Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Химический эксперимент как источник познания и средство обучения химии | Бойко Надежда Александровна. Работа №351869. Номер работы: №351869

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает химический эксперимент как ключевой элемент обучения химии. Анализируются его функции как источника научного познания и педагогического инструмента. Обсуждаются виды экспериментов, их роль в развитии интереса учащихся к химии и формирования научного мировоззрения. Предлагаются рекомендации по организации экспериментов с учетом современных требований и использования цифровых технологий.

Ключевые слова: химический эксперимент, обучение химии, познание, практические навыки, педагогические технологии, мотивация.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ И СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

 

Бойко Надежда Александровна, учитель химии

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение Виноградовская средняя общеобразовательная школа, Амурская область с.Виноградовка

 

Аннотация. Статья рассматривает химический эксперимент как ключевой элемент обучения химии. Анализируются его функции как источника научного познания и педагогического инструмента. Обсуждаются виды экспериментов, их роль в развитии интереса учащихся к химии и формирования научного мировоззрения. Предлагаются рекомендации по организации экспериментов с учетом современных требований и использования цифровых технологий.

Ключевые слова: химический эксперимент, обучение химии, познание, практические навыки, педагогические технологии, мотивация.

 

Химия как наука и учебный предмет тесно связана с экспериментальной деятельностью. Именно через эксперименты учащиеся осваивают базовые химические законы, изучают свойства веществ и реакции, приобретают практические навыки. В современном образовательном процессе химический эксперимент выполняет две основные функции:

Является источником познания, способствующим формированию научного мышления.

Выступает в качестве эффективного средства обучения, обеспечивающего практическую направленность знаний.

Рассмотрим, как правильно организовать и применять химический эксперимент в школьной практике, чтобы сделать процесс обучения интересным, познавательным и эффективным.

Значение химического эксперимента в обучении

Эксперимент как источник познания

Химический эксперимент позволяет учащимся непосредственно наблюдать явления, исследовать процессы и анализировать результаты. Через такие наблюдения школьники усваивают фундаментальные принципы химии: закон сохранения массы, зависимость скорости реакции от условий и т. д. Эксперимент стимулирует аналитическое мышление, помогает осознать причинно-следственные связи.

Эксперимент как средство обучения

Практическая направленность эксперимента делает обучение химии более осмысленным. Через лабораторную работу школьники не только проверяют теоретические знания, но и развивают мелкую моторику, учатся работать с лабораторным оборудованием и реагентами, соблюдать технику безопасности.

Классификация и виды экспериментов

Демонстрационный эксперимент

Используется учителем для иллюстрации новых понятий, законов и явлений. Например, демонстрация горения магния в кислороде помогает визуализировать химические реакции с выделением тепла и света.

Лабораторный эксперимент

Проводится учащимися самостоятельно под руководством учителя. Такие работы направлены на закрепление знаний, развитие навыков постановки эксперимента и интерпретации результатов.

Исследовательский эксперимент

Предполагает самостоятельное планирование и проведение опыта учащимися, включая формулирование гипотез и анализ полученных данных. Пример — изучение зависимости растворимости веществ от температуры.

Виртуальный эксперимент

В условиях ограниченного доступа к оборудованию использование цифровых технологий (виртуальных лабораторий, симуляторов) позволяет моделировать химические процессы.

Организация и проведение экспериментов

Подготовительный этап

Важно выбрать эксперименты, соответствующие образовательным целям и возрастным особенностям школьников. Подготовка включает инструктаж по технике безопасности, подбор оборудования и материалов.

Этап проведения

Эксперимент необходимо сопровождать комментариями учителя. Важно объяснить ученикам, на что обращать внимание, как фиксировать наблюдения и делать выводы.

Анализ и обобщение результатов

После проведения эксперимента школьники должны обсудить результаты: выявить соответствие гипотезы реальным данным, сравнить их с теоретическими выводами.

Современные подходы к экспериментальной деятельности

Интеграция цифровых технологий

Использование виртуальных лабораторий и онлайн-платформ позволяет проводить сложные эксперименты без риска для здоровья. Это особенно актуально для реакций с использованием токсичных или опасных веществ.

Проектная деятельность

Обучение через проекты позволяет школьникам самостоятельно ставить экспериментальные задачи и искать их решение. Например, разработка модели фильтрации воды или изучение процессов коррозии.

Эвристический подход

Организация опытов, направленных на самостоятельное открытие новых закономерностей, развивает творческое и критическое мышление.

Химический эксперимент — уникальный инструмент, позволяющий объединить теорию и практику. Его успешное применение в образовательном процессе требует от учителя глубокого знания методики, креативного подхода и умения мотивировать школьников. Современные технологии и инновационные подходы дают новые возможности для развития интереса учащихся к химии, способствуя их личностному и интеллектуальному росту.

 

Список литературы

Арстанбекова

Нуржан

Батыровна

Химический эксперимент как источник познания в преподавании курса «Неорганическая химия» // Проблемы Науки.

2019. №5 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/himicheskiy-eksperiment-kak-istochnik-poznaniya-v-prepodavanii-kursa-neorganicheskaya-himiya

Аширматова

Ё. А. Химический эксперимент как важный аспект преподавания химии // Мировая наука.

2019. №9 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/himicheskiy-eksperiment-kak-vazhnyy-aspekt-prepodavaniya-himii

Пяткова Ольга Борисовна, Кулакова Ирина Владимировна Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии // Символ науки.

2016. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-demonstratsionnogo-eksperimenta-dlya-poznaniya-zakonov-himii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×