Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Художественные материалы, техники на занятиях в изостудии | Демченко Елена Николаевна. Работа №303847

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье говорится об бучении разнообразным приемам и техникам как инструменту развития художественного вкуса в процессе реализации увлечения рисованием в младшем школьном возрасте.

Более того, элемент ремесленного обучения вообще был практически исключен, т.к. считалось, что дети в силу их возраста еще не способны реализовать подобную программу. Мнение о том, что ребенок, повзрослев, сам проявит интерес к изобразительной грамоте, привело к тому, что выпускники школ, по причине неумения рисовать, ограничены и в формировании художественного вкуса. Композицию таких малоэффективных уроков рисования учитель строил на игре и эмоциях, забывая о художественно - навыковых приёмах. Имея ограниченный, «домашний» запас знаний и умений, на определенном этапе ребенок останавливался в своем художественном развитии, учитель же обращал на это весьма относительное внимание.

Чтобы искусство оказывало эстетико-воспитательное воздействие, необходимо, как минимум, понимать его язык. Для этого нужна и специальная подготовка, позволяющая всесторонне воспринять, пережить и оценить эстетические достоинства художественного произведения. Конечно, учащиеся 7 – 8 лет еще далеко не способны взять из произведения искусства все те эстетические ценности, которые в нем заложены. Это объяснимо тем, что в школах довольствуются выполнением технически однообразных графических работ и анализом сравнительно небольшого числа художественных произведений, а ремесленно-технологическим приемам изобразительного творчества и изучению художественных материалов и техник внимания уделяют недостаточно...

 

Демченко Елена Николаевна
кандидат педагогических наук,
преподаватель высшей категории
МБУДО ДХШ им. П.С. Евстафьева
г. Благовещенск, Амурская область
Художественные материалы, техники, технологии и приёмы их использования на занятиях в изостудии художественных школ
Преобразованиями, способствующими преодолению основного противоречия между стремлением младшего школьника к творческому самовыражению в рисунке и недостаточной компетентностью в художественно-изобразительных техниках и навыках могут стать, как показал теоретический анализ, изменения в обучении детей приемам изобразительного творчества, предполагающие значительное расширение круга осваиваемых живописных и графических техник и используемых художественных материалов в практической работе на уроках и дома. Реализация этого процесса нами осуществлялась в целостной системе воспитания художественного вкуса учащихся младших классов как необходимый ее элемент.
Обучение разнообразным приемам и техникам как инструмент развития художественного вкуса в процессе реализации увлечения рисованием в младшем школьном возрасте зачастую недооценивался. Более того, элемент ремесленного обучения вообще был практически исключен, т.к. считалось, что дети в силу их возраста еще не способны реализовать подобную программу. Мнение о том, что ребенок, повзрослев, сам проявит интерес к изобразительной грамоте, привело к тому, что выпускники школ, по причине неумения рисовать, ограничены и в формировании художественного вкуса. Композицию таких малоэффективных уроков рисования учитель строил на игре и эмоциях, забывая о художественно - навыковых приёмах [2]. Имея ограниченный, домашний запас знаний и умений, на определенном этапе ребенок останавливался в своем художественном развитии, учитель же обращал на это весьма относительное внимание.
Ребенок в искусстве может научиться многому, надо лишь соответствующим образом дать ему знания, дать, что немаловажно, лучшие рисовальные материалы, инструменты и принадлежности [4].
Чтобы искусство оказывало эстетико-воспитательное воздействие, необходимо, как минимум, понимать его язык. Для этого нужна и специальная подготовка, позволяющая всесторонне воспринять, пережить и оценить эстетические достоинства художественного произведения. Конечно, учащиеся 7 – 8 лет еще далеко не способны взять из произведения искусства все те эстетические ценности, которые в нем заложены. Это объяснимо тем, что в школах довольствуются выполнением технически однообразных графических работ и анализом сравнительно небольшого числа художественных произведений, а ремесленно-технологическим приемам изобразительного творчества и изучению художественных материалов и техник внимания уделяют недостаточно.
Одна из важнейших задач художественного воспитания на занятиях в изостудии школ дополнительного образования - формирование условий для реализации творческих способностей учащихся. Для успешного их развития необходимо сообщить детям соответствующий объем теоретических знаний по композиции, технике и технологии рисунка, живописи, помочь в развитии ремесленных навыков. С этой целью на занятиях и применяются различные формы обучения.
Начиная с первых занятий ученикам дают представление о многообразии применения рисовальных и графических материалов и техник, таких как, монотипия, коллаж, пастель, гуашь, граттаж и другие.
Доступной для учащихся интересующего нас возраста можно считать и технику эстампа с картонных матриц. Необычность её в том, что рисунок печатается с помощью картонных фигурок – матриц, которые являются элементами будущей композиции. Сложность работы обусловлена технологической необходимостью отпечатать в определенной последовательности сначала элементы дальних планов, а затем ближних. Эта техника доступна детям с первого класса. Задания в данной технике рекомендуем выполнять на сдвоенных уроках.
Для детей 9 – летнего возраста можно предложить технику граттаж. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью [1]. Слово граттаж происходит от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника процарапывания.
Мы привели примеры лишь некоторых техник и материалов, которые с удовольствием изучали дети на занятиях в изостудии.
Говоря о художественных приемах, следует отметить, что с первых уроков детей необходимо обучать правильному использованию кистей и других принадлежностей. Ребенку доступны многие способы использования материалов (метод прикладывания, комбинированный прием, прием точки, свободное рисование, другие). Сложность заключается в том, что не все дети имеют хорошие рисовальные принадлежности.
Эстетическую ценность рисунка ученика предопределяет (впрочем, в числе множества других, менее существенных критериев) композиционное решение. Многочисленные беседы о правилах и приемах композиции были в центре внимания на протяжении всех занятий. Главными требованиями к композиционному построению мы считали наличие в нем логики, ясности, пропорциональности, ритмов, равновесия с симметрией и асимметрией и вместе с тем разнообразие решений.
Выразительность в живописной композиции обусловливается, прежде всего, цветовым ее решением, колоритом, определяющим формально-образное звучание работы [3].
Все дети разные. Но что бесспорно - все талантливы, и каждый по-своему. Важнейшая профессиональная задача педагога – рассмотреть эти таланты и создать условия для их развития. Самые различные художественные техники, материалы, технологии и ремесленные приемы работы на уроках в зостудии являются важнейшей составляющей педагогических экспериментов художника – учителя, они катализируют от рождения данные детям способности, формируют материальный фон для духовного развития личности. Широкий выбор их позволяет учащимуся найти тот свой, возможно единственный ключ, который открывает двери ЕГО пути.
Литература
Воробей, Ю.Д. Диалектика художественного творчества / Ю.Д. Воробей. - М., 1984. – 175 с.
Глинская, И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 кл / И.П. Глинская. – Киев. Рад.школа, 1978. – 111 с.
Лернер, Л.В. Сколько цветов у радуги или Дни Афанасия Лунева / Л.В. Лернер, Э.В. Маркин. - М., 1990. - 286 с.
Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.,1987.-252 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×