Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Характеристика воли и ее развитие у осужденных. | Малашенкова Ирина Николаевна. Работа №362638

Дата публикации:
Автор:
Описание:

                                 Психолого – педагогический семинар

                       Подготовила и выступила Малашенкова И.Н.

                          Характеристика воли и ее развитие у осужденных.

Цели:

1.Указать наважность воли, как механизма сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженного в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

2. Напомнить о необходимости учитывать различия в волевой сфере осужденных необходимо для эффективного воспитательного воздействия.

Задачи:

1) обсуждение темы специфики процесса воспитания осужденных, который происходит в рамках исполнения уголовного наказания;

2) ориентировать сотрудников исправительных учреждений на то, что они должны уметь для стимуляции  волевых усилий осужденных применять требования, поощрения, принуждение и контроль;

3)напомнить о необходимости учитывать различия в волевой сфере осужденных необходимо для эффективного воспитательного воздействия.

Любое волевое качество имеет два взаимосвязанные стороны: содержательную и динамическую. Содержательная сторона включает ответ на вопрос, чего хочет добиться человек, проявляя решительность, настойчивость, целеустремленность. Ответ на него можно найти в характере мотивов и целей осужденного. Динамическая сторона содержит ответ на вопрос, как индивид организует свое поведение и деятельность. Ответ на него дают умения человека добиваться поставленных целей и задач.При определении содержательной стороны волевых качеств конкретного осужденного нужно учитывать его отношение к своей деятельности, коллективу окружающим, самому себе как личности.

Этап волевого действия: постановка цели, планирование, исполнение. Постановка цели может проходить с борьбой или без борьбы мотивов и заканчивается принятием решения.

Особенности волевого действия у осужденных. Любое волевое проявление характеризуется сознательной борьбой с трудностями. Основные трудности у осужденных вызываются самим наказанием либо опосредованы им. Они могут быть внешними –препятствия, которые не зависят от человека (трудности работы, сопротивление других людей, разного рода помехи), и внутренними трудностями личного порядка, зависящими от физического и психического состояния осужденного. Внутренние трудности обычно связаныс борьбой мотивов укоренившихся старых и новых привычек. В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единстве.Волевая деятельность человека выражается не только в выполнении поставленных перед ним осознанных целей, но и в подчинении этим целям  своего  поведения и деятельности. Он осуществляет власть над собой, контролирует, а в случае необходимости подавляет непроизвольные импульсы.Волевая деятельность имеет следующие особенности:а) человек осознает свободу осуществления действий: «могу поступать так, а могу иначе». В данном случае налицо переживание свободы выбора решения ответственности за свои намерения и действия; б) любой волевой акт осуществляет человек как личность. Благодаря волевой деятельности человек осознает, что он сам определил свою судьбу и полностью отвечает за нее.

Постановка цели осужденным и ее удержание представляет собой сложный процесс, истоки которого находятся в скрытых от внешнего взора причинах поведения. Но всегда за осознанными целями стоят воздействия материального мира, которые в сознании человека отражаются в виде различных побуждений. Всякое побуждение, согласно законам высшей нервной деятельности, есть доминирующее возбуждение, сформировавшееся в коре головного мозга под влиянием внешней и внутренней сигнализации. Сознательное побуждение именуют мотивами.Завершающим моментом постановки цели является принятие решения, когда человек перестает колебаться и говорит себе: «Буду делать это».

Таков общий характер постановки цели волевого действия, совершаемого по собственной инициативе.

По-иному протекает постановка цели в поступках, вызванных необходимостью выполнить задание. В зависимости от того, как осужденный воспринимает цели, он будет совершать различные волевые действия –от поступка по принуждению до поступка по убеждению и желанию. От освоения человеком цели-задания будет зависеть его поведение. В связи с этим выделяют различные варианты целей-заданий и отношения к ним.

Цель-задание и стремление осужденного могут находиться в противоречии. Цель воспринимается как чужая, и действие совершается формально.Сначала осужденный воспринимает цель как внешне навязанную, но постепенно он осознает ее важность и необходимость. В процессе борьбы мотивов цель начинает восприниматься как внутренне необходимая. В дальнейшем поступок совершается по плану самостоятельных волевых действий.

Цель-задание с самого начала воспринимается как желанная. Действие исполняется по собственной инициативе.Когда цель ясно определена, происходит дальнейшее развитие волевого действия. Перед осужденным возникают новые задачи. Если при адаптации к тюремной среде человек ищет ответа на вопрос: «Что делать?», то теперь –на вопрос: «Как делать?». Он пытается найти наиболее верный и экономный путь достижения цели, для чего анализирует обстановку, выясняет трудности, стоящие на пути, и ищет способы их преодоления.

