Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования (оригами) | Мой кабинет. Работа №349775

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье обоснована актуальность художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования (оригами), рассмотрены требования для создания пространственно-предметной среды. Отдельно представлены основные методы, приемы и формы работы при обучении детей технике оригами.

 

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования (оригами)

Тельшинова Галина Анатольевна

МАДОУ «Детский сад №28»

г. Нижний Новгород

 

Художественно-эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный и систематический процесс воздействия на личность ребенка, направленный на развитие способности воспринимать красоту окружающего мира и искусства, а также создавать ее. Этот процесс начинается с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального и изобразительного, а также мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и других).

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей» [2, с. 9].

По словам В.А. Сухомлинского, дети воспринимают и осваивают идею лишь тогда, когда она представлена в ярких образах. Работа над образами побуждает детей мыслить, анализировать и делать выводы [8].

Создание ярких образов (фигурки животных, окружающих предметов) станет возможным благодаря древнему японскому искусству оригами. Оно сочетает все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на формирование творческого потенциала ребенка.

Оригами развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность выполнять ручные работы под контролем сознания и концентрацию внимания; стимулирует развитие памяти и умение следовать устным инструкциям; совершенствует трудовые навыки и прививает аккуратность; содействует созданию игровых ситуаций — драматизаций, в ходе которых решаются задачи по развитию речи детей.

С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем осваивает навыки письма, рисования или чтения. Он рвет ее, мнет, непроизвольно стремясь придать ей нужную форму. Бумага доступна и недорога. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Ее поверхность податлива и прекрасно сохраняет форму. Таким образом, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игривой форме. Малыши даже не осознают, как усваивают сложные математические и геометрические понятия.

Интересен не только эстетический аспект создания поделок в технике оригами, но и возможность их использования для развития всех компонентов связной речи, произвольности психических процессов, а также повышения эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной деятельности.

Оригами является универсальным методом обучения, который можно успешно применять во всех образовательных областях: художественно-эстетической, познавательной, социально-коммуникативной, речевой и даже в сфере физического развития.

На занятиях с использованием оригами можно не только складывать фигурки, но и знакомить детей с персонажами русского фольклора. Каждая фигурка может сочетаться с загадкой, стихотворением или прибауткой. Воспроизведение действий, демонстрируемых взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему необходимо постоянно размышлять, соизмерять свои движения и следить за тем, чтобы при сгибании противоположные стороны совпадали. При слабой координации мелкой мускулатуры и недостаточно развитом глазомере эти действия требуют от детей значительного волевого и мыслительного напряжения.

Отношение детей к оригами существенным образом меняется, когда они видят, что из бумаги формируется конкретная поделка или игрушка. Именно в этот момент у ребенка возникает желание продолжать занятия и заниматься этим дома. Важную роль играют игровые приемы, художественное слово, советы и вопросы.

Трудно постичь это искусство, не занимаясь рисованием и лепкой. Оригами имеет огромное значение для развития конструктивного мышления детей, их творческого воображения и художественного вкуса. Оригами способствует созданию игровых ситуаций: сложив из бумаги маски животных, дети вовлекаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями и совершают путешествие в мир цветов и т.д. И это далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Важным условием для стимулирования желания детей заниматься данным видом творчества является создание пространственно-предметной среды. При формировании развивающей среды опиралась на идеи А. В. Запорожца об обогащении детского развития на основе предметной базы и учитывала ряд требований С. Л. Новоселовой, Л. С. Выгодского и Н. Н. Поддьякова:

1. соответствие возрастным особенностям и возможностям;

2. создание условий для формирования ведущих видов деятельности;

3. в предметной среде должны быть известные ребенку объекты и те, которые побуждают его к последующей деятельности;

4. необходимо исходить из инициативности самого ребенка, его стремления на деле применить свои знания, в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением;

5. предметная среда должна создавать и поддерживать эмоциональное благополучие и комфорт, наличие площадки (стола);

6. обеспечение свободного доступа к материалу (стол, тумба, полочки на уровне роста детей);

7. наличие демонстрационных картин, предметных картинок, картинок – образцов;

8. наличие в различных игровых, учебных зонах разнообразных материалов, пособий.

Методы и приемы при обучении детей технике оригами:

• наглядный (рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы);

• словесный (беседа, рассказ, сказка);

• практический (изготовление поделки).

Формы работы:

• организованное обучение: занятия, кружок;

• в совместной деятельности (взрослый-ребенок): игра, изготовление базовых форм, поделок;

• в самостоятельной деятельности детей: изготовление поделок;

• в совместной деятельности дома (ребенок – родители): изготовление поделок.

 Задача воспитателя заключается во всестороннем творческом развитии детей и формировании личности, интегрированной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитатель создает условия для проявления фантазии и поддерживает самостоятельность.

Успешное развитие изобразительной деятельности и творческих способностей у детей зависит от целого ряда условий:

• целенаправленное влияние педагога на организацию деятельности детей;

• систематическое и последовательное развитие восприятия и воображения, на основе которых формируется творчество и фантазия;

• обучение изобразительным умениям и навыкам.

Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

 

Список используемой и рекомендуемой литературы:

Афонькин

С.

Ю.

,

Афонькина

Е.

Ю.

Игрушки из бумаги

/ С.Ю.

Афонькин

, Е.Ю.

Афонькина

.

– СП

б.: Издательский дом «Литера», 2000.

– 192 с.

Ко

нцепция дошкольного воспитания (

одобрена решением коллегии

Гособразования

СССР 16.06.1989 N 7/1

) /

URL

:

https://ds-solnyshko-rassvet-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/19/8/Konventsiya_doshkol_nogo_vospitaniya_compressed.pdf

Коротеев

И.А. Как долететь до оригами / И.А.

Коротеев

. – М.: Карапуз, 1996 г. – 16 с.

Савушки

н С.Н. Сказка из листа / С.Н. Са

вушкин

.

– М.: Карапуз

,

2011

. –

8

с.

Сержантова

Т.

Б. 366

моделей оригами / Т.Б.

Сержантова

. – М.:

Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

Сержантова

Т.

Б. Оригами для всей семьи

/ Т.Б.

Сержантова

.

– 9-е изд. – М.

:

Айрис-пресс, 2009. – 192 с.

Соколова С.В.

Сказки из бумаги

/ С.В. Соколова. – СПб.:

ЗАО «Валерии СПб»,

«Сфинкс СПб»,

1998. – 224 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев

:

Радянська

школа,

1974. – 288с.

Тарабарина

Т.

И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей

и педагогов / Т.И.

Тарабарина

.

– Я

рославль: ООО Академия развития, 1996

. – 224 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×