Художественные фильмы как окно в прошлое: инновационные подходы к преподаванию истории в колледже | Щербенко Игорь Викторович. Работа №350202
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные подходы к использованию художественных фильмов как одного из эффективных средств преподавания истории в колледже-интернате. Освещаются возможности кинематографа для погружения студентов в исторический контекст, формирования культурной и исторической грамотности, развития критического мышления. Обоснована значимость использования художественных фильмов в образовательном процессе для создания более глубокого и эмоционального восприятия прошлого, а также формирования активного интереса к истории. Статья адресована преподавателям истории, стремящимся привнести в уроки элементы визуального и эмоционального взаимодействия для лучшего усвоения материала студентами.
Ключевые слова: художественные фильмы, история, преподавание, инновационные подходы, колледж, историческое мышление, критическое восприятие.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК ОКНО В ПРОШЛОЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИСТОРИИ В КОЛЛЕДЖЕ
Щербенко Игорь Викторович, преподаватель
БУ «Колледж-интернат Центр Искусств для одаренных детей Севера»,
г. Ханты-Мансийск
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные подходы к использованию художественных фильмов как одного из эффективных средств преподавания истории в колледже-интернате. Освещаются возможности кинематографа для погружения студентов в исторический контекст, формирования культурной и исторической грамотности, развития критического мышления. Обоснована значимость использования художественных фильмов в образовательном процессе для создания более глубокого и эмоционального восприятия прошлого, а также формирования активного интереса к истории. Статья адресована преподавателям истории, стремящимся привнести в уроки элементы визуального и эмоционального взаимодействия для лучшего усвоения материала студентами.
Ключевые слова: художественные фильмы, история, преподавание, инновационные подходы, колледж, историческое мышление, критическое восприятие.
Современные педагогические подходы к обучению истории требуют от преподавателей гибкости и применения новых методов, способных заинтересовать студентов и сделать уроки более живыми и запоминающимися. В этом контексте художественные фильмы становятся мощным инструментом для преподавания, поскольку они дают возможность познакомить студентов с историей через визуальные образы, звуки и эмоции. В колледже-интернате, где студенты находятся в особых условиях образовательного процесса, внедрение кинематографа в преподавание истории способствует не только познавательной активности, но и развитию эмоциональной и культурной компетентности.
Художественные фильмы позволяют преподавателю воспроизвести на уроке многослойный и красочный образ исторической эпохи. Кинематограф обладает удивительным свойством — он может объединять факты и интерпретации, художественные приемы и исторические данные, помогая создать более полное представление о прошлом. История становится понятной и живой, когда перед глазами студентов возникают образы великих сражений, завоеваний, революций и перемен. Этот подход помогает понять не только последовательность исторических событий, но и их влияние на общество, а также на мировосприятие людей в разные периоды времени.
Эмоциональное воздействие фильмов позволяет глубже проникнуть в атмосферу изучаемой эпохи и прочувствовать важность тех или иных событий. Например, фильм о Второй мировой войне или о трагических событиях XX века может затронуть студентов сильнее, чем классическое изложение материала на уроке. Через образы героев и антигероев, их переживания и решения, студенты лучше осознают, какой ценой были достигнуты перемены, какие моральные дилеммы сопровождали исторические фигуры. Преподаватель истории может направлять их внимание на важные исторические детали, формируя глубокое понимание исторических процессов и событий.
Использование художественных фильмов в обучении также формирует у студентов навыки критического мышления. Поскольку фильмы не всегда отражают события абсолютно достоверно, задача преподавателя — научить студентов анализировать и оценивать увиденное, отличая факты от интерпретаций. Художественный фильм может содержать как исторически точные, так и художественно измененные элементы, что требует умения выявлять и критически осмысливать их. Преподаватель может обсудить со студентами, на каких источниках основывались сценаристы, какие моменты были изменены и почему, каковы причины и последствия определенных событий. Такой подход позволяет расширить их кругозор и понимание истории, формируя способность воспринимать разные точки зрения и анализировать их.
Кинематограф также выступает как средство формирования культурной грамотности, важного аспекта общего образования. Фильмы позволяют не только погрузиться в изучаемый исторический период, но и увидеть культуру того времени: быт, моду, традиции, обычаи. Например, фильмы об эпохе Просвещения помогут представить особенности жизни европейских городов XVIII века, а картины о Средневековье — показать особенности рыцарства, замков и сословного строя. Благодаря фильмам, студенты могут лучше понимать культурные различия и осознавать, как различные элементы культуры прошлого находят отражение в современном обществе.
Методически важно отметить, что использование художественных фильмов в преподавании истории должно быть организовано таким образом, чтобы кино становилось не замещением учебного материала, а дополнением к нему. Преподаватель должен направлять студентов к самостоятельному осмыслению увиденного, задавая вопросы, которые помогут раскрыть значимость исторических тем, представленных в фильме. Одним из подходов может быть интеграция просмотра фрагментов фильмов с последующим обсуждением, где студенты выражают свои мысли, задают вопросы и формулируют собственные суждения. Это помогает им лучше воспринимать информацию и активно участвовать в учебном процессе.
Еще одной интересной практикой в преподавании истории может стать использование проектных заданий на основе художественных фильмов. Студенты могут исследовать события и эпохи, представленные в фильме, и представить свои выводы в форме мини-исследования. Например, они могут изучить отличия между историческими фактами и их интерпретацией в фильме, оценить, насколько достоверно изображены события, и рассмотреть, какие именно аспекты были изменены ради драматургии или художественного замысла. Такие задания помогают студентам глубже понимать принципы исторической реконструкции и анализа, а также стимулируют их самостоятельное исследование и оценку источников.
Художественный фильм в преподавании истории может способствовать развитию у студентов эмоционального интеллекта, способности к сопереживанию и социальной ответственности. Картины, отражающие трагические события или судьбы выдающихся личностей, часто помогают зрителям задуматься о моральных аспектах истории, что крайне важно в процессе воспитания и образования. Преподаватель может направить дискуссию так, чтобы студенты не только осмыслили факты, но и увидели, как эти факты повлияли на людей, как менялись их жизнь и судьбы. В колледже-интернате, где студенты находятся в условиях постоянного взаимодействия, такое обсуждение может укрепить их коллективное сознание и чувство сопричастности к истории.
Таким образом, художественные фильмы представляют собой эффективный инструмент для преподавания истории в колледже, предоставляя преподавателю уникальные возможности для создания более глубокого и осознанного восприятия исторических событий. Кинематограф позволяет не только иллюстрировать учебный материал, но и развивать у студентов критическое и историческое мышление, способность к оценке различных источников, к пониманию культурных и социальных аспектов изучаемых эпох. Преподаватели, стремящиеся к инновационным подходам, могут успешно использовать художественные фильмы для вовлечения студентов в процесс изучения истории, пробуждения у них интереса и создания устойчивого фундамента для дальнейшего обучения.
Список литературы
1. Ерёмочкина Ю. В. Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин / Ю. В. Ерёмочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 38-40.
2. Меденкова Г. В. Некоторые приемы систематизации исторических знаний студентов колледжа в цикле общеобразовательной подготовки / Г. В. Меденкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 102-105.