Планирование –сложный психологический процесс, который включает в себя анализ, синтез, размышления, обдумывание и борьбу мотивов. Исполнитель воспринимает, осмысливает и осваивает цель и план. План только тогда может быть творчески реализован, когда он становится для осужденного собственным.

У осужденных процесс преодоления трудностей и достижения целей преимущественно импульсивный характер. В волевом действии у них часто выпадает этап планирования, а для завершения действия им не хватает выдержки и настойчивости. В итоге трудности не  преодолеваются, а положительные цели либо не достигаются, либо достигаются частично, либо замещаются легкодоступными, в том числе отрицательными. У осужденных появляется неуверенность в своих силах, они не пытаются преодолеть встречающиеся трудности, их поведение и деятельность начинают зависеть от случайных обстоятельств.

Несмотря на важность постановки цели и планирования, они являются лишь подготовительными этапами волевого действия. Последнее выражается только в исполнении. Именно поэтому человека называют волевым, что он умеет предотвратить цель в план и в жизнь.

Постановка в цели не всегда обходится без внутренней борьбы мотивов, планирование –без борьбы различных вариантов плана, а исполнение –без борьбы с трудностями, стоящими на пути к достижению сознательно поставленной цели. Следовательно, воспитывать волю человека – это прежде всего воспитывать у него умение преодолевать трудности.

Диагностика воли у осужденных. Волю  осужденных можно исследовать с помощью: изучения личного дела, биографии осужденного, инициативности, самостоятельности (А.И. Высоцкий), наблюдения, анкетирования (тестирования), индивидуальных бесед, тестов ВСК (волевой самоконтроль), УСК (уровень самоконтроля), методов специальных заданий, независимых характеристик, сочинений, незаконченных предложений, полярных профилей (В.И. Селиванов), взаимных оценок, анализ волевых действий (А.И. Высоцкий).

Чаще всего волю оценивают по силе и слабости. Например, К.Е. Игошев выделяет волевых и импульсивных преступников. У преступников часто наблюдаются дефекты воли, ослабление внутренней системы социального контроля, несформированность способности трезво оценивать возникающие побуждения и сложившуюся конфликтную ситуацию. В связи с этим все больший удельный вес в общественно опасных деяниях имеют элементы импульсивных действий.

По мнению К.Е. Игошева, выявление сущности мотивации импульсивных и волевых действий есть условие для установления социальной природы преступного поведения. На подготовительном этапе формируется цель, происходит борьба мотивов. Нередко данный этап сложного волевого действия отличается большим психологическим напряжением, сложностью переживаний, серьезной умственной работой. В учебнике «Исправительно-трудовая психология» на основе яркого примера показан подготовительный этап - колебания осужденного, желающего явиться с повинной.На основном этапе происходит реализация принятого решения, исполнение намеченной цели. Основной этап характеризуется преодолением внутренних и внешних препятствий. Внутренние препятствия - это продолжающаяся борьба мотивов. Внешние препятствия - это трудности, встречающиеся при достижении поставленной цели.Заключительный этап характеризуется подведением итогов содеянному, при этом анализируются достигнутые успехи, допущенные промахи, переживается радость достигнутого, которая в будущем будет существенным побудителем для постановки и достижения новых целей, новых сложных волевых действий. Анализируя свои действия после совершения сложного волевого действия, человек накапливает тем самым опыт волевого поведения.

Все осужденные, в зависимости от сферы волевого проявления, подразделяются на пять наиболее четко выделяющихся групп:

1) осужденные с сильной положительно направленной волей (случайно, по неосторожности совершившие преступление); 2)осужденные с сильной отрицательно направленной волей («злой» волей); 3) осужденные со слабой волей отрицательной направленности; 4) осужденные со слабой положительно направленной волей; осужденные с аномалиями в сфере волевого поведения; 5) данная категория осужденных находится в стадии деградации личности и должна вызывать наиболее пристальное внимание воспитателя, практического психолога. Из данной классификации ясно, что у одной категории осужденных необходимо в первую очередь изменять направленность личности, направленность воли, у другой - формировать опыт волевого поведения. Так или иначе, в укреплении воли, формировании опыта волевого поведения нуждаются все осужденные.

К наиболее эффективным формам укрепления воли осужденных относятся:

- формирование здоровых интересов и установок в повседневной жизни, в процессе воспитательной работы, при соблюдении режимных требований, при организации производительного труда;

- оказание помощи осужденному в формировании установки на преодоление трудностей, способствуя тем самым накоплению опыта волевого поведения;

- ориентирование осужденных на самовоспитание, осознанное отношение к своим личностным качествам;

- четкая организация всех сторон деятельности и быта осужденных, строгое соблюдение режимных требований и распорядка дня.

