Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО | Богодухова Анастасия Викторовна. Работа №352595

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического развития детей в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Автор анализирует ключевые моменты, влияющие на формирование эстетического восприятия, творческих способностей и художественного вкуса у дошкольников. Внимание уделяется методам и подходам, которые могут быть использованы воспитателями для эффективного развития художественно-эстетических компетенций детей, а также важности интеграции различных видов художественной деятельности (изобразительное искусство, музыка, театр, литература) в образовательный процесс. Приводятся примеры успешных практик и рекомендаций для педагогов.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, ФГОС ДО, воспитатель, дошкольное образование, творческое развитие, художественная деятельность, эстетическое восприятие, интеграция искусств.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Богодухова Анастасия Викторовна, воспитатель
МДОУ Детский сад №24 п. Плодовое
Аннотация: В статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического развития детей в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Автор анализирует ключевые моменты, влияющие на формирование эстетического восприятия, творческих способностей и художественного вкуса у дошкольников. Внимание уделяется методам и подходам, которые могут быть использованы воспитателями для эффективного развития художественно-эстетических компетенций детей, а также важности интеграции различных видов художественной деятельности (изобразительное искусство, музыка, театр, литература) в образовательный процесс. Приводятся примеры успешных практик и рекомендаций для педагогов.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, ФГОС ДО, воспитатель, дошкольное образование, творческое развитие, художественная деятельность, эстетическое восприятие, интеграция искусств.
В последние десятилетия на фоне развития образовательной системы России особое внимание уделяется дошкольному образованию, которое признано важнейшей основой для формирования личности ребенка. Важную роль в этом процессе играет художественно-эстетическое развитие, которое включает в себя не только освоение различных видов искусства, но и формирование у детей способности воспринимать и творчески осмыслять мир, а также развивать внутренний мир, эмоциональную отзывчивость и эстетическое чувство.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) вносит значительные изменения в процесс воспитания и обучения детей. Этот стандарт подчеркивает важность всестороннего развития ребенка, включая художественно-эстетическую сферу, и требует от педагогов более внимательного подхода к организации образовательного процесса, с акцентом на творчество, эмоциональное восприятие и самостоятельное самовыражение детей.
Одним из основных направлений в контексте реализации ФГОС ДО является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, в том числе через художественно-эстетическое воспитание. Включение различных видов художественной деятельности — рисования, лепки, музыки, театра, танца — способствует не только развитию творческих способностей, но и улучшению навыков взаимодействия, сотрудничества и эмоциональной саморегуляции. Более того, художественная деятельность помогает детям выражать свои чувства, переживания и мысли, способствует формированию личной идентичности, а также создает пространство для развития когнитивных, социальных и коммуникативных навыков.
Особое внимание в ФГОС ДО уделено именно эстетическому восприятию мира. Принцип эстетического воспитания утверждает, что через восприятие красоты в искусстве и природе дети могут развивать чувство гармонии, радости, стремление к самовыражению и пониманию ценности художественных форм. Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребенка замечать красоту в повседневной жизни, быть чутким к окружающему миру, а также развивать художественные вкусы и предпочтения.
Важным аспектом художественно-эстетического развития детей является вовлечение их в различные виды творческой деятельности. Работа с детьми в рамках художественно-эстетического воспитания может включать в себя такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, музыка, пение, танцы, театральные постановки, а также совместное создание поделок. Суть всех этих занятий заключается не только в освоении техник, но и в формировании творческого подхода, умения выражать свои чувства и идеи в разных формах искусства.
Реализация программы художественно-эстетического развития, предусмотренной ФГОС ДО, требует от воспитателя знаний и навыков в области художественного и музыкального образования, а также умения организовать творческий процесс таким образом, чтобы дети могли почувствовать радость от созидательной деятельности. Воспитатель должен стать не только наставником, но и соратником в мире искусства, помогая ребенку открывать для себя новые горизонты творчества.
Примером эффективной работы по развитию художественно-эстетических компетенций может служить организация тематических выставок, в которых дети, используя различные материалы и техники, могут выразить свои мысли и чувства на основе изучаемых тем (например, Осень, Мир животных, Любовь к Родине). Такая работа помогает детям осваивать не только художественные приемы, но и учит их представлять свои произведения в контексте общего культурного наследия.
Значимым моментом является и работа с музыкальными произведениями. ФГОС ДО предполагает активное использование музыки на занятиях, что способствует не только развитию слуха и чувства ритма, но и формированию эстетического восприятия музыкальных произведений. Это включает в себя прослушивание произведений классической и народной музыки, знакомство с различными музыкальными инструментами, а также участие детей в музыкальных играх и импровизациях. Все эти элементы играют важную роль в формировании гармоничного восприятия мира и стремления к творчеству.
Одним из направлений художественно-эстетического развития является театрализованная деятельность. Включение театра в процесс обучения детей является важным инструментом для развития их воображения, речи и моторики. Театральные игры, инсценировки, постановки сказок и рассказов не только способствуют улучшению коммуникативных навыков, но и помогают детям переживать различные эмоции, развивать эмпатию и научиться выражать свои чувства через роль.
Важно отметить, что художественно-эстетическое развитие детей невозможно без учета возрастных особенностей. В дошкольном возрасте дети находятся на стадии активного познания окружающего мира, поэтому подход к их обучению и воспитанию должен быть особенно гибким, разнообразным и творческим. Задания, предлагаемые детям, должны учитывать их уровень развития, интересы, потребности и возможности. При этом необходимо создать такие условия, чтобы каждое занятие было для ребенка радостью, открытием и развитием.
Важным элементом реализации ФГОС ДО является интеграция различных видов искусства. Это не только способствует гармоничному развитию детей, но и позволяет создать целостную картину мира, в которой искусство не разделяется на отдельные сферы, а воспринимается как единый процесс. Так, например, музыка может быть использована для создания атмосферы на занятии по рисованию, а театральная постановка — для воспроизведения сюжета из книги, прочитанной воспитателем.
Таким образом, художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО требует от воспитателей комплексного подхода, включающего работу с различными видами искусства, умение вовлекать детей в творческий процесс и поддерживать их индивидуальные интересы и способности. Эстетическое воспитание играет ключевую роль в формировании гармоничной личности, способной воспринимать и создавать красоту в мире.
Для успешной реализации программы художественно-эстетического развития воспитатель должен не только хорошо знать особенности дошкольного возраста и принципы ФГОС ДО, но и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Важно помнить, что роль педагога в этом процессе заключается не только в передаче знаний, но и в создании условий, при которых дети смогут раскрыть свой творческий потенциал и научиться наслаждаться искусством, открывая для себя новые возможности самовыражения и творчества.
Список литературы
Бутенко Н.В. Концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-lichnosti-v-period-detstva-v-usloviyah-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya
Спербер О.И. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №10 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennyh-tsennostnyh-orientatsiy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×