Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. | Зеленская Ольга Владимировна. Работа №351939. Номер работы: №351939

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а также формы и содержание работы воспитателя по данному направлению.

 

Ключевые слова: духовно - нравственное воспитание, художественная литература, дошкольник.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а также формы и содержание работы воспитателя по данному направлению.
Ключевые слова: духовно - нравственное воспитание, художественная литература, дошкольник.
В последние несколько лет в нашем обществе произошли значительные социальные изменения. Касаются они и проблемы формирования духовно - нравственных ценностей у подрастающего поколения. Задачи духовно - нравственного воспитания отражены в Государственном стандарте дошкольного образования. Они направлены на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства [1]. На сегодняшний день воспитание духовно – нравственной личности - это требование времени. Общество актуализировало вопросы духовно - нравственного воспитания и на передний план выступают общечеловеческие ценности, такие как милосердие, гуманизм, человечность.
Основой духовно - нравственного воспитания выступает дошкольное детство. Именно в детстве ребенок познает мир, познает себя и, самое главное, через эмоции, переживания формируются нравственные представления, которые в процессе взросления личности становятся шире и сложней, содержательней преобразуются в нравственные понятия. Содержанием духовно – нравственного воспитания является тот опыт, который ребенок получает в детстве. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Неоценимую помощь в нравственном воспитании дошкольников оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Влияние художественной литературы на мировоззрение дошкольника, умственное и эстетическое развитие очевидно, но литература так же влияет на формирование нравственных оценок поступков героев, норм поведения и эстетического вкуса.
Анализ исследований и публикаций по данной проблеме.
К. Д. Ушинский считал, что формирование нравственных и моральных качеств у ребенка невозможно без чтения книг и знания родного языка. По мнению В.А. Сухомлинского, чтение – это один из истоков мышления и умственного развития [6]. А по мнению Фрэнсиса Бэкона книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. В.В.Зеньковский писал: Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие [5].
Влияние художественной литературы на мировозрение дошкольника, умственное и эстетическое развитие очевидно, но литература также влияет и на формирование нравственных оценок поступков героев, норм поведения и эстетического вкуса.
Цель статьи: обоснование использования в воспитательно-образовательном процессе произведений художественной литературы как важного средства духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Изложение основного материала (исследования): Ребенок не рождается хорошим или плохим, духовным или бездушным. Все зависит от нас, взрослых, от тех нравственных качеств, которые мы сможем воспитать в детях, показать на собственном примере, заглянув в историю своего народа, приобщить их к духовности и культуре.
Посещая детский сад, ребенок знакомится с книгой, как источником знаний. Без книги не проходит и дня в детском саду. Воспитатель знакомит детей с разными жанрами художественной литературы: сказкой, рассказом, лирическим стихотворением. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен понять и оценить поступок героя.
В младшем дошкольном возрасте ребенок знакомится с устным народным творчеством. Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, педагог тщательно отбирает фольклорный материал. Особое место в подборе материалов отводится малым фольклорным формам, таким как потешки, прибаутки, короткие сказки, колыбельные.
Удивительным чудом для дошкольника всегда была и будет народная сказка. Вместе со сказкой дошкольник борется со злом, сопереживает положительным героям, пытается помочь, чувствует симпатию. Злые, хитрые и коварные герои вызывают негодование, неприязнь. Таким образом, сказка закладывает фундамент нравственного воспитания. Дошкольнику затруднительно осмыслить мораль сказки. Славянский народ свою мудрость и воспитательное значение пронес через века в сказочных образах. Ребенку нужно не только прослушать сказку, но и осмыслить нравственную истину. Для этого взрослый сам обязан постигнуть глубокий смысл сказки, понять какой нравственный замысел заложен в образе и поступках того или иного героя.
Формированию духовных и эстетических качеств помогают лирические произведения великих поэтов И.А. Бунина, С.А. Есенина и т.д. Читая стихотворение, педагог акцентирует внимание дошкольников на неповторимости родной природы в любое время года. В каждое мгновения наша земля прекрасна. Благодаря художественному слову дошкольник учится подбирать ёмкие меткие эпитеты, а не шаблонные фразы, учится ощущать себя частью родной земли. Это благодатный материал для формирования чувства прекрасного, доброты, остроты восприятия.
Особое значение занимает творчество великого гения русской литературы А.С. Пушкина в формировании духовно – нравственных качеств дошкольников. Лирика А.С. Пушкина – это калейдоскоп эстетических чувств и эталон нравственности. Именно сказки А.С. Пушкина сопровождают ребенка в дошкольном детстве. Дошкольник эмоционально воспринимает красоту художественного слова, мораль сказок Великого мэтра ясна и понятна. Ребенок сочувствует главному герою и негодует от коварных поступков. Поэзия А.С. Пушкина воспитывает человеколюбие, доброту, смелость, а также обогащает словарный запас.
Нельзя не отметить пользу рассказов о природе К. Г. Паустовского, В.В. Бианки, М. М. Пришвина в формировании нравственного отношения к природе родного края. Основная задача педагога подвести ребенка к пониманию того, что родная природа это не только промышленный ресурс, научить видеть взаимосвязь природа – человек и общества.
Формируя духовно - нравственные качества у дошкольников средствами художественной литературы, педагог использует разные формы работы: чтение произведений художественной литературы, беседы по тексту, обсуждение впечатлений от прочитанного, пересказ и заучивание наизусть. В дошкольном возрасте преобладает наглядно - образное мышление, поэтому педагоги опираются на визуальные впечатления дошкольников, используя наглядный материал: репродукции, иллюстрации, плакаты, фотографии, показ старинных предметов быта.
Кроме чтения литературных произведений педагог вместе с детьми разыгрывает драматизации, спектакли, пальчиковый и настольный театры. При такой форме работы ребенок испытывает эмоциональные чувства героя от первого лица, понимает мотивы поведения персонажа.
Яркое впечатление или эмоциональный положительный эффект после ознакомления с произведением художественной литературы вызывает у ребенка – дошкольника стремление к творчеству. Что примечательно, результат детского творчества (рисование, лепка, конструирование, сюжетно-ролевая игра и т.д) служит своеобразным индикатором качества получаемой информации. Если детские впечатления от знакомства с литературным произведением бедны, то в продуктивной деятельности дошкольника отображены будут привычные сюжеты. И наоборот, если в творчестве ребенка будет просматриваться многоплановость, индивидуальность, отображение характера главного героя, много конкретных деталей, присутствующих в литературном произведении, можно с уверенность сказать, что информация поразила и впечатлила малыша.
Выводы. Воспитание гармоничной, нравственной личности – задача современного образования. Для решения этой задачи необходимо обратится к опыту, накопленному годами нашими предками. Бесценной народной мудростью, сосредоточенной в песнях, былинах, пословицах, поговорках, загадках, сказках, легендах ребенок впервые знакомится в семье, а позже в детском саду и проносит через всю жизнь, чтобы снова передать эти знания своим детям.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×