Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игра-драматизация, как средство развития речи старших дошкольников | Жовтяк Елена Александровна. Работа №345881. Номер работы: №345881

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается методика игра-драматизации как эффективное средство развития речи у старших дошкольников. Игра-драматизация является мощным инструментом для развития коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса и формирования выразительности речи у детей в старшем дошкольном возрасте. В статье описываются основные принципы игры-драматизации, её педагогическая ценность и роль в формировании связной речи и эмоционально-оценочной деятельности у дошкольников. Предлагаются практические рекомендации по организации и проведению игр-драматизаций в образовательном процессе, а также примеры конкретных игр, направленных на развитие речи.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольное образование, игра-драматизация, старшие дошкольники, игровая деятельность, коммуникативные навыки.

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Жовтяк Елена Александровна, воспитатель МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №12 им. В.Н. Сметанкина" г. Находка

 

Аннотация. В статье рассматривается методика игра-драматизации как эффективное средство развития речи у старших дошкольников. Игра-драматизация является мощным инструментом для развития коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса и формирования выразительности речи у детей в старшем дошкольном возрасте. В статье описываются основные принципы игры-драматизации, её педагогическая ценность и роль в формировании связной речи и эмоционально-оценочной деятельности у дошкольников. Предлагаются практические рекомендации по организации и проведению игр-драматизаций в образовательном процессе, а также примеры конкретных игр, направленных на развитие речи.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольное образование, игра-драматизация, старшие дошкольники, игровая деятельность, коммуникативные навыки.

 

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из ключевых задач дошкольного образования. В этом возрасте дети активно осваивают навыки коммуникации, учатся правильно выражать свои мысли, понимать и использовать богатый лексический запас, а также развивать связную речь. Важнейшим средством для достижения этих целей является игровая деятельность, которая соответствует природной потребности детей в игре и взаимодействии с окружающим миром. Одним из наиболее эффективных методов в данном направлении является игра-драматизация.

Игра-драматизация объединяет элементы игры и театра, предоставляя детям возможность не только развивать речь, но и погружаться в мир фантазии, где они могут выражать свои чувства, мысли и переживания через действия и слова. Эта методика позволяет детям более свободно использовать язык, стимулирует речевую активность и способствует развитию творческих и социальных навыков.

Игра-драматизация — это процесс, в котором дети через ролевую игру погружаются в вымышленную или реальную ситуацию, воспроизводят поведение героев, озвучивают их реплики и действия. Этот метод особенно полезен для развития речи старших дошкольников, так как именно в этом возрасте закладываются основы для формирования осознанной и связной речи, необходимой для успешного общения и дальнейшего обучения.

Основные преимущества игры-драматизации для развития речи:

1. Обогащение словарного запаса. Через игру дети усваивают новые слова, фразы и выражения, которые они затем могут использовать в повседневной жизни.

2. Развитие связной речи. Драматизация помогает детям учиться логически и последовательно выражать свои мысли, строить фразы и предложения.

3. Формирование выразительности речи. В процессе игры дети учатся использовать интонацию, мимику и жесты, что способствует развитию выразительности речи и эмоциональной окраски высказываний.

4. Коммуникативные навыки. В игре дети взаимодействуют с другими участниками, учатся слушать и отвечать, что развивает навыки диалога и сотрудничества.

Для того чтобы игра-драматизация стала эффективным средством развития речи, важно соблюдать ряд педагогических принципов, которые помогут сделать занятия интересными и результативными.

1. Принцип активности. В ходе игры-драматизации дети должны активно участвовать в процессе, самостоятельно находить решения, придумывать реплики и взаимодействовать с другими участниками.

2. Принцип творческой свободы. Важно предоставить детям возможность проявлять фантазию и креативность, не ограничивая их жесткими рамками сценария.

3. Принцип последовательности. Игры должны быть структурированы таким образом, чтобы дети могли последовательно развивать свои речевые навыки от простого к сложному.

4. Принцип эмоциональной вовлеченности. Драматизация должна вызывать у детей эмоциональный отклик, помогать им сопереживать героям и выражать свои чувства через речь.

В практике дошкольного воспитания можно использовать различные виды игр-драматизации, в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед педагогом.

