И образ Родины звучит....С любовью к Родине. | Саркина Ирина Алексеевна. Работа №341848
Конспект урока музыки , с любовью к Родине , для развития у учащихся 6кл. умения слушать и слышать музыкальные произведения русских композиторов и говорить об образах прослушанных произведений, воспитывать уважение и развивать интерес к своей малой Родине, а так же и к России в целом. Воспитывать интерес к разным видам искусств.
Урок музыки, 6класс
«И образ Родины звучит…»
Подготовила: Саркина И.А., учитель музыки.
Цель урока:
Показать учащимся звучащий образ Родины в произведениях различных авторов, в разных видах искусств.
Наглядность: Официальные символы России, Брянского края,
картины природы города, края. Портреты композиторов, писателей, художников.
Оборудование: мультимедиа установка
Задачи урока
1.Приобщать учащихся к различным видам искусства, продолжать учить слышать произведения музыкального искусства, уметь говорить об их образности.
2.Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
З.Приобщать учащихся к истокам культурных традиций русского народа.
4.Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу, Родине.
5.Активировать знания основных символов и гимнов России, Брянского
края, города Жуковки.
Эпиграф к уроку:
«Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь...»
(П.И.Чайковский)
«Тебе одной плету венок
Цветами сыплю степь сырую
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую». (С.Есенин)
Ход урока:
1.Организационный момент
1.2.Отметить отсутствуюших
1.3. Проверить наличие тетрадей
Тема нашего сегодняшнего урока, ребята, такова: «И образ Родины звучит…»
Обратите внимание на слово «звучит», а что оно значит?
Мы с вами будем слушать и говорить о
музыкальных произведениях, отображающих образ Родины, послушаем
стихи, которые тоже имеют свою речевую интонацию и выражают определённые чувства и настроения, которые можно сравнить с музыкой. А
также мы с вами обратимся и к картинам, связанным с образом нашей
Родины, их тоже можно услышать, и глядя на них представить определённую музыку и тем самым заставить их звучать. А теперь давайте задумаемся, что такое Родина? А для вас, ребята, что является Родиной?
Я предлагаю вам послушать песню композитора А. Броневицкого на слова
И.Резника «Березовый край», в исполнении Т.Повалий.
(слушаниепесни)
Итак, Родина - понятие не однозначное и очень многогранное, судя по словам
песни - это всё те жизненные моменты, которые нам очень близки и дороги,
пусть даже кажущиеся не самыми значимыми, важными, они всегда нам одинаково дороги. (рассуждение учащихся о Родине)
Ребята, на протяжении многих веков у всех народов мира сложились свои
символы Родины. Символами нашей Родины являются Государственные герб
и флаг России. Такими символами может быть и музыка.
(Звучит гимн России-1 куплет)
(Рассуждение учащихся о том, что такое гимн, какого он характера)
Гимн-это песня торжественного, бодрого характера, она выражает чувство
гордости к своей Родине. Но не только гимн выражает эти чувства.
Образ Родины звучит в произведениях П.И. Чайковского, С.Рахманинова, с
фрагментами которых мы с вами познакомимся. Вот что пишет П.И.
Чайковский в письме своему другу: «жить можно только в
России, и только живя вне её, постигаешь всю силу своей любви к нашей
милой, несмотря на её недостатки, родине.»
«Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума,
русскую красоту лиц, русские обычаи».
Вот эти все чувства П.И.Чайковский выразил в своём великом
произведении «Первом концерте для фортепиано с оркестром»
(звучит фрагмент первого концерта для фортепиано с оркестром, П.И.Чайковского)
-Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка первого концерта?
примерные ответы учащихся:
(чувство яркости, красоты, широты, здесь выражено глубокое чувство любви
и преданности к своей Родине, а также показана её красота и неповторимые
достоинства.
Далее мы с вами послушаем музыкальное произведение еще одного русского
композитора С. Рахманинова, который также отображает образ Родины в
своём неповторимом по значимости и красоте произведении « Втором
концерте для фортепиано с оркестром».
Это произведение было написано композитором в преддверии
революционных событий, которые проходили в России в начале 20 века.
Именно черты взволнованности и напряжённости окрашивают произведение
С.Рахманинова той поры.
(прослушивание)
-Какие чувства выразила у вас эта музыка?
Примерные ответы детей
(В основе этой музыки лежат этически величавая тема, возвеличивающая
оораз Родины - могучей и красивой, но музыка проникнута всё-таки
суровостью,мужественностью, напряжённостью).
И ваши рассуждения ребята, я дополню высказыванием музыкального
критика Б.Астафьева о втором концерте:
«Композитор необычно ярко показал во втором концерте то настроение радостного возбуждения, подъёма, ожидания чего-то, которым были охвачены широкие круги русского общества на пороге наступающнго столетия»
Вот мы с вами, ребята послушали музыкальное произведение тех
композиторов, которые рисуют образ нашей великой и неповторимой
России, она является Родиной многих людей, населяющих её.