Таким образом, можно сделать вывод: эмоционально-волевая сфера осужденных должна быть постоянно в поле зрения их воспитателей, практических психологов.

Психолого – педагогический семинар

Подготовила и выступила Малашенкова И.Н.

Характеристика воли и ее развитие у осужденных.

Цели:

1.Указать наважность воли, как механизма сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженного в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

2. Напомнить о необходимости учитывать различия в волевой сфере осужденных необходимо для эффективного воспитательного воздействия.

Задачи:

1) обсуждение темы специфики процесса воспитания осужденных, который происходит в рамках исполнения уголовного наказания;

2) ориентировать сотрудников исправительных учреждений на то, что они должны уметь для стимуляции волевых усилий осужденных применять требования, поощрения, принуждение и контроль;

3)напомнить о необходимости учитывать различия в волевой сфере осужденных необходимо для эффективного воспитательного воздействия.

Любое волевое качество имеет два взаимосвязанные стороны: содержательную и динамическую. Содержательная сторона включает ответ на вопрос, чего хочет добиться человек, проявляя решительность, настойчивость, целеустремленность. Ответ на него можно найти в характере мотивов и целей осужденного. Динамическая сторона содержит ответ на вопрос, как индивид организует свое поведение и деятельность. Ответ на него дают умения человека добиваться поставленных целей и задачри определении содержательной стороны волевых качеств конкретного осужденного нужно учитывать его отношение к своей деятельности, коллективу окружающим, самому себе как личности.

Этап волевого действия: постановка цели, планирование, исполнение. Постановка цели может проходить с борьбой или без борьбы мотивов и заканчивается принятием решения.

Особенности волевого действия у осужденных. Любое волевое проявление характеризуется сознательной борьбой с трудностями. Основные трудности у осужденных вызываются самим наказанием либо опосредованы им. Они могут быть внешними –препятствия, которые не зависят от человека (трудности работы, сопротивление других людей, разного рода помехи), и внутренними трудностями личного порядка, зависящими от физического и психического состояния осужденного. Внутренние трудности обычно связаныс борьбой мотивов укоренившихся старых и новых привычек. В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единствеолевая деятельность человека выражается не только в выполнении поставленных перед ним осознанных целей, но и в подчинении этим целям своего  поведения и деятельности. Он осуществляет власть над собой, контролирует, а в случае необходимости подавляет непроизвольные импульсыолевая деятельность имеет следующие особенности:а) человек осознает свободу осуществления действий: «могу поступать так, а могу иначе». В данном случае налицо переживание свободы выбора решения ответственности за свои намерения и действия; б) любой волевой акт осуществляет человек как личность. Благодаря волевой деятельности человек осознает, что он сам определил свою судьбу и полностью отвечает за нее.

Постановка цели осужденным и ее удержание представляет собой сложный процесс, истоки которого находятся в скрытых от внешнего взора причинах поведения. Но всегда за осознанными целями стоят воздействия материального мира, которые в сознании человека отражаются в виде различных побуждений. Всякое побуждение, согласно законам высшей нервной деятельности, есть доминирующее возбуждение, сформировавшееся в коре головного мозга под влиянием внешней и внутренней сигнализации. Сознательное побуждение именуют мотивамиавершающим моментом постановки цели является принятие решения, когда человек перестает колебаться и говорит себе: «Буду делать это».

Таков общий характер постановки цели волевого действия, совершаемого по собственной инициативе.

По-иному протекает постановка цели в поступках, вызванных необходимостью выполнить задание. В зависимости от того, как осужденный воспринимает цели, он будет совершать различные волевые действия –от поступка по принуждению до поступка по убеждению и желанию. От освоения человеком цели-задания будет зависеть его поведение. В связи с этим выделяют различные варианты целей-заданий и отношения к ним.

Цель-задание и стремление осужденного могут находиться в противоречии. Цель воспринимается как чужая, и действие совершается формальноначала осужденный воспринимает цель как внешне навязанную, но постепенно он осознает ее важность и необходимость. В процессе борьбы мотивов цель начинает восприниматься как внутренне необходимая. В дальнейшем поступок совершается по плану самостоятельных волевых действий.

Цель-задание с самого начала воспринимается как желанная. Действие исполняется по собственной инициативеогда цель ясно определена, происходит дальнейшее развитие волевого действия. Перед осужденным возникают новые задачи. Если при адаптации к тюремной среде человек ищет ответа на вопрос: «Что делать?», то теперь –на вопрос: «Как делать?». Он пытается найти наиболее верный и экономный путь достижения цели, для чего анализирует обстановку, выясняет трудности, стоящие на пути, и ищет способы их преодоления.

