ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД, НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ | Анна Алексеевна Агафонова. Работа №292633
Автор: Анна Алексеевна Агафонова
В статье рассматривается актуальная проблема современной педагогики и психологии - развитие сенсорной интеграции. Даётся понятие о сенсорной интеграции, рассматриваются такие средства её развития, как художественный труд и нетрадиционное рисование.
Во время художественного труда и различных нетрадиционных техник рисования и использования различных материалов, в том числе и нетрадиционных, необходимо использовать сенсорную интеграцию, с помощью которых у ребёнка формируется более полное представление о мире, в котором он живёт.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД, НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ
И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современной педагогики и психологии - развитие сенсорной интеграции. Даётся понятие о сенсорной интеграции, рассматриваются такие средства её развития, как художественный труд и нетрадиционное рисование.
Ключевые слова: художественный труд, нетрадиционное рисование, сенсорная интеграция.
В настоящее время дети оказываются сенсорно обделены. Если всего каких-то 20-30 лет назад дети в дошкольном возрасте имели возможность получать многочисленные ощущения от окружающего мира – зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестетические, тактильные, то сейчас, в связи с карантинными мерами, которые только-только начали отменять в нашей стране, в связи с уплотнением населения в мегаполисах, где зачастую ребёнку приходится наблюдать только окружающую его обстановку в квартире и вид из окна, дети лишены многообразных сенсорных впечатлений от реального мира – от шелеста листвы, шума дождя, мягкости или жесткости травы, запаха цветов, запаха свежего воздуха поле грозы, прикосновений ветра, ощущения мягкости шерсти кошки, собаки (у многих детей сегодня аллергия как на цветы, так и на домашних животных), вида бескрайних полей, дремучих лесов, высокого необъятного неба над головой, бархатного ночного неба с многочисленными звёздами-точками и т.д.
В связи с развитием науки и техники дети меньше стали гулять, больше проводить время за компьютером и гаджетами и виртуальные экскурсии заменяют им реальный мир. Поэтому многие анализаторные системы не получают того количества информации, которая необходима для формирования адекватной картины окружающего мира и сенсорных эталонов.
Поэтому педагоги, методисты, воспитатели, родители, психологи, ищут новые способы и приёмы для того, чтобы современные дети получали необходимый им сенсорный опыт. Одной из таких методик является сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция - бессознательный процесс, происходящий в головном мозге, который анализирует и обобщает информацию, получаемую с помощью органов чувств, что позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой ребёнок находится (адаптивный ответ); что формирует базу для обучения и социального поведения [1].
Другими словами, сенсорная интеграция - это процесс обобщения сенсорных сигналов, которые проходят в анализаторы головного мозга разными путями: посредством зрительных, слуховых, тактильных и других анализаторов. Благодаря этому головной мозг может получать информацию об окружающей среде, анализировать её, обобщать и давать адекватные реакции тела, эмоций и поведения. При богатстве у ребёнка сенсорного опыта, сенсорная интеграция становится базой, на которой происходит дальнейшее развитие личности ребёнка. Т.е. сенсорная интеграция – это то, что необходимо сформировать у ребёнка для того. Чтобы он комфортно чувствовал себя в окружающей обстановке, и вел себя сообразно тем изменениям, которые в ней происходят [2].
Вообще говоря, родившись, будучи всего несколько недель отроду, ребёнок занимается именно этой сенсорной интеграцией во время предметной деятельности. Беря погремушку – он не только внимательно рассматривает её и извлекает из неё звук, но и кусает, ощупывает, сосёт, кидает на пол – именно эта предметная деятельность позволяет ему на основании тех ощущений, которые приходят в его мозг от всех разнообразных анализаторов, составить цельное представление о данной игрушке как предмете, обладающем определённым цветом, весом, размером. формой, величиной, из которой можно извлекать определённые звуки, и которую ему сразу же дают, стоит ему только заплакать.
Соединение всей этой многоканальной информации в единую картинку и называется сенсорной интеграцией. Именно так, в норме, складывается в сознании единый образ и представление о предмете или явлении.
Детство играет в сенсорной интеграции главную роль, ребенок организует не только свои зрительные и слуховые ощущения, но и ощущение собственного тела и действия силы тяжести. В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению физических задач, с которыми ребенок сталкивается в детстве [3].
