Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности | Винник Ольга Петровна. Работа №351718
Аннотация. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста имеет большое значение для формирования их эмоциональной сферы, воображения и творческих способностей. Изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств развития художественного восприятия, эстетического вкуса и креативности у детей. В статье рассматривается роль изобразительной деятельности в воспитании и обучении дошкольников, ее влияние на развитие внимания, восприятия, моторики, а также на формирование ценностных ориентиров в области искусства. В работе подробно описаны различные виды изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка), а также задачи воспитателя по организации этого процесса. Особое внимание уделяется методам и подходам, которые способствуют успешному художественно-эстетическому развитию детей через изобразительную деятельность.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, творчество, эстетический вкус, воспитание, воображение, рисование, аппликация, лепка.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Винник Ольга Петровна, воспитатель
ГБОУ " Школа-интернат с предоставлением дошкольного образования городского округа Горловка" ДНР
Аннотация. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста имеет большое значение для формирования их эмоциональной сферы, воображения и творческих способностей. Изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств развития художественного восприятия, эстетического вкуса и креативности у детей. В статье рассматривается роль изобразительной деятельности в воспитании и обучении дошкольников, ее влияние на развитие внимания, восприятия, моторики, а также на формирование ценностных ориентиров в области искусства. В работе подробно описаны различные виды изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка), а также задачи воспитателя по организации этого процесса. Особое внимание уделяется методам и подходам, которые способствуют успешному художественно-эстетическому развитию детей через изобразительную деятельность.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, творчество, эстетический вкус, воспитание, воображение, рисование, аппликация, лепка.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста — это важный аспект воспитания, который способствует формированию гармоничной личности, способной воспринимать красоту окружающего мира. В этот период развития активно формируются основные элементы художественного восприятия, такие как чувство красоты, вкуса и формы. Одним из ведущих средств достижения этих целей является изобразительная деятельность, которая позволяет детям не только выражать свои эмоции, но и развивать креативные способности, а также научиться работать с различными художественными средствами.
Изобразительная деятельность является важным инструментом в формировании у детей дошкольного возраста представлений о мире, развитии их эстетического восприятия и умений. В этом процессе воспитатель играет ключевую роль, создавая условия для самостоятельного творчества, раскрытия потенциала каждого ребенка, а также стимулируя его развитие через разнообразные виды искусства, такие как рисование, лепка, аппликация.
Изобразительная деятельность оказывает многообразное влияние на развитие дошкольников. Во-первых, она помогает развивать восприятие, внимание, память, мелкую моторику, а также стимулирует воображение. Изобразительная деятельность не только улучшает координацию движений, но и способствует развитию аналитического мышления, способности видеть детали и передавать их через художественные образы.
Одной из важнейших задач художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте является развитие у детей способности к восприятию художественных образов, форм и цветов. Рисование, лепка и аппликация — все эти виды деятельности помогают детям развивать воображение, учат их видеть мир с разных точек зрения. Важно, чтобы ребенок мог не только воспроизвести изображение предмета, но и выразить свои чувства и эмоции через созданные им художественные произведения.
Изобразительная деятельность способствует развитию способности к визуализации, то есть к преобразованию образов в своем сознании в материальные формы через использование красок, бумаги, глины и других материалов. Это развивает не только восприятие, но и способствует улучшению когнитивных функций ребенка.
Изобразительная деятельность дает детям возможность освоить основные техники рисования и работы с материалами. Применение различных инструментов (кисточек, карандашей, пастелей, пластилина) и материалов (бумага, ткань, глина) развивает технические навыки и совершенствует моторные функции. Регулярные занятия искусством также способствуют улучшению координации движений, что важно для общего физического развития ребенка.
Дети учат, как правильно держать кисть, как смешивать цвета, как работать с текстурами и объемами, что дает им уникальный опыт в создании художественных произведений. Это развитие технических навыков играет важную роль в формировании творческой личности ребенка и улучшении его способности к самовыражению.
Существует несколько видов изобразительной деятельности, которые активно используются в дошкольных учреждениях для развития детей. Каждая из них вносит свой вклад в художественно-эстетическое воспитание.
Рисование является одним из наиболее универсальных и доступных видов изобразительной деятельности. Оно позволяет детям выразить свои мысли и чувства, а также развить навыки работы с цветом и формой. Важным аспектом рисования является освоение детьми различных техник, таких как рисование кисточкой, карандашом, фломастерами или пастелью, что способствует развитию у них чувства композиции и равновесия.
Рисование помогает детям увидеть окружающий мир в деталях, а также улучшает их пространственное мышление. Через рисование дети учат символизировать объекты, что способствует развитию их когнитивных и аналитических способностей.
Аппликация — это вид изобразительной деятельности, который позволяет детям создавать изображения с помощью различных материалов, таких как бумага, ткань, фольга, пуговицы и другие. Аппликация развивает не только воображение, но и точность, внимание и терпение. Этот вид деятельности помогает детям научиться работать с различными текстурами, что способствует развитию их тактильных ощущений и моторики.
Особенностью аппликации является возможность комбинировать различные материалы для создания объемных и ярких картин. Такой процесс способствует развитию у детей внимательности, умения работать с разными текстурами и формами.
Лепка из глины, пластилина или других материалов помогает детям развивать объемное восприятие, а также улучшает их мелкую моторику. Работа с мягкими материалами развивает гибкость пальцев, способствует улучшению координации движений, а также укрепляет мышцы рук. Лепка помогает детям создавать объекты с объемной формой, что развивает их представление о пространстве и геометрии.
Через лепку дети учат создавать не только простые фигуры, но и более сложные композиции, что способствует развитию их творчества и фантазии.
Воспитатель играет важную роль в организации художественно-эстетического развития детей через изобразительную деятельность. Он должен создать такие условия, при которых каждый ребенок будет чувствовать свободу в самовыражении, а также получить необходимые навыки и знания для успешного освоения художественных техник.
Воспитатель должен создавать условия для творческой работы, предоставляя детям доступ к различным художественным материалам и инструментам. Важно также, чтобы процесс работы был интересным и увлекательным, а сам воспитатель активно вовлекал детей в обсуждения их работ, поддерживал их идеи и поощрял самостоятельность.
Воспитатель должен поддерживать творческие начинания детей, не оценивая их работы с точки зрения «правильности», а фокусируясь на их усилиях и фантазии. Поддержка ребенка в процессе работы способствует развитию у него уверенности в своих силах и стимулирует дальнейшую творческую активность.
В заключение можно отметить, что изобразительная деятельность является важным инструментом для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Через рисование, аппликацию, лепку дети развивают не только творческие способности, но и восприятие, воображение, внимание и моторику. Важно, чтобы воспитатель создавал условия для свободы творчества и поддерживал детей в процессе их художественного самовыражения. Совершенствование художественно-эстетического восприятия у дошкольников способствует формированию у них чувства красоты, гармонии и интереса к искусству, что в дальнейшем будет важной основой для их общего культурного развития.
Список литературы
Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М., 20
20
. - 94 с.
Ветлугская
, Н.А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] / Н.А.
Ветлугская
. - М.,
2019
. - 174 с.
Родина, Н. Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) / Н. Н. Родина. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 29-33. —
URL
:
https
://
moluch
.
ru
/
th
/1/
archive
/87/3183/