1. Ролевая игра. Дети разыгрывают сцены из реальной жизни или вымышленных ситуаций, примеряя на себя роли различных персонажей. Это могут быть как социальные роли (врач, учитель, продавец), так и роли сказочных персонажей.

2. Драматизация сказок. Воспроизведение сказочных сюжетов — один из самых популярных видов драматизации. Дети учат диалоги персонажей, разыгрывают сцены, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая связную речь.

3. Импровизация. В этой форме драматизации дети сами придумывают сюжет, диалоги и действия, что стимулирует их творческое мышление и способствует активной речевой деятельности.

4. Театрализация. Более сложный вид драматизации, в котором дети разыгрывают полноценные сценки с декорациями, костюмами и реквизитом. Это помогает развивать не только речевые, но и социальные и организационные навыки.

Для того чтобы игра-драматизация была эффективной и приносила максимальную пользу для развития речи детей, важно правильно организовать процесс. Успех данного метода во многом зависит от того, как педагог сможет заинтересовать детей, создать условия для их творческой активности и речевого взаимодействия.

Этапы организации игры-драматизации:

1. Выбор темы. Тема должна быть интересной и близкой детям, чтобы они могли легко включиться в игровой процесс. Это могут быть сюжеты из любимых сказок, повседневной жизни или событий, которые знакомы детям.

2. Подготовка. На этапе подготовки воспитатель знакомит детей с сюжетом, распределяет роли, объясняет основные моменты и правила игры. Важно дать детям возможность высказать свои идеи и предложения относительно сюжета и персонажей.

3. Проведение игры. Во время игры воспитатель должен направлять процесс, но не навязывать свои решения. Дети должны самостоятельно придумывать реплики, взаимодействовать друг с другом и искать выходы из ситуаций, которые возникают в ходе игры.

4. Обсуждение. После игры важно провести обсуждение, в ходе которого дети смогут рассказать о своих впечатлениях, что им понравилось, с какими трудностями они столкнулись. Это помогает детям развивать рефлексию и осознанное отношение к своей речи.

Примеры игр-драматизаций для развития речи старших дошкольников

1. "Магазин игрушек." Дети разыгрывают сценку, где один из них продавец, а остальные — покупатели. Каждый ребенок выбирает игрушку и описывает ее, объясняя, почему он хочет купить именно эту игрушку. Это помогает развивать описание предметов и аргументацию.

2. "Путешествие в волшебную страну." Дети отправляются в вымышленное путешествие, где они встречают различных персонажей (например, фей, волшебников, животных) и взаимодействуют с ними. Они придумывают диалоги и обсуждают, как помочь новым друзьям.

3. "Кто я?" Игра заключается в том, что дети по очереди представляются каким-либо персонажем (животным, сказочным героем) и должны описать свои действия или внешний вид, а остальные дети угадывают, кто это.

4. "Доктор Айболит." Воспитатель разыгрывает сцену из сказки "Доктор Айболит", где один ребенок играет доктора, а остальные пациенты — животные, которые приходят на прием. Каждый ребенок придумывает, какое у него "заболевание", и описывает его.

В процессе игры-драматизации воспитатель играет ключевую роль. Он не только организует и направляет игру, но и создает условия для того, чтобы каждый ребенок мог проявить свои речевые и творческие способности.

Рекомендации для воспитателей:

1. Поддерживайте инициативу детей. Поощряйте их высказывания, даже если они кажутся вам неправильными или неудачными. Это поможет детям чувствовать себя уверенно и активно участвовать в игре.

2. Создавайте благоприятную атмосферу. Важно, чтобы в игре не было чувства соревнования или критики. Все дети должны чувствовать себя равными и иметь возможность высказаться.

3. Используйте разнообразные материалы. Декорации, костюмы и реквизит помогут сделать процесс драматизации более увлекательным и творческим.

В заключение можно отметить, что игра-драматизация — это эффективное средство развития речи у старших дошкольников, которое позволяет им осваивать новые речевые формы, развивать коммуникативные навыки и обогащать свой словарный запас в процессе игры. Использование игры-драматизации в дошкольном образовании помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.

 

Список литературы

1.Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: Сфера, 2019. – 128с.

2.Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста : практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Зимукова, Т.И. Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы / Т. И. Зимукова, Е. Ю. Бледнова, А. Ю. Буянова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 67-70.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×