Художественный мир Н.А. Некрасова | Бахруддинова Ольга Серафимовна. Работа №354787
Лирика, всегда является сердцем любой поэзии, только по ней можно судить, что любил, что ненавидел поэт, в чём он оказался прав, сумев подняться над догмами времени, испытывая настоящую душевную боль за людей, по ней видно и то, где и когда поэт оступился, где отступал от истины. Лирика, по сути, фотография души любого поэта, когда в ней отпечатываются все переживания поэта, как личные, так и общественные и там, где боль души поэта, его переживание совпадают с болями общества, времени в один общий рубец, проходящий через жизнь и творчество человека, избранного поэзией, рождается истинная лирика…
Особенности поэзии Н. А. Некрасова
Особенности поэзии Н.А. Некрасова (1821-1878).
В самом конце своей жизни Николай Алексеевич Некрасов как мудрый человек, понимая, что жизнь сложнее политических и общественных формул, скептически отозвался сам о себе и своей социальной поэзии:
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их…
Лирика, всегда является сердцем любой поэзии, только по ней можно судить, что любил, что ненавидел поэт, в чём он оказался прав, сумев подняться над догмами времени, испытывая настоящую душевную боль за людей, по ней видно и то, где и когда поэт оступился, где отступал от истины. Лирика, по сути, фотография души любого поэта, когда в ней отпечатываются все переживания поэта, как личные, так и общественные и там, где боль души поэта, его переживание совпадают с болями общества, времени в один общий рубец, проходящий через жизнь и творчество человека, избранного поэзией, рождается истинная лирика…
Чтобы выразить многообразие и богатство своих переживаний автор поэтических произведений находит внутренние возможности речи, через её взволнованность и субъективизм, обращаясь к экспрессивным формам языка, эмоционально окрашенным единицам его, несущим на себе образ реального переживания, определяющего общепсихологическое состояние поэта.
Носителем лирического переживания является «лирический герой» - это тот тип переживания, который утверждает автор в данном произведении, цикле или всей лирике, сам абстрагируясь от фабулы и сюжета произведения…
(Часто переживание и понимание явлений жизни лирического героя совпадают с авторским, но идентичными никогда не могут быть…)
Всю жизнь Некрасова можно проследить по его лирике. Детство автора, выросшего на берегах великой русской реки, окрашено внутрисемейными неурядицами, именно мать привила поэту уважение к простолюдину, заложила начала гуманизма, который он пронёс через всю свою жизнь.
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
О своём детстве Некрасов рассказал в стихах: «Суд», «Уныние», «Затворница», «Рыцарь на час» и поэме «Мать», где отдал должную любовь и нежность своей матери, чей светлый образ он пронёс до последнего своего дня.
После окончания Демидовской гимназии в Ярославле оказался в Петербурге, который увидел глазами полуни-щего разночинца, город трущоб, и давящей нищеты, ставший позднее основным местом действия героев Фёдора Достоевского.
На нашей улице жизнь трудовая
начинается ни свет, ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет…
Работая репортёром в бульварных газетках, Некрасов издаёт первый сборник своих стихов «Мечты и звуки», к которому Виссарион Белинский отнёсся отрицательно, а вот об очерке «Петербуржские углы» отозвался хорошо. В стихотворении «Памяти Белинского» Некрасов писал:
Белинский был особенно любим…
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Сам поэт о своей жизни написал:
Праздник жизни – молодости годы –
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени – не был никогда.
Н.А. Некрасов верил в будущее России: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нём и в благородном негодовании против того, что за-медляет путь к совершенствованию».
