«Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение» | Шестопалова Наталья Николаевна . Работа №328831
Консультация для родителей «Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение»
Очень многие дети неправильно употребляют в речи слова, неправильно их изменяют, т.е. допускают огромное количество аграмматизмов в речи.
Всем знакомы такие речевые ошибки детей как:
- «В лесу живёт много медведев, лисов, белков, ежов»
Родители должны исправлять все ошибки детей, говорить ребенку, как правильно нужно изменить слово. В данной консультации приводится ряд речевых упражнений, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.
Консультация для родителей «Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение»
Очень многие дети неправильно употребляют в речи слова, неправильно их изменяют, т.е. допускают огромное количество аграмматизмов в речи.
Всем знакомы такие речевые ошибки детей как:
- «В лесу живёт много медведев, лисов, белков, ежов»
- «Это роты, ухи, стулы»
- «Это хвостик зайчачий, морда медведина»
- «Портфель сделан из кожи, значит, он кожавый»
Родители должны исправлять все ошибки детей, говорить ребенку, как правильно нужно изменить слово. Ниже приводится ряд речевых упражнений, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.
«Скажи ласково» или « Скажи про маленький предмет» (
Родитель говорит:
«Я скажу тебе про большой предмет «стул», а ты мне про маленький – «стульчик», дерево-деревце, рука-ручка)
«Скажи про большой предмет» (усы-усищи,
ноги-ножище
, кот-котище)
«Скажи про много (стоит
стол-стоят
столы, растёт дерево-растут деревья, ползёт муравей-ползут муравьи)
«Посчитай и скажи, сколько всего»
. Нужно посчитать любые предметы, называя числительное вместе с существительным. Например, одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек. Нужно обратить внимание ребенка, что при счете слово изменяется 2 раза: первый раз при счете 2(две кошки), а второй раз при счете 5(пять кошек).
«Почемучка».
(Употребление существительных в творительном падеже). Задайте ребенку вопросы, послушайте ответы, исправьте, если нужно. Вопросы: «чем расчесываются? Чем едят суп? Чем рубят дрова? Чем рисуют? Чем открывают дверь? Чем моют полы?»
«Чего не стало?» Уберите со стола какой-нибудь предмет и спросите у ребенка: «Чего не стало на столе?» (ручки, карандаша, ложки) Спрятать несколько одинаковых предметов и спросить
:
«Чего не стало?» (карандашей, ложек, ручек).
«Чей хвост, чьи следы?» (рассмотреть картинки). Примерные
ответы: «Это хвост лисы, значит, он лисий. Это следы зайца, значит, следы заячьи».
«Из чего сделано?» Предложите ребенку определить из чего сдела
н(
а) стол, ручка, свеча, портфель. Примерные ответы: «Стол из дерева, значит, он деревянный. Ручка из пластмассы, значит, она пластмассовая
.»
«Сравни два предмета». Сравните с ребенком два предметы по толщине, по длине, по высоте, по ширине и т.д. Примерные ответы: «Эта палка широкая, а эта еще шире. Этот карандаш острый, а этот еще острее
.»
«Удивительные слова» (слова, которые не меняются). «
Девочка играет на пианино. На пианино лежат ноты. Мальвина пошла в гости к Буратино. У Буратино золотой ключик».
Неизменяемые слова: пальто, кофе, кино, шоссе, тюль, кафе и т.д.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О.И. Соловьевой, А.М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:
- Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
- Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
- Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
- С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что родители, исправляя ошибку, по-другому формулируют фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Я поставил на стол тарелку и много ложков и чашков». – « Правильно, ты хорошо накрыл стол к чаю, положил много ложек и поставил много чашек», - подтверждают родители.
- Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приёмы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово…, подумай, как изменить его правильно», - говорят родители. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа - матрешек, ботинок, варежек).
- В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
- При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
- ребенок чем-то огорчен, он жалуется родителям, хочет от них помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
- ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;
- ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Родители фиксируют свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.