Но, как было уже отмечено ранее, не все современные дети имеют возможность иметь разнообразный сенсорный опыт – многие дети лишены опыта ощущения прикосновения летнего ветерка к прогретой солнцем спине, при этом чтобы его окружали разнообразные травы луга, запахи цветов, земли, знойного воздуха, а чтобы над головой в это время раскинулся шатёр голубого неба. Такие дети не могут составить полное представление о луге, лесе, цветке или дереве, потому что не было возможности встретить это в своём сенсорном опыте.
Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается на обучении и поведении, ребенок не может справиться с простыми задачами и стрессом.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с неадекватным, агрессивным, нарушенным поведением. Большинство ученых связывает это с тем, что у детей не вырабатывается адаптивный ответ на сенсорные раздражители, так как у них не сформирован правильный сенсорный опыт, нарушена сенсорная интеграция.
Зачастую, дети с нарушениями сенсорной интеграции не имеют «полной картинки». Им не хватает сенсорного опыта, информации, а когда нет информации - и невозможно адекватно оценивать этот мир, а следовательно и нет чувства уверенности, защищённости, поэтому невозможно быть в безопасности, в гармонии с миром – отсюда и агрессия, и замкнутость, и гиперактивность и другие неадекватные виды поведения и эмоциональных реакций на мир детей, которые взрослые (родители и педагоги) ошибочно фиксируют как недостаток воспитания [1].
Сенсорная интеграция удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка.
Сенсорная интеграция может осуществлять во многих видах деятельности ребёнка-дошкольника: в художественных и продуктивных видах, игровых и творческих, проектных и коммуникативных видах деятельности, при желании их можно организовать так, чтобы можно было использовать разнообразный сенсорный материал и задействовать все анализаторы – вкусовые, зрительные, обонятельные, кинестатические, тактильные, слуховые и пр..
Рассмотрим, как сенсорная интеграция может быть реализована в таких видах деятельности дошкольников, как художественный труд и нетрадиционное рисование.
Художественный труд - это универсальная интегрированная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции народной культуры. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание и т.д. И множество традиционных художественных изделий (пряники и бублики, корзинки и коврики, миски и горшочки, сережки и брошки) было изобретено в древнейшие времена и воплощено в народном декоративно-прикладном искусстве [4].
В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий и материала для развития дошкольников с целью максимального их развития, так как с каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, стремительно меняется мир, к которому так же стремительно ребёнку необходимо адаптироваться. Одним из инструментов развития детей дошкольного возраста является продуктивная деятельность, в которую входит художественная и конструктивная. При этом развивать сенсорную интеграцию при этом можно посредством использования разнообразного цвета, фактуры, формы, техники.
Посредством художественного труда дети моделируют предметы окружающего мира, создают реальные продукты, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении, аппликации, вышивке и пр..
Психологи утверждают, что одно из наиболее важных условий успешного развития детей – разнообразие и вариативность продуктивной деятельности. Поэтому во время изобразительной деятельности разнообразить нужно и цвет, и фактуру, поскольку это тоже влияет на выразительность рисунков, аппликации, лепки и ставит детей перед необходимостью подбирать различные материалы для продуктивной деятельности, продумывать колорит будущего творения, а, следовательно, развивать свой сенсорный опыт [1].
Художественный труд подразумевает работу с материалом средствами различных технологий. Так как материал может быть как традиционным, так и нетрадиционным, а технологии, соответственно, тоже – традиционными и нетрадиционными, получаем, что художественный труд может осуществляться традиционными технологиями с использованием как традиционных, так и нетрадиционных материалов, а так же нетрадиционными технологиями с использованием как традиционных. Так и нетрадиционных материалов.
Нетрадиционный материал - это все, что можно было без жалости выбросить, а можно использовать, дав волю фантазии и воображению.
К нетрадиционным материалам можно отнести всё, что выбрасывается людьми и не рассматривается как то, из чего можно сделать красивую и функциональную вещь. К нетрадиционным материалам относится так называемый бросовый материал, который предназначен к выбросу, но который может обогатить сенсорный опыт ребёнка.