Лирический герой в поэзии Некрасова – передовой русский человек 40-х – 70-х годов XIX века, близкий по взглядам Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому. Он убеждённый сторонник революционных преобразований, изменения всего уклада жизни для достижения счастливой жизни для народа. О чём бы ни говорил поэт в своих стихах: о детских воспоминаниях, об опалённой солнцем жнице, о разрушении дворянского гнезда или похоронах горемыки чиновника, о наборе в рекруты или забытой барином деревне, – мысли о необходимости изменений прежнего отношения к жизни и общественному состоянию присутствуют не просто как точка зрения, но и поэтическая атмосфера и интонация, критерий оценки событий, людей, поступков…
Для Некрасова и его лирического героя – высшее призвание и счастье человека – это борьба за лучшую долю народа, и прекраснее, и благороднее этой деятельности нет. В лирике поэта гражданин и революционер часто одно и то же лицо, это человек одной идеи, одной страсти, но он же воплощение внутренней собранности, цельности, нравственной чистоты и возвышенных помыслов. В лирических стихотворениях о Белинском, Добролюбове, Чер-нышевском, Гоголе, Шевченко, о революционерах 70-х, его герои нарисованы, как образы идеальные, изъятые из повседневности, приподнятые над ней. Судьба этих героев его поэзии трагична, но по Некрасову она желанна и завидна. Тяжёлая скорбь здесь заменяется преклонением перед их гражданским мужеством и решительностью. Революционность в лирике поэта всегда соединена с демократизмом и патриотизмом, характерными для облика лучших людей России, каких бы взглядов они не придерживались.
В лирике принято поднимать так называемые «вечные темы»: любовь, в различных её проявлениях, восхище-ние красотой окружающего мира, привязанности к друзьям, близким, религиозные воззрения, размышления о вечной борьбе добра и зла, мысли о смерти и бессмертии, – всё это истинные стороны любой человеческой жизни.
В лирике Некрасова появляется и им же закрепляется новое для русской поэзии – это чувство социальности во взгляде на любое явление бытия. Оно включает в себя и боль за угнетённых, и желание счастья для обездолен-ных, и сознание своей личной ответственности за простых людей, и кровную связь с ними. Поэт напрямую связы-вает свою поэзию, свою музу с народным страданием.
Вчерашний день, в часу шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «Гляди,
Сестра твоя родная»…
Для Некрасова, как и для многих его современников, существовали две России: одна официозная, воплощение внешних порядков, и другая народная – средоточие внутреннего напряжения и силы.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»
Глубоко проникая в социальную сущность реальных явлений, поэт показывает жизнь народа в парадигме идей революционной демократии, пытаясь в то же время донести эти идеи до представителей народа, и часто в своих стихах даёт им возможность высказаться. Он умел доносить авторскую позицию до простых читателей, так она была ясна, понятна и близка им. Проявился такой подход в его стихах: «Коробейники», «В дороге», «Огородник», «С работы», «Каллистрат» и других, некоторые его стихи стали народными песнями, настолько глубоко соответ-ствовали стихи народному пониманию бытия … Во многих поэтических строках Некрасов с болью указывал на «долготерпие» народа:
Нужны столетья и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
Преодолению рабской психологии у значительной части народа, изживанию покорности, инертности в простом человеке и способствовала поэзия Некрасова, вот одно из прямых его обращений к народу:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Некрасов легко и свободно находил для своих произведений тот истинно русский речевой тон, который всегда соответствовал волнующей поэта картине, действию, мыслям, навеянным российской действительностью.
Особенностью выражения национального своеобразия его поэзии стали наряду с мотивами: «гнева», «мести», облечённых в соответствующую поэтическую форму, мотивы: «печали», «тоски», «уныния». В творчестве поэта тесно переплелись темы устного народного творчества с идеями революционных демократов – и появился сплав народного и литературного слова, который и стал основой не только стиля поэзии Некрасова, но и формы его ли-рики и других по жанру произведений. Будучи современником эпохи, когда рушились многие патриархальные устои жизни на пространстве всей империи, Некрасов первый среди русских поэтов заметил появление нового слоя людей – наёмных работников. Тяжёлой судьбе этих тружеников он посвятил своё потрясающее по точности изображения реальности стихотворение «Железная дорога». Многократно в его поэзии возникает и образ волж-ского бурлака. Он первый дал в русской поэзии картины индустриального города:
Свечерело. В предместиях дальних,
Где, как чёрные змеи летят
Клубы дыма из труб колоссальных,
Где сплошными огнями горят
Красных фабрик громадные стены,
Окаймляя столицу кругом –
Начинаются мрачные сцены.
