приглашением специалистов детского сада. На подобные консультации приглашается группа родителей с похожими проблемами у детей. В ходе таких консультаций используются видеозаписи, иллюстрирующие выявленные проблемы.
8. Родительские собрания. При подготовке к собранию необходимо обеспечить максимальную его посещаемость, для этого используются различные формы информирования родителей о его проведении: письменные объявления, индивидуальные устные приглашения, индивидуальные письменные пригласительные билеты и т.д. Также целесообразно изготовить памятки по материалам собраний для тех родителей, кто не смог посетить собрание.
9. «День семьи».
Цель – развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых; рефлексии результатов взаимодействия детей, родителей и воспитателей. Предварительно проводится совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями семейных гербов. Дети и родители рассказывают о своей семье.
10. Организация подготовки ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения через совместную с родителем деятельность в новой среде, идентификацию ребенка с опытом близкого взрослого посредством игровых занятий с детско-родительскими парами. Родителям дается задание поделиться семейным опытом по организации того или иного вида совместной деятельности с ребенком в условиях семьи (игра, чтение, прогулка, двигательные упражнения, отдых и т.п.). Родители делятся опытом, воспитатель, психолог дает консультации о важности совместной деятельности взрослого и ребенка.
В рамках таких занятий расширяются возможности понимания родителем своего ребенка, создаются условия для выработки новых навыков взаимодействия. В свою очередь, это позволит ребенку идентифицироваться с опытом близкого взрослого, безболезненно отделиться от него, постепенно войти в социум и легче адаптироваться к детскому саду.
11. Копилка консультативных материалов для родителей. Это большая подборка консультативных материалов для родителей по всем аспектам проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста. Данные материалы хранятся в методическом кабинете и могут быть использованы для экспонирования на информационных стендах; для самостоятельного индивидуального прочтения, как родителями, так и педагогами; при подготовке к совместным медико-педагогическим совещаниям и родительским собраниям. В копилку входят примеры совместных игр родителей и детей.
Следует помнить основные принципы при организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется
возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей; создание активной– развивающей среды. Организация работы с родителями по обеспечению условий для успешного прохождения адаптационного периода детьми в детском саду должна начинаться задолго до непосредственного поступления ребенка и продолжаться до полного завершения адаптационного периода у каждого ребенка. Контакт, устанавливаемый с семьей, должен быть дифференцирован, то есть в соответствии с группой адаптации ребенка должны быть определены объем и содержание работы с семьей. В случае неблагополучной адаптации ребенка работа с семьей должна быть более глубокой и более объемной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и методистом дошкольного учреждения.