Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/tvorcheskie-zanyatiya-kak-sredstvo-razvi.5993138359/ | Долгаева Елена Васильевна. Работа №350484

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль игровой деятельности в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социально-реабилитационном центре. Особое внимание уделено методам игровой терапии и конкретным приемам, которые способствуют социализации, развитию эмоционального интеллекта и уверенности у детей с ОВЗ. Рассмотрены практические примеры игр, подходящих для адаптации и развития таких детей, и подчеркивается значимость игровой деятельности в создании комфортной и поддерживающей среды для каждого ребенка.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, игровая деятельность, адаптация, социальная реабилитация, эмоциональное развитие, социализация.

Роль игровой деятельности в адаптации детей с ОВЗ
в социально-реабилитационном центре

 

Долгаева Елена Васильевна, воспитатель

МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья» г. Магнитогорска

 

Аннотация. В статье рассматривается роль игровой деятельности в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социально-реабилитационном центре. Особое внимание уделено методам игровой терапии и конкретным приемам, которые способствуют социализации, развитию эмоционального интеллекта и уверенности у детей с ОВЗ. Рассмотрены практические примеры игр, подходящих для адаптации и развития таких детей, и подчеркивается значимость игровой деятельности в создании комфортной и поддерживающей среды для каждого ребенка.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, игровая деятельность, адаптация, социальная реабилитация, эмоциональное развитие, социализация.

 

Игра имеет большое значение для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социально-реабилитационного центра, так как именно через игру дети легче воспринимают новую для них среду, учатся общению и самовыражению. Для детей с ОВЗ социальная адаптация может быть сложной задачей из-за особенностей их развития, ограничивающих их способность к спонтанному взаимодействию, и трудностей в установлении контактов с другими детьми и взрослыми. Воспитатель в центре должен понимать, как структурировать и направлять игровую деятельность, чтобы она не только приносила радость, но и помогала ребенку с ОВЗ развивать эмоциональные и коммуникативные навыки, а также улучшать когнитивные функции.

Игровая деятельность позволяет ребенку с ОВЗ постепенно привыкнуть к новым условиям, облегчает процессы социализации и помогает преодолеть барьеры в общении с окружающими. С первых дней пребывания в центре важно помочь ребенку почувствовать себя частью коллектива и научиться взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Например, можно использовать знакомство через игру: представление друг другу в игровой форме помогает каждому участнику почувствовать себя включенным в процесс и уменьшает чувство тревоги. Одним из простых примеров может быть игра «Кто ты?», где дети по очереди рассказывают о себе, используя игрушки или карточки с изображением предметов, которые им нравятся. Это позволяет детям раскрыться и узнать друг друга, а также развивать способность слышать и воспринимать окружающих.

Кроме того, для успешной адаптации важно уделять внимание играм, способствующим развитию эмоциональной сферы и укреплению доверия. Например, можно использовать игру «Цвета настроения», где дети выбирают карточку с определенным цветом, символизирующим эмоцию (например, синий – спокойствие, красный – радость, желтый – удивление), и объясняют, почему они выбрали именно этот цвет. Это помогает ребенку учиться выражать свои чувства, понимать, что эмоции – это нормально и что их можно разделить с другими, что очень важно для детей с ОВЗ, часто испытывающих трудности в вербализации своих эмоций.

Одной из задач воспитателя является также развитие навыков самоконтроля и способности управлять своим поведением, что помогает детям с ОВЗ лучше адаптироваться к окружающей среде. В этом направлении полезны игры с правилами, где дети учатся соблюдать очерёдность, ждать своей очереди, выполнять действия в соответствии с инструкциями. Например, игра «Слушай и делай» — когда воспитатель дает командам детям, и те должны их выполнять, соблюдая порядок действий. Эта игра способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля, помогая ребенку учиться следовать установленным правилам и поддерживать организацию действий в группе.

Особое значение для детей с ОВЗ в социально-реабилитационном центре имеет сюжетно-ролевая игра, так как она помогает не только развивать воображение, но и осваивать социальные роли, что имеет огромное значение для адаптации. Сюжетно-ролевые игры позволяют детям погружаться в ситуации, которые могут происходить в реальной жизни, учиться принимать решения и взаимодействовать с окружающими. Примером может служить игра «Магазин», где дети выступают в роли покупателей и продавцов, учатся общаться, вести себя в соответствии с выбранной ролью и, самое главное, тренируются в умении решать конфликты и находить общий язык. Воспитатель помогает направить игровой процесс, чтобы дети чувствовали себя уверенно и понимали задачи, а также показывает возможные модели поведения в ситуации.

Детям с ОВЗ также важно развивать сенсорные навыки и моторику, что возможно через использование игр с элементами сенсорного восприятия. Такие игры помогают детям адаптироваться к различным тактильным и визуальным ощущениям, а также развивать координацию и мелкую моторику. Один из примеров – игра «Тактильный мешочек», в которой дети на ощупь должны определить предмет внутри мешочка и описать его. Это упражнение помогает ребенку осознавать свои ощущения и быть более внимательным к внешним сигналам, что важно для адаптации и восприятия окружающего мира.

Игровая деятельность также помогает формировать у детей с ОВЗ навыки социального взаимодействия и коммуникативные умения, которые они могут использовать в повседневной жизни. Игры, в которых необходимо работать в паре или команде, позволяют детям осваивать основы сотрудничества и взаимопомощи, учат их слышать и учитывать мнение других. Например, игра «Строим вместе» — когда двое или трое детей собирают конструкцию из кубиков или деталей конструктора. В процессе игры они учатся согласовывать свои действия, договариваться и достигать общей цели, что важно для их будущей адаптации в коллективе.

Важно, чтобы воспитатель в социально-реабилитационном центре был чутким и поддерживающим в работе с детьми с ОВЗ, поощрял их достижения и создавал условия для постепенного прогресса. Чем чаще ребенок будет чувствовать себя успешным, тем более уверенно он станет вести себя в различных социальных ситуациях. Позитивная оценка и поддержка со стороны взрослых помогают ребенку справляться с трудностями и постепенно развивать навыки, необходимые для адаптации в центре и дальнейшей жизни.

Таким образом, игровая деятельность в работе с детьми с ОВЗ имеет огромное значение, так как она позволяет им постепенно адаптироваться к социальной среде, развивать важные эмоциональные и коммуникативные навыки, а также помогает укрепить уверенность в собственных силах. Через игры ребенок может выражать себя, учиться управлять своими эмоциями и развивать навыки взаимодействия. Воспитателю важно структурировать игровую деятельность, подбирать задания, которые будут интересны и полезны каждому ребенку, чтобы он чувствовал поддержку и постепенно преодолевал свои трудности в общении и социальной адаптации.

 

 

Список литературы

Шумская

Н. А.

, Ильина

С. Ю.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегративного лагеря: из опыта работы с аутичным ребенком // Специальное образование.

2016.

№4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-integrativnogo-lagerya-iz-opyta-raboty-s-autichnym-rebenkom

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×