Химические свойства углеводов на примере глюкозы | Павлова Валентина Николаевна. Работа №319505
В статье дана технологическая карта урока и план-конспект урока по данной теме. Прослеживается межпредметная взаимосвязь биологии и химии. Выдвинута гипотеза на основании строения молекулы глюкозы, что она проявляет свойства многоатомных спиртов и альдегидов. Подтверждение гипотезы через химические эксперименты в группах с соблюдением правил техники безопасности при выполнении эксперимента. Закрепление изученной темы через выполнение упражнений, решение задач, составление цепочки химических превращений (для разных групп разные задания).
Конспект урока химии по теме:
«Химические свойства углеводов на примере глюкозы»
Выполнил учитель химии
МАОУ «СОШ №40»
Павлова В.Н.
Содержание
Характеристика урока…………………………………………………………………..с.3
Технологическая карта урока………………………………………………………….с.5
План-конспект урока…………………………………………………………………....с.8
Характеристика урока
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 10 (профильном) классе по теме «Химические свойства глюкозы».
Цели урока:
Ознакомление
обучающихся
с химическими свойствами глюкозы на основе ее состава и строения.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса «Химия» является сформированность следующих умений:
осознание значимость химических превращений органических веществ как основы многих явлений живой природы;
овладение навыками безопасного обращения с веществами;
формирование умений устанавливать
зависимость
свойств
веществ
от
их
состава и
строения
;
приобретение
опыта использования различных методов изучения веществ
;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно
й
форме
.
(
в
виде текста, формул, схем,
эксперимента
).
Личностные УУД:
воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку
воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)
осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни
Регулятивные УУД:
формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности
находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы
оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать
самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания
Познавательные УУД;
наход
ить ответы на вопросы
;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
учиться работать
в
группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в малых группах.
Тип урока: урок формирования новых знаний. На изучение темы «Углеводы» в рабочей программе по химии в 10 профильном классе выделено 7 часов. Это второй урок по изучению данной темы.
Вид урока: комбинированный урок.
Методы обучения: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Формы обучения: фронтальная беседа, практическая работа, обобщение.
Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.
Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование игрового материала поможет в интересной форме повторить пройденное и развить интерес к химии.
Использование эксперимента позволит обучающимся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаружить и осмыслить учебную проблему: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повысит наглядность обучения, позволит активизировать процесс овладения знаниями.
Активизация мыслительной деятельности обучающихся достигается благодаря быстрой смене форм работы на уроке.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Время
Предметные
УУД
Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Настрой на рабочий лад.
Запись даты. Запись задания на дом.
1 мин
Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала.
Создание ситуации успеха и эмоционального настроения.
Выполнение тестовых заданий в онлайн форме на платформе «Google Диск».
По одному заданию по изученным темам: «Спирты», «Карбонильные соединения», «Карбоновые кислоты»
Закрепление знаний по темам: «Кислородсодержащие производные углеводородов»
8 мин
Объяснять причины
многообразия веществ.
Личностные, регулятивные
Изучение нового материала.
Формулировка проблемы, цели и задач урока. Организация работы в группах. Организация работы по выполнению эксперимента. Инструктаж по правилам техники безопасности при выполнении эксперимента.
Формулировка темы урока. Работа в группах.
Выполнение эксперимента.
Знать химические свойства углеводов на примере глюкозы в сравнении с многоатомными спиртами и альдегидами.
18 мин
Объяснять зависимость свойств веществ от состава и строения. Владеть навыками безопасного
обращения с веществами.
Коммуникативные, личностные, регулятивные.
Закрепление знаний по теме.
Организация дифференцированных заданий. Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа.
Решение задачи на вывод формулы вещества, составление уравнений химических реакций по схеме, изучение физических свойств глюкозы и ознакомление с ними класс
Закрепить алгоритм решения задачи и составления уравнений генетической взаимосвязи классов органических соединений. Задания высокого уровня сложности ЕГЭ по химии
7 мин
Знать алгоритм решения задач на вывод химической формулы вещества. Осознать значимость химических превращений органических как
основы многих явлений живой природы
Личностные, регулятивные.
Выводы
Подвести обучающихся к выводу по теме урока.
Определить степень достижения поставленной цели.
Фронтальная работа
Доказывают, достигнута цель или нет.
Сформулировать зависимость химических свойств глюкозы по ее составу
3 мин
Владеть приемами работы с
информацией, представленной в разной форме. (Текст,
формула,
схема, эксперимент)
Личностные, коммуникативные
Рефлексия.
Выставление отметок.
Самооценка.
Оценивают урок и свои знания по теме
Уметь оценивать свои познания и свои возможности
3 мин
Высказать суждение о достигнутых результатах.
