Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Хореография как средство эстетического воспитания обучающихся | Квач Кира Александровна. Работа №343098. Номер работы: №343098

Дата публикации:
Автор:
Описание:

"Хореография как средство воспитания обучающихся".

Эстетическое воспитание-важнейший аспект формирования гармонично развитой личности. Оно способствует развитию чувства прекрасного, формированию творческого мышления и эмоциональной отзывчивости. Данная методическая разработка посвящена исследованию роли хореографии в эстетическом воспитании обучающихся.

 

Краевое ГБУ ДО «Детская цирковая школа им. В. М. Агарёва»

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-разработчик:

Квач К. А, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ………

4

1.1 Понятие эстетического воспитания………………………………………………

4

1.2 Значение эстетического воспитания в образовательном процессе…………….

4

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………..

8

2.1 Формы и методы работы в хореографическом коллективе……………………

8

2.2. Организация эстетически направленных занятий……………………………..

11

2.3. Роль эстетических игр и упражнений в хореографии………………………….

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эстетическое воспитание – важнейший аспект формирования гармонично развитой личности. Оно способствует развитию чувства прекрасного, формированию творческого мышления и эмоциональной отзывчивости. Искусство хореографии, объединяя музыку, движения и эмоции, оказывает многогранное влияние на личностное развитие человека, становясь одним из эффективных инструментов эстетического воспитания. Данная методическая разработка посвящена исследованию роли хореографии в эстетическом воспитании детей и подростков в рамках дополнительного образования.

Цель методической разработки – рассмотреть хореографию как средство эстетического воспитания, раскрыть её основные аспекты, задачи и методы, а также показать примеры применения хореографии в образовательном процессе.

Задачи методической разработки:

Определить понятие и значение эстетического воспитания в педагогике.

Проанализировать роль хореографии в развитии эстетического восприятия и художественного вкуса.

Рассмотреть методы и средства хореографического воспитания в системе дополнительного образования.

Привести примеры практических упражнений и занятий по хореографии, направленных на эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

 

1.1 Понятие эстетического воспитания

 

Эстетическое воспитание — это процесс формирования эстетических чувств, вкусов, потребностей, творческих способностей, а также способности к эстетическому восприятию окружающей действительности. Оно включает в себя целенаправленное развитие у человека способности к пониманию и восприятию красоты в искусстве, природе, быту и общественной жизни.

Эстетическое воспитание занимает важное место в системе дополнительного образования, так как оно направлено на развитие у учащихся способности к восприятию и пониманию эстетических явлений в окружающем мире и произведениях искусства. Оно способствует формированию гармоничной, развитой личности, обладающей высоким уровнем эстетической культуры. Воспитание эстетических чувств помогает развивать способность критически оценивать окружающую действительность и делать осознанный выбор в пользу прекрасного, гармоничного и этически правильного.

Эстетическое воспитание помогает людям не только лучше воспринимать и ценить произведения искусства, но и замечать и ценить красоту окружающего мира. Это воспитание направлено на развитие человека как всесторонне развитой личности, способной к восприятию и созданию прекрасного в различных сферах жизни.

 

1.2 Значение эстетического воспитания в образовательном процессе

 

Эстетическое воспитание – это важнейший компонент образовательного процесса, особенно в системе дополнительного образования. Оно способствует гармоничному развитию личности, формированию культурных и духовных ценностей, а также развитию креативности и эмоциональной восприимчивости. В контексте дополнительного образования, которое охватывает широкий спектр творческих и культурных программ, эстетическое воспитание играет ключевую роль в становлении личности ребенка и подростка.

1. Формирование эстетического вкуса и восприятия

Одним из главных значений эстетического воспитания в дополнительном образовании является формирование эстетического вкуса и восприятия окружающего мира. Участие детей в занятиях по искусству, музыке, танцам, театральному искусству и другим творческим направлениям позволяет им развивать чувство красоты, гармонии и пропорций. Дети учатся воспринимать мир в его многообразии, замечать детали, ценить красоту в повседневной жизни, что способствует их общему культурному развитию.

2. Развитие творческого потенциала

Эстетическое воспитание играет решающую роль в развитии творческого потенциала ребенка. Через занятия в кружках и секциях, дети получают возможность самовыражения, развития своих творческих способностей и навыков. Например, участие в театральных постановках или художественных студиях развивает у детей воображение, фантазию, умение мыслить нестандартно. Творческие задания помогают детям выходить за рамки привычного, искать новые пути решения задач, что особенно важно в современном мире, где ценятся инновационное мышление и способность к адаптации.