В гражданской лирике Некрасова в 60-х – 70-х годах произошёл заметный сдвиг в её идейном содержании: мо-тивы «долготерпия», «забитости», «рабской покорности народа» уходят на второй план. Они вытесняются в лири-ке поэта примерами гражданской и народной активности, протеста, героизма в революционной борьбе, теме места человека-гражданина в борьбе за лучшую долю угнетённых, месте поэта в такой общественной обстановке.
В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов, высказывая своё понимание поэтического творчества, места поэзии в жизни, требует от поэта обязательно быть гражданином, верным сыном своего народа, делающим всё для облегчения его участи.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь Отчизны.
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Поэтическим завещанием поэта стало стихотворение «Элегия». Некрасов построил своё произведение на пе-рекличке со стихотворением «Деревня», он как бы цитирует его, сопровождая комментарием современной ему сельской жизни. В стихотворении даётся отповедь «изменчивой моде», предающей забвению «старую», но вечную тему народного страдания. Некрасов, воссоздавая в современности образы «Деревни» Пушкина, свидетельствует о неизменности крестьянской доли, поэтому «Элегия» – скорбная дума о реальностях жизни и судьбах народных. Стихотворение диалогично, содержит в себе риторические обращения к собственному «Я», собственному сознанию и душе… «Элегия» показала кредо самого автора как поэта и гражданина, его взгляд на сложные вопросы жизни, его понимание русской действительности.
Народность поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», её выражение через стиль поэмы.
Сестра Н.А. Некрасова А.А. Бутнева писала в воспоминаниях: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была лю-бимым детищем брата: он часто во время болезни вспоминал о ней и ещё незадолго до смерти сказал: «Одного, о чём сожалею глубоко – это, что не кончил свою поэму…»
Поэма, которую автор писал 12 лет – произведение о народе, его жизни, труде, исканиях и никогда не сбываю-щихся мечтах. Некрасов говорил, что хотел создать книгу «полезную, понятную народу и правдивую».
Исходя из замысла, поэма, пронизана сказочными мотивами – это и зачин, и сказочность сюжета, и сказочная атрибутика, и фольклорные персонажи (пеночка-вещунья, скатерть-самобранка). Эти мотивы определяют природу стиля, который лежит в основе эпического повествования. Использована сказовая манера подачи поэтического материала, представления персонажей о состоявшемся счастье близки общенародному восприятию. Начинается поэма с авторской установки на некую сказочно-волшебную хронологию.
В каком году – рассчитывай,
В какой земле угадывай
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Поэт сразу использует сказочно-мифологическую семантику числа «7»: «сошлись семь мужиков», а затем мно-го раз это число повторяет: «У семи нянек – дитя без глазу», «Семь пятниц на неделе», «Невелик городок да семь воевод»…
Суть стиля Некрасова составляют не только отдельные фольклорные обороты, словечки и образы в ней звучит живая реальная разговорная речь крестьянина, с её красочными интонациями, вопросами, возгласами, перебива-нием, манерой повторять отдельные слова.
Тю, тю! Куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
…
Эй, скатерть самобранная,
попотчуй мужиков!
…
Эй, с возу куль упал!
Некрасов сохраняет многие особенности лексики, морфологии, синтаксиса, свойственные живому языку кре-стьянина, но они в стилистике поэмы присущи не только речи персонажей, но и лексике самого автора-рассказчика. Использование разговорного сниженного стиля, просторечий оправдано художественной заданно-стью и целесообразностью.
Гогочут братья Губины,
Такую редьку схапали
На огороде страсть.
…
Лука стоял помалкивал,
Боялся не наклали бы
Товарищи в бока.
Автор часто использует уменьшительно-ласкательные выражения, которые у него имеют противоположный народной речи отрицательный смысл.