План-конспект урока
ХОД УРОКА
Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
Мотивирование к учебной деятельности.
Мы продолжаем изучение класса кислородсодержащих органических соединений, который называется - углеводы.
Домашнее задание: ссылка на сайт http://orgchem.ru/ , глава 3, параграф 5.1., ответить на контрольные вопросы.
Расширяя знания об углеводах, начнем знакомство с глюкозы.
Актуализация знаний учащихся.
Онлайн-тест на платформе «Google Диск»
III. Определение темы, постановка задач урока.
Учитель: Химия—наука, изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет химическое вещество.
Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза-
Углеводов всех не счесть.
Главная средь них – глюкоза,
И о ней пойдет здесь речь.
Задание группам: вспомните, чем же глюкоза вам знакома из биологии, из жизни?
Работа проходит в форме мозгового штурма (кто больше вспомнит!).
Мы уже знаем с вами химический состав и линейное строение глюкозы. Каков ее состав (молекулярная формула) и строение (функциональные группы).
Проблема: сможем ли мы на основе уже имеющихся знаний определить свойства глюкозы?
Молекула глюкозы содержит функциональные группы атомов:
А) гидроксильную – ОН, несколько.
Б) карбонильную - СНО
Гипотеза: Глюкоза будет обладать свойствами многоатомных спиртов и альдегидов.
Какова тема нашего урока? Цель урока? Каковы задачи урока?
Предсказать свойства глюкозы, исходя из ее строения;
Узнать физические и химические свойства глюкозы;
Совершенствовать навыки химического эксперимента.
Учитель записывает на доске тему урока:
«Химические свойства глюкозы».
Принимается решение проверить гипотезу экспериментально.
Учитель напоминает учащимся о соблюдении правил техники безопасности.
Изучение нового материала.
Задание для учащихся всех групп. Исследуйте физические свойства глюкозы.
Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.
Данные исследования занесите в опорный конспект (печатную основу для самостоятельной работы учащихся) и кратко доложите.
Задание 2 для группы №1 и группы №2. Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.
В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
Напишите уравнения реакций: CuSO4+ NaOH →
Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2 →
Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.
Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.
Задание 2 для группы №3. Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».
В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + Ag(NH3)2OH
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.
Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.
Задание 2 для группы №4. Проведите исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH)2.
В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора ( см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый ? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:
CuSO4 + NaOH→
Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2
Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.
Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегидоспирт, обладающая свойствами и многоатомных спиртов и альдегидов (запись в опорном конспекте).
Согласно третьему положению теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга, изменяя свойства вещества в целом.
Группы учащихся получают следующие задания:
Задание 3 для группы №1 и №2.
Задача № 12-13, стр. 98 (группа 1),
Задача № 12-14, стр. 98 (группа 2)
Задание 3 группы №3.
Схема
Задание 3 для группы №4. Применение глюкозы. Параграф 23, стр. 246-247.
Представитель каждой группы выполняет задание у доски.
V. Закрепление, контроль знаний.
При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II):
А. Образуется ярко-синий раствор
Б. Выделяется газ
В. Выпадает красно-бурый осадок
Г. На стенках пробирки образуется серебряный налет.
2. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:
А. Образуется ярко-синий раствор
Б. Выделяется газ
В. Выпадает красно-бурый осадок
Г. На стенках пробирки образуется серебряный налет.
3. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:
А. Cu(OH)2
Б. FeCl3
В. Br2
Г. CuO.
- Чем отличается фруктоза от глюкозы по строению?
- Можем ли мы предположить свойства фруктозы? Чем эти свойства будут отличаться от свойств фруктозы?
VI. Подведение итогов.
Оцените свой вклад в работу группы, класса, свои достижения.
Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы и сдают их учителю.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф. И.
Домашнее задание
Работа в группе
Ответ у доски
Дополнения
Тест
Итог (оценивать работу на уроке по пятибалльной системе)
X. Рефлексия.
Учитель:
-- Какая задача стояла перед вами на уроке?
-- Что вы взяли для себя из данного урока?
-- Что вызвало у вас затруднения?
-- Каков результат нашего урока?
Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.
Список используемой литературы:
http://orgchem.ru/
https://
drive.google.com
/
Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов
,
Пономарев С.Ю.,: учебник для 10 класса (про
фильный уровень). М. Дрофа, 2013
.
Химия. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. / Авт.-сост. Л.И. Асанова, Т.Н. Богданович, О.Н.
Вережникова
. – Ярославль: Академия развития, 2011
Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Настольная книга учителя химии. 10 класс. М. «Блик и К» 2001.
Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях.
М.Дрофа
, 2003.