3. Формирование эмоциональной интеллигенции

Эстетическое воспитание способствует развитию эмоциональной интеллигенции – способности распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями окружающих. Занятия искусством, такими как музыка, живопись, театр, позволяют детям выразить свои чувства и переживания, понять их природу, а также научиться эмпатии – способности сочувствовать и понимать других людей. Эмоциональная отзывчивость, развитая через эстетическое воспитание, помогает детям в установлении более глубоких и искренних отношений, улучшает их коммуникативные навыки и способность работать в команде.

4. Формирование культурной идентичности и ценностей

Эстетическое воспитание помогает формированию культурной идентичности ребенка, его пониманию национальных и мировых культурных ценностей. Знакомство с различными видами искусств, изучение национальных и мировых культурных традиций через занятия в кружках и секциях дополнительного образования, способствует формированию у детей чувства принадлежности к определенной культуре, развитию толерантности и уважения к другим культурам. Например, изучение народных песен, танцев или художественных промыслов позволяет детям осознать ценность культурного наследия, что укрепляет их культурные корни и помогает им лучше понять свое место в мире.

5. Развитие эстетического мировоззрения и критического мышления

Эстетическое воспитание играет важную роль в развитии эстетического мировоззрения – способности воспринимать и оценивать красоту и искусство как неотъемлемую часть жизни. В процессе занятий дети учатся анализировать произведения искусства, выражать свое мнение о них, обсуждать эстетические аспекты различных явлений. Это способствует развитию критического мышления, способности анализировать и оценивать информацию, что является важным навыком в современном мире.

6. Поддержка психического и эмоционального здоровья

Эстетическое воспитание в дополнительном образовании также оказывает положительное влияние на психическое и эмоциональное здоровье детей. Творческая деятельность, будь то рисование, музыка или танцы, способствует снижению уровня стресса, улучшает настроение и общую удовлетворенность жизнью. Эстетические занятия предоставляют детям возможность снять напряжение, выразить свои эмоции и чувства, что особенно важно в условиях современного мира, где дети часто сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями.

7. Социальная адаптация и развитие коммуникативных навыков

Занятия в рамках эстетического воспитания способствуют социальной адаптации и развитию коммуникативных навыков детей. В процессе коллективных занятий, таких как хоровое пение, театральные постановки или работа в художественных студиях, дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать в команде, уважать мнение окружающих. Это помогает им лучше адаптироваться в обществе, развивает навыки сотрудничества и построения отношений.

8. Формирование позитивного отношения к учению

Эстетическое воспитание способствует формированию у детей позитивного отношения к образовательному процессу в целом. Занятия искусством и творчеством в системе дополнительного образования позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным, стимулируют желание учиться и узнавать новое. Дети начинают воспринимать учебу не как обязанность, а как возможность для самореализации и личностного роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

2.1. Формы и методы работы в хореографическом коллективе

 

Работа в хореографическом коллективе требует от педагога дополнительного образования не только глубокого понимания хореографического искусства, но и умения организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый участник коллектива смог раскрыть свой творческий потенциал и получить удовольствие от занятий. Рассмотрим основные формы и методы работы, которые могут быть использованы в хореографическом коллективе для достижения этих целей.

Форма работы — это способ организации образовательного процесса, который включает в себя определенные задачи, содержание, методы и условия проведения занятий. В хореографическом коллективе можно выделить следующие основные формы работы:

1.1. Уроки и репетиции

Уроки и репетиции являются основой обучения в хореографическом коллективе. На уроках осваиваются базовые элементы танца, техника исполнения, изучаются новые движения и комбинации. Репетиции направлены на закрепление материала, отработку синхронности движений, развитие чувства ритма и ансамблевого взаимодействия.

Важно чередовать уроки с репетициями, чтобы участники коллектива могли не только выучить движения, но и научиться чувствовать друг друга, что является необходимым для создания гармоничного ансамбля.

1.2. Мастер-классы и творческие встречи

Мастер-классы и творческие встречи с профессиональными хореографами и танцорами позволяют участникам коллектива расширить свои знания о различных стилях и направлениях танца, познакомиться с новыми методиками и подходами к танцевальной практике. Такие формы работы способствуют не только развитию технических навыков, но и вдохновляют участников коллектива на новые творческие поиски.

