Хочу научиться играть на гитаре | Воронина Елена Николаевна . Работа №343225
Мастер - класс о том, как доступно и быстро научить всех желающих элементарным основам игры на шестиструнной гитаре. Начиная с правильной посадки, постановки руки, познакомить с приемами игры на инструменте, научить правильному прижатию струн, показать лёгкие аккорды. На примере популярной песни помочь разобраться в табулатуре.
Мастер-класс «Хочу играть на гитаре»
Цель мастер-класса:
Популяризация игры на гитаре, повышение уровня музыкальной культуры.
Задачи мастер-класса:
Развивающие:
-Развитие внимания, музыкально-слуховых представлений,
активизация слухового контроля, развитие координации движений.
Обучающие:
- Познакомить слушателей с музыкальным инструментом, посадкой и постановкой рук, различными видами аккомпанемента на гитаре.
-Научить правильно извлекать звук и грамотно применять приёмы звукоизвлечения.
Воспитательные:
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении инструментом.
- Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.
Мотивационные:
-Способствовать созданию внутреннего комфорта на мастер-классе.
Здоровьесберегающие:
- Правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
-Рациональная организация урока с чередование различных видов учебной деятельности
Методы: практические (игра и показ на инструменте), беседа, рассказ, демонстрация дидактического материала.
Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные, здоровьесберегающие.
Оборудование: музыкальные инструменты,
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- практическое освоение участниками начальных навыков игры на шестиструнной гитаре;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
Ход мастер-класса:
Организационный этап
Основной этап
Заключительный этап. Выводы.
1. Организационный момент.
Представление преподавателя, знакомство с аудиторией. Обозначение темы мастер-класса, целей и задач данного мероприятия. Вступительное слово:
В наше время продолжает рости интерес к шестиструнной гитаре. В ДШИ и ДМШ приходят дети, желающие научиться играть на ней профессионально. Но также много желающих, которые хотят научиться играть на инструменте на любительском уровне, осваивать и исполнять для себя не сложные популярные песни, аккомпанировать. Сегодняшний мастер - класс для молодежи открывает возможность воплотить свою мечту в реальность и познакомиться с азами исполнительства на гитаре. А в дальнейшем, интерес, желание, упорство приведут к положительному результату по освоению этого замечательного инструмента.
Прошу участников мастер-класса представиться и рассказать в двух словах были ли они уже знакомы с гитарой.
2. Основная часть.
Для более полного знакомства с инструментом кратко рассказываю его историю:
Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Используется она как в сольном исполнительстве, так и в качестве аккомпанирующего инструмента. Корни её истории уходят в глубокую древность- II тыс. до н.э.
Гитара сильно отличалась от своего современного вида и формой, и количеством струн.
В средние века расцвет гитарного искусства пришелся на Испанию. Именно там она видоизменяется и приобретает 6 струн. Хотя окончательный современный вид приобретает только в XIX веке.
В Россию гитара попала в XVIII веке, а в XIX в. была сформирована 7ми струнная, русская гитара.
Сегодня мы с вами держим в руках классический вид шестиструнной гитары. Струны у неё двух видов- тонкие нейлоновые 1,2,3 струны и более толстые металлические- так называемые басовые – 4,5,6 струны.
Еще один распространенный вид гитары, более подходящей для аккомпанемента- это акустическая гитара. Звучание у неё ярче классической, а струны чаще всего все металлические.
Существуют так же и другие варианты гитар, среди них выделим электроакустическую ( акустическая гитара с подключением к электроусилителю), полуакустическую гитару- электрогитара, которая позволяет играть и без подключения.
Практическая часть.
Рассказываю об устройстве гитары и способе настройки струн. Классическая посадка. У нас сегодня более свободная.
Посадку и постановку инструмента показываю на себе, затем прошу повторить. По ходу занятия корректирую.
Далее ставим на струны правую руку, показываю способ звукоизвлечения на примере арпеджио по открытым струнам.
Знакомство с буквенным обозначением аккордов.
Переходим к постановке левой руки.
Изучая инструмент, каждый хочет выучить песню или мелодию на гитаре, которая ему нравится. Чаще всего это будет что-то из популярных композиций, а также известных мелодий и произведения. Самым сложным является самостоятельный подбор, однако без хорошего слуха это будет долгий и утомительный процесс. Именно поэтому были придуманы табулатуры, для доступного разбора пресен.
Рассмотрим некоторые и попробуем прочитать.
Рассказываю, что на схеме мы видим нарисованный гриф гитары в пределах 3 ладов. Самая низко звучащая, 6 струна записывается внизу, самая верхняя- вверху. Черные точки- место прижатия пальцев на ладах.
Крестиком обозначается струна, которую мы не используем в аккорде. Буква О предполагает звучание открытой, неприжатой струны.
Большой палец левой руки убираем за гриф, а оставшимися округленными пальцами плотно прижимаем лады ближе к порожкам. Очень важно правильно прижать пальцем нужный лад. Если палец будет лежать, то не даст соседним струнам звучать. Поэтому стараемся прижимать его ближе к ногтю.
Начинаем изучение песни В. Цоя «Группа крови»
Исполняю куплет из песни, демонстрирую как выглядит запись текста с аккордами. Но работа с текстом- это уже более поздний этап а освоении аккомпанемента, а сегодня мы займемся только изучением аккордов и боя к ним.
На примере первого аккорда Am закрепляем теорию. Для удобства в табулатуре сразу подписываю аппликатуру. Вместе по порядку проговариваем процесс постановки каждого пальца на конкретную струну и лад. Отмечаем, что около 6 струны стоит крестик- её мы не играем. Пятую и первую струну не зажимаем, они будут звучать открытыми. Большим пальцем правой руки движением сверху вниз проводим по струнам, от пятой к первой. В процессе корректирую постановку рук слушателей. Если все 5 струн прозвучали, значит, всё было выполнено правильно и можно переходить к следующему аккорду.
Таким же способом изучаем оставшиеся аккорды и переходим к бою.
Существует различные способы аккомпанемента на гитаре, это огромное количество различных видов боя, перебора, чередования баса и аккорда и многое другое.
Наш бой состоит из четырёх движений, выполняемых указательным пальцем правой руки: удар по струнам вниз, удар вверх, снова удар вниз с заглушением и удар вверх.
Останавливаемся на ударе с заглушением. Выполняем его обычным движением указательного пальца вниз, но сразу же глушим их ударом ребра кисти со стороны большого пальца. Вообще глушить можно разными частями кисти, каждый подбирает удобный вариант под себя. Отрабатываем заглушение, обычно у многих не получается сразу приспособиться к исполнению, поэтому акцентируем повышенное внимание этой части занятия.
Чтобы аккорды звучали без остановок нужно будет систематически заниматься, пальцы будут автоматически запоминать расположение аккордов и со временем пропадут все ненужные паузы в игре.
Отработав смены позиций, участники уже могут соединить в медленном темпе аккордовую цепочку изучаемой песни заданным боем. В завершении мастер – класса мы слышим аккомпанемент к песне.
3.Заключительный этап.
Подводим итоги прошедшего мастер-класса. Слушатели познакомились с инструментом, узнали его историю, научились правильной посадке, постановке инструмента, чтению табулатур и грамотному звукоизвлечению. На примере известной песни научились исполнять аккордовую цепочку одним из видов боя.
Данное занятие является только первой ступенькой в изучении искусства аккомпанемента на гитаре.