Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка» | Аксенова Светлана Александровна. Работа №319994

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Особое место в развитии дошкольника занимает художественная литература. Художественная литература - является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.                                                                                                                                                         В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты. Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. 

Консультация для педагогов

«Особенности патриотического воспитания

дошкольников на современном этапе».

 

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»

подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов России, граждан правового демократического, социального

государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью».

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной

из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно

новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса

социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,

когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые

представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества

ребёнка.

В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного

учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства

любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической

системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств

дошкольников.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,

находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента

рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их

среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла

необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым

корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим

начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие

нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное

значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие

«Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу,

организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом –

это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство

возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к

окружающему миру.

Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и

переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её

глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке

пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в

основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному

наследию своего народа.

- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как

представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других

национальностей.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного

возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать

услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления

накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как

отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных

переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников

выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной

позицией и с творческим потенциалом способной к самосовершенствованию,

гармоничному взаимодействию с другими людьми.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются

следующие задачи:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания: самое существенное в

воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в

реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру

проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении,

повседневной жизни.

2. Задачи физического воспитания: развитие смелости, ловкости (особенно в

спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

3. Задачи трудового воспитания: поощрение трудовой деятельности детей, в

основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной

мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а

не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он

необходим для формирования его личности.

Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе,

добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к

общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял

значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать,

например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает

необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде

дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать

урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.

4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы

формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа в

огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д.) сочеталось с

воспитанием любви к родному городу (селу), с желанием работать вместе с

взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические

чувства. Но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Рекомендуемые методы работы.

- Целевые прогулки и экскурсии.

- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения

в облике города и т.д.

- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и

наблюдениями детей.

- Беседы о родном городе.

- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

- Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение

сказок, прослушивание музыкальных произведений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества.

- Обогащение и стимулирование детского творчества.

- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно

поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к

общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести

себя в общественных местах.

- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо

рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические

праздники, утренники с приглашением ветеранов войны и труда.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка

инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых

способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой

деятельности с подрастающим поколением.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие

«патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,

гордость за исторические свершения народа.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле,

языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш

патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового

строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений

педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение

отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в

непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец,

которому смерть в бою не писана).

Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато

с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены

некоторые идеи народного воспитания.

Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и

защите отечества:

С родимой земли - умри не сходи.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному

краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко

всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен

правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт

накопленный веками.

А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства

патриотического воспитания русского человека»:

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Взгляды на патриотизм в летописях.

3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь

к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему

народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

5. Героические и патриотические песни русского народа и их

воспитывающая роль.

6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости,

трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,

воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они -

часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,

пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как

нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,

трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами,

сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным

ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово,

музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат

как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое

место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное

отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому,

фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного

развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать

народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными

изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения

непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной

жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она,

пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным

изобразительным искусством.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве?

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с

теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о

красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой

привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое

дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они

знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые

передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и

патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять

педагоги.

Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора,

подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их

ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия

других далёких краёв и областей.

Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении.

Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о

которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде

всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические

особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив

признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь

родного города, села со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов,

фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим

революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу

большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи

или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты,

передовые рабочие или колхозники.

А игры? Какая роль отведена им в решении данной проблемы?

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического

воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а

также под влияние понравившегося им художественного произведения или

сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в

которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт.

Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное

направление.

Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за

общественной жизнью, беседы с передовыми тружениками, чтение

художественной литературы, экскурсии на предприятия и т. д. Атмосферу

общественно полезного труда они стараются передать и в своих играх.

Представления о том, как работают отцы и матери на заводах, фабриках, на

полях, фермах, в учреждениях, заинтересованность их трудом служат богатейшим

источником игр тогда, когда детей систематически приучают приобретать новые

знания о трудовом процессе и его результатах.

Было уже отмечено, что патриотическое воспитание связано с физическим

развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим

труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх

с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться

метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на

определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.

При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует

учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и

возможности.

Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным

богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Список используемой литературы.

1. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных

эмоций дошкольников. – Таллин, 1984. – 80 с.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования

личности // Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995.

3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников

// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – с. 33-35.

4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй // Дошкольное воспитание.

– 2003. - №2. – с. 25-27.

5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. – М., 1982. – т.4 – 386 с.

6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб.: Речь, 2004. –

272 с.

7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. -

№1.- 100 с.

8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика

семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н.Столетова,

О.Г.Свердлова. – М.: Педагогика, 1980. – 320 с.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред.

О.М.Дьяченко. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60.с.

10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. –

Минск: Харвест, 2001. 576 с.

11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду

// под ред. В.И.Лгиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

12. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по

патриотическому воспитанию в ДОУ// Под ред. Л.А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ

СФЕРА, 2006. – 192 с.

13. Комратова Н. Г, Грибова Л.Ф. патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет:

Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 208 с.

14. Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации

«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном

этапе». Сакавичене О.В./ журнал «Ребенок в детском саду». – 2006. - №2

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×