"Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста" | Бескончина Лариса Ивановна. Работа №342437
В данной статье я на примерах из своего личного опыта делюсь с коллегами, как я развиваю у дошкольников художественные способности и эстетические чувства и представления. Ведь художественно - эстетическое развитие дошкольников в нашем дошкольном учтеждении является приоритетным. В статье я показала работу в этом направлении в различных видах музыкальной деятельности.
Управление образования администрации Ленинского
городского округа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»
Статья
По теме: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Бескончина Л. И.
ЖК «Бутово-Парк» 17
Сентябрь 2024 года
В нашем дошкольном отделении «Бутовской СОШ №1», одним из приоритетных направлений развития дошкольников, является художественно - эстетическое. И я в своей статье, хочу немного рассказать вам, уважаемые коллеги, о своей работе с детьми в этом направлении средствами музыки.
Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребенка сопереживать, радоваться, побуждая его к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем дошкольном учреждении в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на художественно – эстетическое развитие детей, воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относится:
- музыкальные занятия;
- использование музыки в повседневной жизни ДОУ;
- праздники и развлечения;
- вокальные кружки;
- музыкальное образование в семье;
Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но основной наиболее эффективной, целенаправленной, формой организации музыкальной деятельности всё же являются музыкальные занятия. Которые в свою очередь делятся на индивидуальные и групповые, а по содержанию на типовые, тематические,, комплексные, интегрированные.
На них хотелось бы остановиться подробнее, так как именно интеграция – одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия мною, совместно с воспитателями и логопедом, проводятся регулярно: например, совместное занятие «Деревья», «Путешествие в страну красивой речи», с логопедом, или «Братья наши меньшие» с воспитателем Якубовой М. Б.
Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков.
- Помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обобщению;
- Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
- Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребенка, раскрытия его способностей, выявления его одарённости.
Независимо от формы организации детей для достижения цели художественно – эстетического развития ребенка перед собой я ставлю множество задач:
И первая из них, это создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие воспитанников. Для позитивного настроя к предстоящему занятию, улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я начинаю со старшими детьми с игр и распевок. Например: «Здравствуйте, дети, лучшие на свете!»
Для малышей использую игры - распевки с элементами самомассажа. «Здравствуйте ручки, ножки, щечки носик…» Непременным условием применения таких распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запоминать стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят голосовой аппарат к предстоящему пению.
Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку. Учеными доказано, что, ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышит и чувствует музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных навыков: понимают, что музыку можно слушать, под неё можно танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном, художественно – эстетическом развитии детей, занимает восприятие музыки. Дети с интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. Учатся говорить о музыке, характеризовать её. Например, у меня на музыкальном занятии во второй младшей группе дети могут уже отличить музыку грустную от веселой, плясовую от маршевой.
В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие уже более осознанное, что позволяет возможности знакомить детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т. д. Дошкольники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения, определять характер музыки, её выразительные особенности, яркий музыкальный образ. Например, при прослушивании музыкальных произведений Э. Грига «Пэр Гюнт» и «У камелька» П. И. Чайковского, дети сочиняют целые сказочные истории, прослушав эти произведения. И даже называют музыкальные инструменты, которые были использованы композитором в оркестре. Но чтобы восприятие музыки воспитывало у детей художественно – эстетический вкус и развивало детей в этом направлении, необходимо использовать только высокохудожественные музыкальные произведения.
Тоже касается и пения. Но здесь нужно учитывать не только художественно – эстетические достоинства музыкального произведения, но и диапазон песни, её ритм, содержание. Песня должна быть выбрана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. Если взять для младших дошкольников песню с большим диапазоном, они её просто не споют, и никакого художественно – эстетического восприятия от исполнения данной песни не получится.
Ещё хочу сказать немного о ритмопластике на занятиях. Музыкально- ритмические движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и физического развития детей в возрасте от трёх до семи лет. Как раз в этот период закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира, формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду ребенок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его не достаточно, хочется, чтобы дети как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в танце эмоционально - образное содержание. Для этого я применяю танцевально – игровой метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где ведущий ребёнок, по правилам игры выбирает кого- нибудь из детей. Далее один ли он, вдвоём или может какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, хороводная игра «Как на тоненький ледок», или игра «Колпачок»; дети водят хоровод вокруг выбранного героя, со словами: «Колпачок, Колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!». Ребенок выбирает себе пару и они танцуют. Моя задача в этой игре заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по плану нужно закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не замечают, что они чему-то учатся. Таких игр очень много.
Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен. Таких, например, как «На горе – то, калина», «Ворон». Самое главное, что в этих хороводных играх дети двигаются естественно и от них не требуется каких – то особых движений. Всё просто и доступно каждому ребенку. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно передавать образы персонажей, ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, получают радостный эмоциональный подъём. Что ещё лучше может художественно – эстетически развить детей, чем русский фольклор и народная музыка.
Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, художественно и эстетически развивает, вызывая резонанс в душе ребенка, формирует представление о добре, красоте, духовных ценностях.
Художественно-эстетическое развитие – это не только расширение кругозора, списка прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности.
Художественно – эстетическое развитие дошкольника, предполагает воспитание у него художественного и эстетического вкуса. А его развитие начинается с эмоционального настроя педагога детей на занятии, с красивой и доступной для исполнения и слуха музыки, красивых игрушек, опрятно расставленных стульях в зале. Музыкальные пособия тоже должны иметь красивый и опрятный вид. И конечно же сами педагоги (музыкальный руководитель и воспитатель) должны выглядеть всегда опрятными, быть доброжелательными, активными, жизнерадостными. Дети должны чувствовать, что в музыкальном зале их ждут радостные сюрпризы, счастливые мгновения и встречи с прекрасным.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Список используемой литературы:
« От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е.
Вераксы
,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Из личного опыта работы.