Художественная литература в формировании культуры безопасности детей | Зиангирова Алиня Азатовна. Работа №280025
Автор: Зиангирова Алиня Азатовна
В этой статьте вы узнайте о роли художественной литературы в формировании культуры безопасности жизнедеятельности детей. Так же будет разбор художественной литературы для формирования безопасности жизнидеятельности детей, разбор программ . Методические рекомендации для педагогов дошкольного образования.
Важностьо художественной литературы для воспитания детей дошкольного возраста .
- использование произведений художественной литературы;
- учитывание возрастных особенностей;
- использивание разнообразных методов и приемов воспитаня
Художественная литература как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.
Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Анализ состояния проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования
В истории дошкольного образования с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [20, с.69].
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. В журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»); поведенческий компонент – умение действовать в проблемных ситуациях («Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»); эмоционально-волевой компонент – правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности») [2,c.50].
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи» от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей [6, c.53].
Программа «Детство». Авторы программы предполагают в разделе «Экологическое воспитание» с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе «Социально-нравственное воспитание» в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду» с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как «Кошкин дом», «Пожар» С.Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения [10,c 28].
Программа «Радуга» имеет специальный раздел «Правила личной безопасности», в котором учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и помощник, правила поведения в природе, правила пешехода, общение с незнакомыми людьми, один дома. Вся работа предусматривается для детей с 6 лет и основана на усвоении причинно-следственных связей в познавательной деятельности, на занятиях, прогулках. Содержание усложняется, интерпретируется и расширяется [12,c23].
Программа «От рождения до школы»
Формирование основ безопасности
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой 62 медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.). Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон [10,с .59].
Комплексная программа развития ребенка «Истоки» в разделе «Физическое развитие» предлагает формировать у детей чувства осторожности (детей учат избегать опасных ситуаций, правильно падать, оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными, дают знания и представления об ядовитых растениях, опасных жидкостях, учат, как вести себя с незнакомыми людьми). Авторы данной программы рассматривают вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей с раннего возраста. С младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка описать показатели развития у детей умений и навыков по теме «Безопасность» на каждом возрастном этапе [10,c.16].
Анализ показал, что в данных программах предусмотрена содержательная сторона представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения, но предлагаемые знания и умения не систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.
Программа Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание[1, с.34].
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:
Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
Применение видеоматериалов;
Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Кроме того, в настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).
Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):
- этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;
- этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
- этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
Цель программы С.А. Козловой «Я – человек» - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разнообразной деятельности человека; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям [14,c.35].
Основная цель программы «Истоки» (авторы: коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) заключается в разностороннем развитии ребенка, формирования у него универсальных способностей да уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей раннего старта развития, сохранение и укрепление их здоровья. «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Л.А. Парамоновой (2004г.).
В данную программу включен раздел «Социальное развитие», основным пунктом которого является «Социальная компетентность», Среди социальных компетенций к концу седьмого года жизни относят характеристики, связанные с инициативой в общении с персоналом, родителями и другими детьми; в умении поддерживать тему разговора, попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; в способности установлении устойчивых контактов со сверстниками, в проявлении готовности сочувствовать, помочь, поделиться[10,c.20].
Область «Безопасность» уже в течение 15-20 лет целенаправленно и системно реализуется большинством детских садов России, но, в основном, через соответствующие парциальные программы, то есть в дополнение к базисным и комплексным. В настоящее время, в виду введения 17 октября 2013 года ФГОС, образовательная область «Безопасность» становится обязательным изучением. Выделение «Безопасности» из области «Социализация» в отдельную образовательную область – во многом особый социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации [23,c.29].
Нормально развивающийся ребенок-дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру. Ему в целом свойственно ощущение безопасности, в том числе и в общении с незнакомыми людьми, и в различных опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице). К тому же безопасность дошкольника во многом определяется и зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире. Вот, почему авторы ФГОС предлагают выделить в отдельный раздел образовательную область « Безопасность ». Это позволит в доступной форме подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде, упражнять детей в способах поведения в опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях.
Целью образовательной области «Безопасность» является формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
4. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Так же представлены задачи, которые должен решать воспитатель в процессе реализации образовательной деятельности «Безопасность» в старшем дошкольном возрасте:
1. Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
2. Выработка навыков осторожного поведения при контактах с незнакомыми людьми, в конфликтных ситуациях со сверстниками.
3. Освоение знаний о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.
4. Формирование знаний о бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
5. Развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
1.2. Значение художественной литературы в формировании культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Она является одновременно источником знаний и источником чувств.
В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.
Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности [19,c.40].
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка [2, с.35].
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. В своей работе я использую различные литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки. Но особое место среди них занимает сказка. Сказки обезопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит детей обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желанию доставлять людям радость. Очень интересны развивающие авторские сказки Шорыгиной Татьяны Андреевны, они так и называются «Осторожные сказки», почему они называются «осторожными», да потому, что эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки:
сказка «Умный наперсток» - безопасность в нашем доме
сказка «Муха-грязнуха в гости пришла» - опасно ли быть неряхой?
сказка «Золотая рыбка»- безопасность на воде
сказка «Осколок стекла» - пожар в лесу
сказка «Советы лесной мышки» - безопасность в лесу и т.д.
В русских народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок [26].
Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение.