1.3. Концертные выступления и участие в конкурсах

Концертные выступления и участие в конкурсах являются важными элементами работы хореографического коллектива. Они позволяют участникам коллектива продемонстрировать свои достижения, приобрести сценический опыт, развить уверенность в себе и способность работать в условиях стресса. Для педагога важно создать атмосферу поддержки и поощрения, чтобы каждый участник коллектива чувствовал себя комфортно и мог проявить свои способности на сцене.

Методы работы в хореографическом коллективе включают в себя приемы и способы организации учебного процесса, направленные на достижение образовательных и воспитательных целей. Рассмотрим основные методы работы, которые могут быть использованы педагогом:

2.1. Метод наглядного примера

Метод наглядного примера заключается в демонстрации хореографом различных движений и комбинаций, которые участники коллектива должны повторить. Это один из основных методов обучения танцам, так как позволяет учащимся наглядно видеть, как должны выполняться те или иные элементы.

Важно, чтобы педагог показывал движения медленно и поэтапно, объясняя, на что нужно обратить внимание (положение корпуса, рук, ног, точка опоры и т.д.). После этого участники коллектива выполняют движения сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно.

2.2. Метод тренировки

Метод тренировки направлен на развитие физических качеств участников коллектива (выносливость, гибкость, сила, координация движений), а также на совершенствование танцевальной техники. Тренировки включают в себя выполнение специальных упражнений, направленных на развитие нужных качеств, повторение танцевальных комбинаций, отработку синхронности движений.

Регулярные тренировки помогают учащимся быстрее овладевать танцевальными элементами, укрепляют их физическую форму и способствуют развитию творческого потенциала.

2.3. Метод игры

Метод игры является важным для работы с детьми и подростками. Он позволяет сделать занятия более интересными и увлекательными, способствует развитию воображения, творческого мышления, импровизации. Игровые элементы могут использоваться как в разминке, так и в основной части урока — в виде различных танцевальных игр, импровизационных заданий и соревнований.

2.4. Метод анализа и самоанализа

Этот метод предполагает, что участники коллектива анализируют свои выступления и репетиции, обращая внимание на свои ошибки и достижения. Педагог может использовать видеозаписи занятий и выступлений, чтобы учащиеся могли увидеть свои ошибки и улучшить технику исполнения. Метод самоанализа помогает развивать критическое мышление и самостоятельность.

Работая в хореографическом коллективе, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого участника: уровень подготовки, физические данные, эмоциональное состояние и т.д. Индивидуальный подход позволяет создать условия для максимального раскрытия потенциала каждого учащегося.

Однако не менее важен и групповой подход, который позволяет сформировать чувство ансамбля, развить навыки взаимодействия и поддержки друг друга. Важно сочетать эти два подхода, чтобы каждый участник коллектива чувствовал себя частью команды, но в то же время мог реализовать свой личный творческий потенциал.

Работа в хореографическом коллективе требует от педагога умения сочетать различные формы и методы обучения, учитывать индивидуальные особенности участников и создавать благоприятную атмосферу для творческого роста. Только такой комплексный подход позволит добиться высоких результатов и сделать занятия танцами интересными и увлекательными для всех участников коллектива.

 

2.2. Организация эстетически направленных занятий

Эстетически направленные занятия в системе дополнительного образования играют важную роль в развитии личности детей и подростков. Они способствуют формированию у обучающихся чувства прекрасного, развивают творческое мышление и воображение, расширяют их кругозор и культурное восприятие мира.

Основными целями эстетически направленных занятий являются:

-Развитие у детей и подростков эстетического восприятия, художественного вкуса и критического мышления.

-Формирование способности выражать свои эмоции и мысли через различные виды искусства (музыка, живопись, театр, литература и др.).

-Создание условий для творческой самореализации и формирования индивидуальности ребенка.

Для достижения этих целей педагог дополнительного образования должен ставить перед собой следующие задачи:

-Вовлечение детей в процесс активного эстетического восприятия и оценки окружающего мира.

-Развитие художественных навыков через практическую деятельность.

-Формирование у детей эмоционального отклика на произведения искусства и культуру в целом.

Организация эстетически направленных занятий требует учета определенных принципов, которые помогут создать благоприятную среду для творческого развития детей:

-Принцип многообразия художественных форм: Занятия должны включать различные виды и жанры искусства —музыку, танец, театр и другие. Это позволит детям знакомиться с разными формами художественного выражения, расширяя их культурные горизонты.

