ИГРА - ГОЛОВОЛОМКА ТАНГРАМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Ченецкая Ольга Ивановна. Работа №339319
Аннотация: В данной статье описан опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста посредством игры-головоломки Танграм.Дошкольный возраст уникален, так как в этот период происходит формирование личности. Именно поэтому важно не упустить момент для раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте важно развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, мелкую моторику, интеллектуальные способности, память, сообразительность, внимание, усидчивость. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности. Самая простая, но в тоже время интересная и эффективная игра – это Танграм.
Ключевые слова: головоломка, развитие детей, танграм.
ИГРА - ГОЛОВОЛОМКА ТАНГРАМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В данной статье описан опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста посредством игры-головоломки Танграм.
Ключевые слова: головоломка, развитие детей, танграм.
Дошкольный возраст уникален, так как в этот период происходит формирование личности. Именно поэтому важно не упустить момент для раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте важно развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, мелкую моторику, интеллектуальные способности, память, сообразительность, внимание, усидчивость. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности. Самая простая, но в тоже время интересная и эффективная игра – это Танграм.
В переводе с китайского языка Танграм означает «семь дощечек мастерства».
Танграм представляет собой занимательную головоломку, которая состоит из 7 геометрических фигур плоской формы. При их сложении в определенных комбинациях можно получить большое количество различных элементов, изображающих животных, людей, бытовые объекты, цифры, буквы
Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление.
При работе с Танграмом важно использовать игровой элемент:
– «Найди отличия» (чем отличаются фигуры? формой, цветом, величиной);
– «Выбери по цвету» (фигуры какого цвета ты выберешь себе);
– «Раздели фигуры на группы»;
– «Найди похожие фигуры»;
– «Что на что похоже?».
На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем придумывают модели самостоятельно.
Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трех элементов.
В танграме среди его 7 частей уже есть треугольники разных размеров, но из его частей можно складывать и другие треугольники.
Например: сложите треугольник, используя 4 части танграма:
а) один большой треугольник, два маленьких треугольника и квадрат;
б) один большой треугольник, один средний треугольник и два маленьких треугольника.
Можно составить другие треугольники и квадраты
Также можно составить прямоугольники и пятиугольник.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик конфетка.
2 этап – после нескольких игр с танграмом можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
3 этап – складывание фигурок по образцу – контуру. На этом этапе дети визуально делят образец на геометрические фигуры.
4 этап – составление фигур-силуэтов по собственному замыслу.
5 этап – из наборов 2-3 игр составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.
Данную игру Танграм можно использую в различных видах деятельности с детьми: на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), в аппликации, в конструировании, и конечно в свободной деятельности.
Кроме того Танграм можно использовать как средство речевого развития. Погружаясь в игровой процесс, ребенок продумывает свои действия, размышляет, делает выводы, т.е участвует в диалоге..
С помощью Танграма можно обыгрывать русские народные сказки.
Например «Теремок»: стоит в поле теремок- теремок, он не низок не высок. Кто в тереме живёт, кто в невысоком живёт.
-Ребята, а каких животных можно поселить в теремок? (дети собирают из танграма различных животных).
Возможные задания: опиши своего героя, сделай доброго героя данной сказки и объясни свое решение, придумайте новый конец сказки. Можно сочинять свои сказки, где все предметы и герои собраны из танграмов, обыгрывают их, составлть рассказы.
Кроме того, игра Танграм является для ребят пальчиковым тренажёром, что так же способствует речевому развитию.
На данном этапе осуществляется работа по развитию воображения, образного мышления и связной речи.
В чем польза Танграма для детей:
Для составления фигурки требуется время — малыш в процессе игры будет преодолевать трудности, воспитывая в себе упорство.
Чтобы сложить из элементов конкретную фигуру важно сосредоточиться — это еще одно качество, которое много раз поможет ребёнку в школе.
Чтобы сложить фигурку, необходимо задействовать воображение — в процессе оно активно «
рабоатет
» (как и фантазия малыша).
Создавая готовые фигурки, у ребёнка будет активизироваться еще и логическое мышление — он научится составлять логические последовательности действий, будет учиться просчитывать все наперед.
Правила игры:
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
При составлении силуэтов воспитатель постоянно напоминает детям,
что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу. Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику
достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или
наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур
в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного. Помощь ребёнку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать.
Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать ещё раз,
но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай».
Игры
Игра №1 «Собери по схеме»
Цель: Закрепление умения работать по схеме
Взрослый показывает ребёнку карточку со схемой, ребёнок собирает фигуру соответствующую схеме.
Игра№2 «Собери квадрат»
Цель: закрепление умения собирать квадрат из геометрических фигур.
Ребёнок выкладывает квадрат из разных геометрических фигур.
Игра№3 «Повтори фигуру»
Цель: воссоздание фигур по образцам-контурам, через зрительное членение формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
Ребёнок повторяет фигуру по образцам-контурам, через зрительное членение формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
Игра №4 «Придумай»
Цель: Формирование умения детей творчески, нестандартно мыслить.
Ребёнку нужно придумать и выложить свои фигуры, похожие на людей, животных и др.
Игра №5 «Сочини сказку»
Цель: Развитие умения детей творчески мыслить.
Ребёнку предлагают сочинить сказки, где все предметы собраны из танграмов.
Игра – Танграм средство не только обучения, но и воспитания. Она способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению и последовательности, умению добиваться поставленной цели.
Литература:
Захарова Е. В. Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок // Материалы международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возр
аста». – 2016, №5. – С. 610-614.
2. Кордемский Б.А., Русалев Н.В. «Удивительный квадрат», Москва, 1994, «Столетие»;
3. Кордемский Б.А., «Математическая смекалка», «Манускрипт», Санкт-Петербург, 1994.
4. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И.В. Стародубцева. – Москва: АРКТИ. – 2008. – 72 с.
5. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М.: Оникс, 1994.
6. Толмашова Т. Танграм как средство развития детей дошкольного возраста / Т. Толмашова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/ detskijsad/-tangram-kak-sredstvo-razvitija-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrastavypolnila-tolmashova-t-a.html