Какой-то барин, кругленький,
Усатенький, пузатенький
С сигарочкой во рту…
Фольклорная основа стиля поэмы сказывается и в частом употреблении песенных междометий из русской народной песенной культуры.
Ой, Тени! тени чёрные!
Ой, избы, избы новые!
Ой, люди, люди русские!
Ой, ночка, ночка пьяная!
Из народной сказки Некрасов позаимствовал обычай повторять отдельные словосочетания – формулы – это идущий через всё повествование рефрен-вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси»
Но, несмотря на зачинную сказочность, реальными, истинными оказываются чувства, переживания и мысли главных героев поэмы, которые и заставляют их бродить по Руси. В поэме всё меряется меркой крестьянина-труженика, с его позиции даётся реальная картина жизни России, а также положение и оценка всех сословий, их представителей, встречаемых героями, хотя каждый и сам пытается пояснить собеседникам, почему и им, кажу-щимся счастливцам, тоже плохо на Руси. Поэтому поэт в главе «Счастливые» часто таковыми называет тех, кому это определение явно не подходит.
Рассказчик словно подсмеивается над своими героями, особенно, когда рисует их облик, и они задают свои первые вопросы, заставляющие мужиков, бросив всё, стать путешественниками (по сути, это перекличка со всей русской литературой, где все главные её персонажи путешествуют, часто без указания причины…).
Как автор-рассказчик Некрасов развивает в своей стилистике принципы образности, известные в устном народном творчестве, но он подчиняет их своим целям: созданию произведения народного по форме и содержа-нию, но со сверхзадачей – нести в народную среду новые идеи.
Не ветры веют буйные,
Не мать земля колышется.
Шумит, поёт, ругается,
Качается, валяется
У праздника народ. (Заметьте, не на празднике, а возле него…)
Поэт и здесь использует жанр народного причитания, который в полной мере проявился в поэме «Мороз-Красный нос», использует некоторые образцы народной поэзии, которые называл: «хранилищем русской народно-сти».
Для создания особой речевой стилистической структуры широко использует в поэме пословицы и поговорки, сложенные народом.
- Хвали траву в стогу, а барина в гробу.
- Рабочий конь солому ест, а пустопляс овёс.
- Наши топоры лежали до поры.
- С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь горбат.
- Горда свинья: чесалася о барское крыльцо.
Можно выделить некоторые показатели народности стиля поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
- Сказочность в структуре поэмы (зачин, сказочный сюжет, сказовая манера повествования, волшебная атрибути-ка, фольклорные персонажи).
- Сниженная разговорно-бытовая лексика как персонажей, так и автора-повествователя.
- Единицы устного народного творчества как органический материал в повествовательной ткани поэмы (послови-цы, поговорки, песни, переработанные или синтезированные автором).
- Главный герой поэмы – народ, представленный не только семью странниками, но и теми, с кем они встречались.
- Мысли и думы народные о счастье и лучшей доле, переданные через главных героев, языком русского крестья-нина.
- Совпадение в поэме эстетического идеала автора с устремлениями народного самосознания, переданного через нового героя, Гришу Добросклонова – прямого выходца из народной среды (одного из них)…
Подводя итог можно сформулировать некоторый понятийный вывод.
Народность произведения литературы – это выражение в творчестве поэта (писателя) мыслей и чувств массового народного самосознания, осознанное служение автора интересам народа, отражение в литератур-ном произведении исторических и социально-психологических изменений в обществе с учётом народной точки зрения на эти изменения, а также создание в произведении художественными средствами колорита народной жизни в изображаемый отрезок времени.
Всё это автор даёт через адекватную содержанию жанровую и стилевую структуру. В данном случае для Н.А. Некрасова – это эпическая поэма.
Можно сделать предположение, что в широком смысле народность любого произведения искусства – это и его национальное своеобразие, ставшее результатом исторического развития народа, и соответствие изоб-ражаемого народной правде, при адекватном художественно-стилевом отображении реальности, при условии полезности произведения в стремлении народа к общественному и духовному прогрессу.