Планирование –сложный психологический процесс, который включает в себя анализ, синтез, размышления, обдумывание и борьбу мотивов. Исполнитель воспринимает, осмысливает и осваивает цель и план. План только тогда может быть творчески реализован, когда он становится для осужденного собственным.

У осужденных процесс преодоления трудностей и достижения целей преимущественно импульсивный характер. В волевом действии у них часто выпадает этап планирования, а для завершения действия им не хватает выдержки и настойчивости. В итоге трудности не  преодолеваются, а положительные цели либо не достигаются, либо достигаются частично, либо замещаются легкодоступными, в том числе отрицательными. У осужденных появляется неуверенность в своих силах, они не пытаются преодолеть встречающиеся трудности, их поведение и деятельность начинают зависеть от случайных обстоятельств.

Несмотря на важность постановки цели и планирования, они являются лишь подготовительными этапами волевого действия. Последнее выражается только в исполнении. Именно поэтому человека называют волевым, что он умеет предотвратить цель в план и в жизнь.

Постановка в цели не всегда обходится без внутренней борьбы мотивов, планирование –без борьбы различных вариантов плана, а исполнение –без борьбы с трудностями, стоящими на пути к достижению сознательно поставленной цели. Следовательно, воспитывать волю человека – это прежде всего воспитывать у него умение преодолевать трудности.

Диагностика воли у осужденных. Волю осужденных можно исследовать с помощью: изучения личного дела, биографии осужденного, инициативности, самостоятельности (А.И. Высоцкий), наблюдения, анкетирования (тестирования), индивидуальных бесед, тестов ВСК (волевой самоконтроль), УСК (уровень самоконтроля), методов специальных заданий, независимых характеристик, сочинений, незаконченных предложений, полярных профилей (В.И. Селиванов), взаимных оценок, анализ волевых действий (А.И. Высоцкий).

Чаще всего волю оценивают по силе и слабости. Например, К.Е. Игошев выделяет волевых и импульсивных преступников. У преступников часто наблюдаются дефекты воли, ослабление внутренней системы социального контроля, несформированность способности трезво оценивать возникающие побуждения и сложившуюся конфликтную ситуацию. В связи с этим все больший удельный вес в общественно опасных деяниях имеют элементы импульсивных действий.

По мнению К.Е. Игошева, выявление сущности мотивации импульсивных и волевых действий есть условие для установления социальной природы преступного поведения. На подготовительном этапе формируется цель, происходит борьба мотивов. Нередко данный этап сложного волевого действия отличается большим психологическим напряжением, сложностью переживаний, серьезной умственной работой. В учебнике «Исправительно-трудовая психология» на основе яркого примера показан подготовительный этап - колебания осужденного, желающего явиться с повиннойа основном этапе происходит реализация принятого решения, исполнение намеченной цели. Основной этап характеризуется преодолением внутренних и внешних препятствий. Внутренние препятствия - это продолжающаяся борьба мотивов. Внешние препятствия - это трудности, встречающиеся при достижении поставленной целиаключительный этап характеризуется подведением итогов содеянному, при этом анализируются достигнутые успехи, допущенные промахи, переживается радость достигнутого, которая в будущем будет существенным побудителем для постановки и достижения новых целей, новых сложных волевых действий. Анализируя свои действия после совершения сложного волевого действия, человек накапливает тем самым опыт волевого поведения.

Все осужденные, в зависимости от сферы волевого проявления, подразделяются на пять наиболее четко выделяющихся групп:

1) осужденные с сильной положительно направленной волей (случайно, по неосторожности совершившие преступление); 2)осужденные с сильной отрицательно направленной волей («злой» волей); 3) осужденные со слабой волей отрицательной направленности; 4) осужденные со слабой положительно направленной волей; осужденные с аномалиями в сфере волевого поведения; 5) данная категория осужденных находится в стадии деградации личности и должна вызывать наиболее пристальное внимание воспитателя, практического психолога. Из данной классификации ясно, что у одной категории осужденных необходимо в первую очередь изменять направленность личности, направленность воли, у другой - формировать опыт волевого поведения. Так или иначе, в укреплении воли, формировании опыта волевого поведения нуждаются все осужденные.

К наиболее эффективным формам укрепления воли осужденных относятся:

- формирование здоровых интересов и установок в повседневной жизни, в процессе воспитательной работы, при соблюдении режимных требований, при организации производительного труда;

- оказание помощи осужденному в формировании установки на преодоление трудностей, способствуя тем самым накоплению опыта волевого поведения;

- ориентирование осужденных на самовоспитание, осознанное отношение к своим личностным качествам;

- четкая организация всех сторон деятельности и быта осужденных, строгое соблюдение режимных требований и распорядка дня.

Таким образом, можно сделать вывод: эмоционально-волевая сфера осужденных должна быть постоянно в поле зрения их воспитателей, практических психологов.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×