-Принцип личностно-ориентированного подхода: Учитывайте индивидуальные интересы и способности каждого ребенка. Создайте условия для самовыражения, предоставляя возможность выбора форматов занятий, тем, материалов и техник.

-Принцип интеграции и междисциплинарности: Эстетически направленные занятия могут сочетать в себе элементы различных дисциплин (например, изучение литературы через театральные постановки или развитие чувства ритма через занятия по танцам). Это помогает формировать у детей целостное восприятие искусства и культуры.

-Принцип креативности и инноваций: Поощряйте творческий подход и нестандартное мышление, используя современные образовательные технологии, интерактивные формы работы и инновационные методики.

Для организации эстетически направленных занятий педагогам дополнительного образования необходимо выбирать методы и формы работы, которые будут способствовать активному участию детей и их вовлеченности в творческий процесс.

-Проектная деятельность: Создание коллективных и индивидуальных проектов по теме занятия. Например, создание театральных постановок, арт-перформансов, художественных выставок и других культурных мероприятий.

-Интерактивные мастер-классы и воркшопы: Проведение занятий в форме мастер-классов, где дети могут активно участвовать в процессе создания произведения искусства, пробовать различные техники и материалы.

-Проблемно-поисковая деятельность: Организация дискуссий и аналитических заданий, направленных на изучение произведений искусства, обсуждение культурных событий или творчества известных художников.

-Эмоциональное погружение и театрализация: Включение в занятия элементов драматизации и ролевых игр, которые помогают детям лучше понять и почувствовать художественные образы.

Чтобы занятия были эффективными и интересными для детей, педагогам дополнительного образования следует учитывать следующие рекомендации:

-Создание комфортной творческой среды: Обеспечьте пространство, в котором дети могут свободно выражать свои мысли и эмоции. Используйте разнообразные материалы и инструменты, которые стимулируют интерес и желание творить.

-Акцент на практическую деятельность: Большое внимание следует уделять практическим занятиям, которые позволяют детям активно участвовать в процессе создания произведений искусства. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые работы.

-Разнообразие форм работы: Используйте различные формы работы (мастер-классы, воркшопы, творческие проекты, выставки, экскурсии), чтобы поддерживать интерес детей и расширять их представления о мире искусства.

-Интеграция с другими видами деятельности: Объединяйте занятия с другими предметами и видами деятельности, такими как история, литература, музыка. Это позволяет создать целостное понимание культуры и искусства.

-Оценка и рефлексия: Регулярно проводите рефлексивные занятия, где дети могут обсуждать свои впечатления и делиться мнением о проделанной работе. Это помогает формировать критическое мышление и эстетическое восприятие.

Таким образом, организация эстетически направленных занятий в системе дополнительного образования требует от педагога высокой квалификации, творческого подхода и желания постоянно развиваться. Важно помнить, что через искусство и эстетику дети учатся понимать себя и мир вокруг, развивают эмоциональную и эстетическую чувствительность, что способствует их гармоничному развитию и социальной адаптации.

Такие занятия позволяют создать уникальные условия для раскрытия творческого потенциала детей, помогая им найти свое место в мире, выразить свои чувства и мысли, а также сформировать устойчивый интерес к искусству и культуре.

 

2.3. Роль эстетических игр и упражнений в хореографии

Эстетические игры и упражнения играют важную роль в хореографическом образовании, особенно для детей и подростков. Они помогают не только развивать физические способности и творческий потенциал, но и способствуют формированию эстетического вкуса, эмоционального восприятия и художественного самовыражения.

Одной из основных задач хореографического образования является развитие физических способностей и координации движений у учащихся. Эстетические игры и упражнения позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным и увлекательным для детей. Например, можно использовать игру "Зеркало", в которой один ребенок выполняет движения, а другой должен точно их повторить. Такая игра способствует развитию внимания, координации и чувства ритма, а также учит детей наблюдать за движениями других и учитывать их в своем исполнении.

Еще одним примером может быть игра "Скульптура", где один из участников "лепит" из другого участника "скульптуру", задавая определенные позы. Это упражнение развивает гибкость, чувство баланса и позволяет детям осознать значение позы и формы в хореографии.

