Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством художественного творчества | Комик Евгения Михайловна. Работа №347039

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через художественное творчество. Показано, как разные виды творческой деятельности способствуют формированию у детей эстетического восприятия мира, развивают их воображение, эмоциональную сферу и навыки самовыражения. Особое внимание уделяется роли воспитателя в создании условий для свободного художественного самовыражения ребенка, а также приведены примеры конкретных методик и приемов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, художественное творчество, дошкольный возраст, эстетическое восприятие, воображение, самовыражение, воспитатель.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством художественного творчества

 

Комик Евгения Михайловна, воспитатель

Структурное подразделение МБОУ - Теренгульская СОШ
ДОУ - Теренгульский детский сад

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через художественное творчество. Показано, как разные виды творческой деятельности способствуют формированию у детей эстетического восприятия мира, развивают их воображение, эмоциональную сферу и навыки самовыражения. Особое внимание уделяется роли воспитателя в создании условий для свободного художественного самовыражения ребенка, а также приведены примеры конкретных методик и приемов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, художественное творчество, дошкольный возраст, эстетическое восприятие, воображение, самовыражение, воспитатель.

 

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании их личности, мировоззрения и способности воспринимать окружающий мир с позиции красоты, гармонии и эстетических ценностей. В этот период у ребенка происходит активное развитие чувств, эмоционального отклика и восприятия. Эстетическое восприятие мира помогает детям глубже осознавать свои чувства, расширяет их эмоциональный и интеллектуальный опыт. Художественное творчество является важнейшим инструментом в этом процессе, так как через него ребенок учится выражать свои мысли, переживания и идеи.

Дошкольный возраст — это период интенсивного становления творческих способностей ребенка, когда художественное творчество становится одним из главных средств его самовыражения. Это может проявляться через рисование, лепку, аппликацию, музыкальную деятельность и другие виды художественной активности. Каждый из этих видов творчества помогает развивать у ребенка не только навыки владения материалами и инструментами, но и способность к абстрактному мышлению, фантазии, анализу и синтезу информации.

Одним из важнейших аспектов художественно-эстетического развития является создание условий для того, чтобы ребенок мог свободно выражать себя через творчество. В этом процессе особая роль принадлежит воспитателю. Воспитатель должен создавать атмосферу доверия и поддержки, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенно, свободно выражать свои идеи и не бояться ошибок. Ведь творческий процесс — это не только результат, но и путь, в ходе которого ребенок учится новым способам взаимодействия с миром и самим собой.

Примером подхода к художественно-эстетическому развитию может служить организация тематических занятий, направленных на изучение окружающего мира через искусство. Например, изучая сезонные изменения в природе, дети могут рисовать осенние пейзажи, создавая с помощью красок и бумаги собственные образы осени. В процессе такого занятия дети не только осваивают технику рисования, но и развивают эстетическое восприятие природы, учатся замечать и передавать красоту в её разнообразных проявлениях. Воспитатель при этом может поддерживать детскую фантазию, предлагая поэкспериментировать с цветами, формами и материалами.

Еще одним эффективным способом развития художественного восприятия является использование игровых методов, например, предложить детям представить себя художниками или скульпторами и создать свое произведение искусства. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить индивидуальность, а не просто следовал заранее заданным стандартам. В этом случае воспитатель не оценивает работу с позиции правильности выполнения задания, а поощряет желание ребенка выражать собственные эмоции и мысли через творчество.

Особенно значимой становится интеграция разных видов художественной деятельности. Например, можно совместить рисование и лепку в одном проекте, когда дети сначала рисуют изображение животного, а затем пытаются воссоздать его в объёмной форме с помощью пластилина. Такой подход помогает детям развивать комплексное восприятие объектов, тренировать мелкую моторику и чувство формы.

Важно отметить, что художественно-эстетическое развитие напрямую связано с эмоциональным и социальным развитием ребенка. В процессе творчества ребенок учится понимать и выражать свои чувства, что способствует формированию его эмоциональной грамотности. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, которые еще только учатся осознавать и управлять своими эмоциями. Художественная деятельность предоставляет им пространство для безопасного выражения эмоций, будь то радость, удивление, грусть или волнение.

Кроме того, коллективные виды творчества, такие как совместное рисование или создание групповых аппликаций, развивают у детей навыки общения, сотрудничества и взаимопомощи. В ходе таких занятий дети учатся договариваться, делиться идеями и уважать мнения других, что в дальнейшем положительно сказывается на их способности взаимодействовать с окружающими.

Важным элементом эстетического воспитания является знакомство детей с произведениями искусства. Воспитатель может показывать детям репродукции картин известных художников, объяснять их содержание и эмоциональное воздействие, проводить беседы о том, что изображено на картинах, и какие чувства они вызывают. Такой подход развивает у детей эстетический вкус и чувство прекрасного, помогает им научиться видеть красоту в окружающем мире.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через художественное творчество является важнейшим аспектом воспитательного процесса. Художественное творчество помогает ребенку не только развивать свои творческие способности, но и формировать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие, воображение и навыки самовыражения. Задача воспитателя — создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя уверенно и свободно в своем творчестве, а также поддерживать его интерес к исследованию окружающего мира через искусство.

 

 

Список литературы

Галянт

И.Г. Художественно-творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.

2020. №3 (11). URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

hudozhestvenno

-

tvorcheskie

-

kompetentsii

-

kak

-

komponent

-

funktsionalnoy

-

gramotnosti

-

doshkolnikov

Котлякова

Т.А., Карева О.В. Формирование понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников // Вестник ТГУ. 2021.

№194. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ponimaniya-mira-prirody-v-protsesse-hudozhestvenno-esteticheskoy-deyatelnosti-doshkolnikov

Манькова

Н.Е. Особенности художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ средствами изобразительного искусства // Международный журнал прикладных наук и технологий «

Integral

».

2018. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-vospitannikov-dou-sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva

Тушевская

Э.С. Художественно-эстетическое развитие дошкольников // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×