К бросовому материалу относятся крышки, пробки, одежда, из которой уже вырос ребёнок или которая обветшала, одноразовая посуда, фантики от конфет, шоколадок, пищевые упаковки, коробочки, пустые коробки всевозможных размеров и формы из-под обуви, конфет, спичек, зубной пасты и другие материалы, которые стимулируют детское творчество и обогащают сенсорный опыт детей [2].
Можно предложить следующие работы из нетрадиционных материалов: из спичечных коробков: паровозик из нескольких коробков, люлька, подвешенная на нитках, стол с выдвижными ящиками из 6 коробков и т.д., из грецких орехов: яхта, колыбелька для Дюймовочки, черепашка, божья коровка, жук и пр.., кусочки березовой коры, мха, сухих листьев пойдут на аппликации, панно.
Так же к нетрадиционному рисованию можно отнести и занятия по тестопластике. Педагоги и родители используют лепку из теста, развивая мелкую моторику рук, умение передавать форму предмета или животного, и т.д. Для того. Чтобы в этом процессе был максимально разнообразен сенсорный опты, можно самостоятельно с детьми замесить тесто, чтобы они могли почувствовать муку, воду, чтобы они могли почувствовать, какое необходимо тесто по густоте для лепки – их мозг насытился тактильными впечатлениями, и потом можно двинуться дальше. Необходимо было найти способ оставить след от своей ладони в тесте для того, чтобы потом сделать слепок из гипса и раскрасить его. Выбор теста как материала для данной работы тоже был сделан не случайно – дети путём экспериментального поиска выбрали тесто сами из ряда других материалов (мокрый песок, пластилин, мука), как наиболее подходящий по своим свойствам [3].
Далее дети решают задачу: «Что можно сделать для того, чтобы тесто не прилипало к рукам и с ним было удобнее работать? Может быть чем-то смазать руки?». И дети опытным путём ищут чем можно смазать ладошки перебирая варианты: вода, мука, подсолнечное масло, крем для рук. Дети снова испытали на себе тактильные ощущения от воды, муки, крема и масле.
После того, как решение найдено, дети приступили к работе. И через некоторое время все вылепили свои ладошки, а на следующий день, когда они затвердели и можно было их покрасить – дети их раскрасили кто как захотел. Таким образом, художественный труд и нетрадиционное рисование открывают множество возможностей для получения ощущений, личного сенсорного опыта.
Для обогащения сенсорного опыта при использования традиционных техник рисования пейзажей, можно включать записи музыки природы: шум дождя, когда рисуем например на тему «Осенний дождь» или «Грибной дождь», вой вьюги, когда рисуем на тему «Зимний лес», плеск волн реки, когда рисуем на тему «Пляж на речке» или леса с переливами птичьих голосов («Летом в лесу»), жужжанием пчёл («Весенний луг») и т.д.
Эти звуки, обогащая слуховую память ребёнка, добавляют в рисуемые образы свои штрихи, что способствует более цельному формированию представлений о реке, лесе, дожде, вьюге и пр..
Кинестетические ощущения мы можем интегрировать в таких видах художественной деятельности, как в изографии, аппликации. Конструировании из природных материалов. Работа с хрупким природным материалом – засушенные листья, семена-крылатки, яичная скорлупа и т.д., добавляет в багаж опыта детей ощущения, позволяющие им контролировать своё тело, силу нажатия собственных пальцев, что становится сенсорным опытом и обогащает его [1].
Таким образом, во время художественного труда и различных нетрадиционных техник рисования и использования различных материалов, в том числе и нетрадиционных, необходимо использовать сенсорную интеграцию, с помощью которых у ребёнка формируется более полное представление о мире, в котором он живёт.
Литература
Галкина О.А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов в продуктивных видах деятельности [Текст] / О.А. Галкина // Наука молодых: сборник научных статей участников XIII Всероссийской научно-практической конференции (26–27 ноября 2020 г.) / отв. ред. С.В. Напалков, науч. ред. А.В. Пряников, А.Ю. Шурыгин; Ассоциация ученых г. Арзамаса,
Арзамасский
филиал ННГУ, АПИ (филиал) НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – Арзамас:
Арзамасский
филиал ННГУ, 2020. – С . 258-260
Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. - Ярославль, 2012. - 133 с.
Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. [Текст] / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.