Эстетические игры и упражнения помогают учащимся развивать эстетическое восприятие и формировать собственный художественный вкус. Например, игра "Цвет и движение" предлагает детям придумать движения, соответствующие определенному цвету, который ассоциируется с определенными эмоциями. Красный может ассоциироваться с энергией и силой, а синий – с плавностью и спокойствием. Таким образом, дети учатся выражать через движения свои чувства и эмоции, развивают креативное мышление и способность к импровизации.

Упражнение "Стихотворение в движении" помогает развивать эстетическое восприятие текста и умение интерпретировать его через танец. Учащиеся получают короткое стихотворение или отрывок из литературного произведения и создают к нему танцевальную композицию, стараясь передать настроение и эмоции текста через движения. Это упражнение развивает воображение, чувство ритма и музыкальность.

Эстетические игры и упражнения способствуют развитию эмоциональной выразительности, что является важным элементом в хореографии. Дети учатся не просто выполнять движения, но и наполнять их содержанием, выражать через них чувства и эмоции. Например, игра "Эмоциональное зеркало" учит детей передавать разные эмоции через движения и мимику. Один ребенок показывает эмоцию, а остальные должны повторить ее, используя язык тела. Это упражнение развивает эмпатию, способность понимать и чувствовать эмоции других людей, что является важным качеством для хореографа.

Хореографическое образование часто проводится в группах, и здесь важно создать атмосферу доверия и взаимопонимания. Эстетические игры и упражнения могут стать эффективным инструментом для формирования командного духа и развития коммуникативных навыков. Например, игра "Танцевальный круг" предполагает, что каждый участник по очереди придумывает движение, которое все остальные должны повторить. Это упражнение помогает развивать навыки импровизации, учит работать в команде, а также способствует созданию позитивного настроя в группе.

Еще одной интересной игрой является "Танец в парах", где пары должны синхронно выполнять движения, держась за руки или плечи. Это упражнение развивает чувство партнера, координацию движений и учит детей взаимодействовать друг с другом на уровне физического контакта.

Эстетические игры и упражнения способствуют развитию творческих способностей и стимулируют самостоятельность учащихся. В ходе таких занятий дети учатся принимать решения, экспериментировать с движениями и создавать собственные танцевальные композиции. Например, игра "Свободный танец" предлагает детям выбрать музыку и придумать к ней собственную танцевальную композицию. Это упражнение развивает чувство музыки, ритма, а также креативное мышление.

Другой пример – "Танцевальная история", где учащиеся создают танцевальную постановку на основе заданной темы или сюжета. Они могут использовать различные движения, стили и элементы хореографии, чтобы рассказать свою историю через танец. Такое упражнение способствует развитию воображения, креативности и уверенности в своих силах.

Таким образом, эстетические игры и упражнения играют важную роль в хореографическом образовании, так как они помогают развивать физические, эмоциональные и творческие способности детей, формировать их эстетический вкус и художественное восприятие, а также способствуют созданию позитивной атмосферы в группе. Включение этих элементов в учебный процесс делает занятия более интересными и увлекательными, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации и вовлеченности детей в хореографию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Хореография как средство эстетического воспитания является хорошим инструментом для формирования у детей способности воспринимать и создавать прекрасное. Она развивает у них творческие и физические способности, эмоциональную отзывчивость и художественное восприятие. В условиях дополнительного образования хореография помогает детям раскрыть свой внутренний мир и найти собственные способы самовыражения.

Занятия хореографией, организованные в рамках системы дополнительного образования, способствуют всестороннему развитию личности ребенка, его эстетических и духовных качеств. Хореография помогает детям лучше понимать и ощущать мир через гармонию музыки и движения, что делает её неотъемлемой частью процесса эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Грачёва, Р. Р. Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хоре

ографического искусства / Р. Р. 

Грачёва. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 4-6.

Гугушвили

Н. С. Влияние занятий хореографией на человека // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 893-895.

Красная, Е. М. Хореографическая подготовка детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования / Е. М. Красная. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 197-199.

Мамедова И.М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / И.М. Мамедова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 790-792

.

Мугаджирова

А. М., Исаева М. М. О критериях художественно-эстетического воспитания школьников // Известия ДГПУ. — Т.1. — № 2. — С. 70–75.

Сулейманов Р.А. Музыкально-эстетическое развитие

дошкольника :

[монография] / Р.Ф. Сулейманов, М.М.

Хадиуллина

;

Каз

.

инновац

. ун-т им. В.Г.

Тимирясова

(ИЭУП). – Казань, 2016. – 119 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×