Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности | Воронкова Елена Николаевна. Работа №350764. Номер работы: №350764

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста является важной составляющей их общего развития и социализации. В этой статье рассматривается роль нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется различным методам и техникам, способствующим развитию творческих способностей детей, формированию у них эстетического вкуса и умению выражать свои эмоции через художественные образы. В статье анализируются примеры применения нетрадиционных форм изобразительной деятельности в работе воспитателя и предлагаются рекомендации по организации занятий.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, дошкольники, изобразительная деятельность, нетрадиционные формы, творческое развитие, воспитание, дети раннего возраста.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воронкова Елена Николаевна, воспитатель

МБДОУ Детский сад "Сказка", Хабаровский край, п. Октябрьский

Аннотация. Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста является важной составляющей их общего развития и социализации. В этой статье рассматривается роль нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется различным методам и техникам, способствующим развитию творческих способностей детей, формированию у них эстетического вкуса и умению выражать свои эмоции через художественные образы. В статье анализируются примеры применения нетрадиционных форм изобразительной деятельности в работе воспитателя и предлагаются рекомендации по организации занятий.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, дошкольники, изобразительная деятельность, нетрадиционные формы, творческое развитие, воспитание, дети раннего возраста.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в жизни ребёнка, когда закладываются основы его умственного, эмоционального и социального развития. Одним из ключевых аспектов этого процесса является художественно-эстетическое развитие, которое способствует формированию творческих способностей, развитому восприятию окружающего мира, а также помогает ребенку выражать свои чувства, мысли и переживания через искусство.

Традиционно изобразительная деятельность в дошкольных учреждениях реализуется через рисование, лепку и аппликацию. Однако для более глубокого раскрытия творческого потенциала детей, для активизации их воображения и индивидуальности, важно использовать нетрадиционные формы изобразительной деятельности. Это позволяет ребенку выйти за рамки обычных техник, даёт ему возможность экспериментировать, учиться новым способам самовыражения и развивать креативность.

Роль нетрадиционных форм изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей

Нетрадиционные формы изобразительной деятельности включают в себя разнообразные методы и материалы, которые позволяют детям создавать оригинальные и необычные работы. Такие формы деятельности способствуют развитию у детей гибкости мышления, креативности и способности к самостоятельному решению творческих задач. Например, рисование нетрадиционными материалами, такими как листья, песок, нитки или различные природные материалы, открывает перед ребёнком новые горизонты для самовыражения и помогает расширить его представления о возможностях художественного творчества.

Примеры нетрадиционных форм изобразительной деятельности:

Рисование с помощью природных материалов: Использование листьев, камней, семян и других природных объектов для создания композиций и рисунков. Дети учат внимание к окружающей природе и развивают свои моторные навыки.

Работа с нетрадиционными инструментами: Рисование с помощью губок, пальцев, кисточек, тряпочек или даже частей тела. Этот метод развивает тактильные ощущения, а также учит детей не бояться экспериментировать с новыми способами выражения.

Печать и отпечатки: Использование различных объектов для создания отпечатков на бумаге. Это может быть как предметы повседневного быта, так и более сложные средства, такие как фрукты, овощи или текстиль.

Мозаика и аппликация: Использование необычных материалов, таких как пуговицы, крупы, ткани, создаёт возможность для детей видеть необычные сочетания и фактуры.

Преимущества нетрадиционных форм изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей: В процессе работы с нетрадиционными материалами дети не только учат основы рисования, но и развивают умение мыслить креативно. Они учат искать необычные решения привычных задач, а также развивают умение комбинировать различные виды материалов и техник.

Развитие моторики: Работа с разнообразными материалами (песок, глина, текстиль и прочее) активно развивает мелкую моторику. Это важно для укрепления связи между умственными и физическими процессами в детском возрасте.

Расширение кругозора и познания окружающего мира: Использование природных материалов и природных объектов в процессе рисования помогает детям лучше понять и ощутить взаимосвязь природы и искусства, развивая у них экологическое сознание.

Выражение эмоций: Творческая деятельность является важным инструментом для самовыражения ребёнка. Особенно это важно в дошкольном возрасте, когда дети ещё не всегда могут словами передать свои эмоции и переживания.

Повышение интереса к изобразительному искусству: Нетрадиционные формы работы создают у детей чувство удивления и заинтересованности, что способствует более активному и с большим энтузиазмом включению в процесс художественного творчества.

Организация работы с нетрадиционными формами изобразительной деятельности

Для того чтобы занятия с детьми были максимально эффективными, важно правильно организовать пространство и выбрать соответствующие материалы. Воспитателю необходимо создать атмосферу, в которой дети могут спокойно и уверенно экспериментировать с различными техниками и средствами, при этом важно не диктовать конкретные решения, а давать детям свободу выбора.

Подготовка среды: Рабочие зоны должны быть оборудованы необходимыми материалами: красками, тканями, природными материалами, различными инструментами для работы. Важно предоставить детям свободу в выборе материала, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свой творческий замысел.

Постоянное использование разнообразных методов и техник: Регулярные занятия с использованием нетрадиционных форм позволят детям лучше освоить различные способы художественного выражения, а также укрепить их уверенность в собственных силах.

Творческие задания: Важно, чтобы задания не ограничивались просто воспроизведением какого-либо изображения. Задачи могут быть направлены на создание композиций, изображения воображаемых существ, а также на использование абстрактных форм и цветов.

Поддержка и оценка творчества детей: Важно, чтобы воспитатель поддерживал интерес детей к изобразительной деятельности, давая положительную обратную связь, подчеркивая индивидуальные достижения каждого ребёнка, а также создавая атмосферу уважения к творческим усилиям других детей.

Художественно-эстетическое развитие детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности является важным и эффективным инструментом в воспитании творческих личностей. Оно помогает детям научиться смотреть на мир с разных сторон, проявлять самостоятельность и уверенность в своих силах. Важно, чтобы воспитатели использовали разнообразие методов и материалов, подходящих для детей раннего возраста, создавая атмосферу свободы и эксперимента. Это будет способствовать развитию гармоничной личности, способной воспринимать искусство как способ самовыражения и познания окружающего мира.

Список литературы

Карлявина Ольга Андреевна Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО // Проблемы науки. 2020. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-priyomov-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-razvitii-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-detey

Муслимова А. А., Хайруллин А. Р. Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2020. №3 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-sredstvo-razvitiya-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov

Петренко Светлана Сергеевна Использование спиралевидной техники рисования цветными карандашами в работе с детьми дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2016. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-spiralevidnoy-tehniki-risovaniya-tsvetnymi-karandashami-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta

Шатрова Светлана Анатольевна, Щепалова Надежда Александровна Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. №V9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-sposob-razvitiya-melkoy-motoriki-ruki-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×