При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино. Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях.
Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности [27].
В соответствии с требованиями образовательного процесса педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное с фактами жизни. При чтении художественной литературы дети сопоставляют себя с героями произведений, стремятся подражать любимым героям.
В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра [11, с.22].
Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.
Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребёнку воспроизвести последовательность событий, напомнить то, или иное выражение. По мере того как ребёнок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель всё больше переходит в роль заинтересованного слушателя [4,c.45].
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему); определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам [1, с.34].
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью.
В процессе формирования культуры безопасности следует применять:
1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».
2. Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь!», «Один дома».
3. Создавать пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные».
4. Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Приобрести разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка) [9,c.36].
Методические рекомендации по формированию культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры безопасности жизнедеятельности, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог, как на занятиях, так и вне их [2, с.19].
Особенно важно тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий. Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.
Чтобы использование художественной литературы было эффективным нужно правильно подбирать материал. Литература должна соответствовать возрасту детей и их индивидуальным особенностям.
Для обеспечения правильного понимания содержания и закрепления полученных знаний следует проводить с детьми беседы по прочитанным произведениям. Чтение художественной литературы сопровождать рассматриванием иллюстраций.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.
Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций [13, с.47].
В старшей группе рекомендуется помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержания произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Необходимо поддерживать инициативу дошкольников. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей.
Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
В соответствии ФГОС ДОО можно выделить ряд условий для восприятия детьми художественной литературы:
- обеспечение полноценного развития личности детей во всех образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия;
- обеспечение психолого – педагогических условий (соответствие возрасту, формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях);
- создание развивающей предметно – пространственной среды.
Восприятие детьми художественной литературы – деятельный подход, который предполагает совместную и самостоятельную деятельность детей. Совместная деятельность подразделяется на образовательную и режимные моменты.
Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.
Анализ теоретической литературы по данному вопросу позволил определить необходимость изучения данной темы и ее значимость в современном образовательном процессе в ДОО, и нами был составлен Перспективный план чтения художественной литературы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 1).
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев:
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому многие исследователи указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном [15,c.41].
Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культуры безопасности жизнедеятельности он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным [16,c.47].
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам [14,c.35].
Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место уделялось сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг Распутин В. «Костер», Смирнов О. «Степной пожар», Сухомлинский В. «Воробышек и огонь».
Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса» и. т. д. Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.
В качестве дополнительного материала можно включить в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.
Небольшие по объему и простые по содержанию произведения читают вне занятий. Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориентируясь на их тематику.
Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказкам.
Специально подобранные произведения, развлечения с использованием народных сказок, пословиц, поговорок, песенок, потешек, скороговорок, считалок, закличек, кричалок, элементов прикладного искусства явились эффективным средством в формировании определенных знаний, умений, навыков в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, явились средством воспитания навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Список использованных источников
Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.
Стеркина
. − М.: Детство-Пресс, 2007. – 144 с.
Акулова
О. В. Чтение художественной лит
ературы
— СПб.: Детство – пресс, 2012. — 192 с.
Башинова
С.Н.
, Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал д
ля педагогов и родителей - 2006
.
-70 с
Белая К.Ю.,
Зимонина
В.Н.
Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М.
2001
.-45
c
.
Березина В. Воспитание чудом / В. Березина // Педагогика + ТРИЗ / Под ред.
Гина
А.А. — М.: Вита-Пресс, 2001.— 63 с.
Возрастная и педагогическая психология: учеб
ное пособие для студентов
пед
. и
нститутов / М.В. Матюхина, Т.С.
Михальчик
, Н.Ф. Прокин
а и др. - М.: Просвещение, 2002- 256 с.
Венгера
Л.А.
Диагностика умственного развития дошкольников /
Л.А.Венгера
,
В.В.Холмовской
.
–
М.: Педагогика, 2001. – 20с.
Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.
у
ч
.
п
о
собие – Ульяновск
.
:
УлГПУ
, 2007. - 44с.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб: Детство Пресс, 2014. —
28
с.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» /
Науч
. рук. Л.А. Парамонова / Алиева Т.И., Антонова Т.В.,
Арнаутова
Е.П., и др. — М.: ТЦ Сфера, 2014. —
16
с.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е.
Вераксы
, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. —
36
с.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» /
Науч
. рук. Т.Н.
Доронова
. / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И.
Гризик
, В.В.
Гербова
. — М.: Просвещение, 2014. —
23
с.
Князева О. Мои помощники. / Дошкольное воспитание. – М.: 2000. – 47 с.
Козлова С.А. Я – человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 2009. – 35 с.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью
/ С.А.Козлова
. – М., 2010. – 41 с.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.
Детский
сад
от
А
до
Я. М., 2004. - №4. – 47
с.
Комарова
Т. С. Школа эстетического воспитания. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006. – 41 с.
Концепция дошкольного воспитания. – М., 2005. – 54 с.
Кулакова
Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности / Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.
пс
.
Н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 40 с.
Лейтес
Н. С. Умственные способности и возраст. – М., 2001. – 25 с.
Лукина
Л.И. Охрана труда в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 21 с..
Ушински
й К.Д. Страх и смелость.
Избр
.
пед
. с
оч.: В 2 т. - М.: Педагогика, 1974. – 69 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года — 29 с.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 –ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 09.05.2002 г)
Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ "О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г).