-А как называется у человека Родина, где он конкретно живёт ? (край,
область, город)-ответы учащихся
Но ещё у каждого человека есть малая Родина- это небольшой край или
город, в котором он родился и живёт
Для нас с вами такой малой Родиной является наш любимый Брянский
край. У него также как и у России есть свои символы - это герб и
флаг.
Ну и конечно музыкальным символом Брянского края является его
гимн. «Шумел сурово Брянский лес…» — советская песня времён Великой Отечественной войны. Стихи А. В. Софронова, музыка С. А. Каца.
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли на немцев[П 1] партизаны.
Тропою тайной меж берёз
Спешили дебрями густыми,
И каждый за плечами нёс
Винтовку с пулями литыми.
И грозной ночью на врагов
На штаб фашистский налетели,
И пули звонко меж стволов
В дубравах брянских засвистели.
В лесах врагам спасенья нет:
Летят советские гранаты,
И командир кричит им вслед:
«Громи захватчиков, ребята!»
...Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны. 1942 ,а 20.11.1998г стал гимном Брянской обл.
-Какой характер у гимна?
Примерные ответы учащихся
(торжественный, величавый, в нём образ Родины встает через образ партизан, которые встали на защиту Родины в годы ВОВ).
А теперь, ребята, мы с вами исполним песню « Катюша»
Слова М. Исаковского
Музыка М. Блантера
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий, берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.
1938г
-Каковхарактерпесни?
Примерные ответы учащихся:
(Песня весёлая, светлая, жизнерадостная не смотря на происходящие события, наполненная светлыми надеждами).
А теперь, ребята, давайте рассмотрим картины, на которых изображена природа России. Эти картины передают образ нашей Родины и
тоже звучат, глядя на них можно представить определённую по характеру
музыку. Исаак Ильич Левитан 1860-1900гг, «Сумерки,луна…», «Безглагольность», «Вечерний звон».
-Какую музыку можно представить, всматриваясь в эти картины'?
Примерные ответы учащихся (широкую, просторную, светлую, весёлую, красивую)
Ещё мы сможем озвучить образ Родины с помощью поэтического слова
Сергей Есенин
Край любимый! Сердцу снятся…
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914 г.
Вот мы с вами на примере песни, картины и стихотворения услышали и
увидели, как звучит образ Родины в этих произведениях искусства.
В заключительной части нашего урока мы не можем не поговорить о городе в котором мы живем – Жуковке.
У нашего города также есть свой гимн. Автором слов и музыки является музыкант С.Морозов.
Исполняется «Гимн Жуковки» (сл.Г.Баранова, муз. С.Морозова) гор. Жуковка
Галина Баранова Петрова
Где в чистые росы, ветвистые косы
Купают деревья листвы малахит,
Над речкой Десною, за чащей лесною
Красавица Жуковка гордо стоит
Над краем привольным звон колокольный
И Благовест гулкий летит в небосвод.
А Жуковка - город сравнительно молод,
Но поступью твёрдой шагает вперёд.
Сторонка родная и нет краше края,
Здесь трель соловья и загадочна тишь.
Писал Фёдор Тютчев про солнце и тучи,
Про древнее капище города Вщиж.
Учитель, рабочий и я между прочим,
И каждый прославить наш город горазд.
Юрист и водитель, артист и строитель,
И очень известный в России фантаст.
Под облаком белым гранитные стелы,
Мы светлую память в веках бережём
И Жуковки славой гордимся по праву,
Ведь это наш город, и в нём мы живём.
Прослушивая сегодня на уроке третий гимн, мы с вами ещё раз убедились,
что эта музыка имеет торжественный и одновременно легкий, веселыйый и бодрыйхарактер, которая прославляет нашу малую Родину. Давайте теперь ребята, подумаем, какими
достопримечательностями славен наш город, что привлекает к нему
множество людей, которые едут к нам летом.
Да, конечно, лес , реки, озера являются некими магнитами нашего города, зовущими приехать и насладиться их красотами, надышаться целебными флюидами сосен и елей, наслушаться трелей соловья и жаворонка, что бы с новыми силами снова окунуться в свои житейские заботы.
Примерные ответы учащихся:
Музыка может создать впечатление широты, глубины и простора,
раскрывающейся перед нами водной глади или таинственности наполненных странными звуками сумраков лесов, слушая музыку, мы можем
ощутить состояние душевного покоя, умиротворения, но она может заставить
почувствовать душевный восторг
и восхищение той красотой, которую мы представляем, слушая
музыкальную композицию.
Вывод (итог урока):
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами послушали и исполнили немало
музыкальных произведений, читали стихи, рассматривали
картины и во всех этих случаях образ Родины звучал ярко и убедительно. И
теперь мы можем с уверенностью сказать, что любой вид искусства, даёт нам
возможность воспринимать образ Родины ярче и полнее, а в особенности это
делает музыка, которая всегда с нами рядом, она обогащает наши души,
делает их добрее, с тем чтобы с любовью относится ко всему, что нас
окружает - а значит и к своей Родине.
2024год.