Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС | Шпот Ирина Васильевна. Работа №338615
Многие психологические и педагогические исследования говорят о том, что в игре ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на себя социальные роли. Поэтому в практике широко используются специальные коррекционные (развивающие и обучающие) игры для детей с детским аутизмом – именно они прокладывают для ребенка дорогу к внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий. Игры очень важны для развития социальных и коммуникативных навыков ребенка. Они учат наблюдать за действиями разных людей и подражать им, ждать своей очереди, просить, учат привлекать внимание, делится, добиваться успеха, настаивать на своем, и многому не мало важному другому. Если понаблюдать за игрой аутичного ребенка, можно заметить некоторые характерные для нее особенности: - чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Например, ребенок выкладывает длинные ряды из кубиков, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая как крутятся ее колеса, или с грохотом скатывает эту машинку с горки и т.п.; - ребенок часто играет с неигровыми предметами (крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки). Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, юла, а в игрушечных зверей и кукол ребенок не играет. Ребенок может раз за разом проигрывать одно и то же яркое впечатление. Понятно, что, включаясь в игру аутичного ребенка, преобразуя ее, мы работаем на развитие ребенка, содействуем его эмоциональному росту. Прежде всего, важно учесть, что ребенок, скорее всего, не будет играть в игру, предложенную взрослым. Нам приходиться некоторое время наблюдать за ним, чтобы понять, что именно ему интересно, какие впечатления его радуют, тонизируют, чтобы потом "подключиться" к этим впечатлениям, сделать более интенсивными и разнообразными ощущения ребенка.
«Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС» учитель индивидуального обучения ГОУ «Тульский областной центр образования» г. Тула Шпот Ирина Васильевна
Аннотация: хорошо известно, насколько важна игра для нормального развития ребенка. Многие психологические и педагогические исследования говорят о том, что в игре ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на себя социальные роли. Поэтому в практике широко используются специальные коррекционные (развивающие и обучающие) игры для детей с детским аутизмом – именно они прокладывают для ребенка дорогу к внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий.
Опорные слова:
Расстройства аутистического спектра, аутизм, игра, игровые навыки, социальные навыки.
Игры очень важны для развития социальных и коммуникативных навыков ребенка. Они учат наблюдать за действиями разных людей и подражать им, ждать своей очереди, просить, учат привлекать внимание, делится, добиваться успеха, настаивать на своем, и многому не мало важному другому. Если понаблюдать за игрой аутичного ребенка, можно заметить некоторые характерные для нее особенности: - чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Например, ребенок выкладывает длинные ряды из кубиков, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая как крутятся ее колеса, или с грохотом скатывает эту машинку с горки и т.п.; - ребенок часто играет с неигровыми предметами (крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки). Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, юла, а в игрушечных зверей и кукол ребенок не играет. Ребенок может раз за разом проигрывать одно и то же яркое впечатление. Понятно, что, включаясь в игру аутичного ребенка, преобразуя ее, мы работаем на развитие ребенка, содействуем его эмоциональному росту. Прежде всего, важно учесть, что ребенок, скорее всего, не будет играть в игру, предложенную взрослым. Нам приходиться некоторое время наблюдать за ним, чтобы понять, что именно ему интересно, какие впечатления его радуют, тонизируют, чтобы потом "подключиться" к этим впечатлениям, сделать более интенсивными и разнообразными ощущения ребенка.
Цель проведения игр с аутичным ребенком
- Создание эмоционально-положительного настроя коммуникативного и социального взаимодействия.
Задачи: переживание приятных и радостных эмоций, проявление эмоционального контакта со взрослым и другими детьми, получение ребенком новой развивающей его информации, внесение в игру новых социальных навыков.
Как аутичного ребенка заинтересовать игрой
Очень важно, особенно на начальном этапе обучения развивающим играм, нацеливаться на собственные желания ребенка. Благодаря постоянному наблюдению личных пристрастий и особенностей аутиста, можно внести в его жизнь новые положительные впечатления и ощущения разнообразить его мир самым комфортным и благоприятным для него способом. Очень важно моделировать игровые ситуации, требующие
совместного внимания ребенка и специалиста, а также стимулировать поощрением ребенка даже за незначительные успехи. Возникновение возможных трудностей во время игр с аутичным ребенком: - самое частое затруднение состоит в том, что ребенок просто не включается в игровой процесс и не проявляет видимого интереса к нему.
-если ребенок не обращает внимания на игру и не желает принимать в ней участия – ни в коем случае не настаивайте и не навязывайтесь. Часто бывает, что игра ребенку нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжайте выполнять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Дайте ему возможность детально рассмотреть игру «издали», чтобы в дальнейшем включиться в нее. Также могут возникнуть и другие проблемы – например, когда ребенок: - пугается новых ярких сенсорных ощущений. Поэтому предлагать новое следует постепенно и «малыми дозами»; - требует повторять какое-то игровое действие снова и снова. Старайтесь не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью прочувствовать элемент игры, но при этом будьте начеку, чтобы полезная игра не перешла в очередную бесполезную стереотипию; - не понимает сюжета игры.
Разрабатывайте несложные сюжеты, не занимающие много времени. Помните, что произвольное внимание детей с РАС отличается краткостью и неустойчивостью. Посадите на игрушечную грядку только два помидора, а не множество разных овощей и т. д.
В процессе развития игровых сюжетов маленький аутист может упорно избегать или категорически не воспринимать какой-то из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые, более интересные ребенку варианты.
Развивающие виды игр для детей с аутизмом
При аутизме заметно страдают коммуникативные навыки и адаптация в социуме – это затрудняет нормальное существование аутичного человека в реальном мире, где «жизненной базой» является социальное взаимодействие. Развивающие игры для детей аутистов помогают детям адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе (обычных или специализированных). Основным мотивом их действий с предметами и игрушками являются сенсорные свойства предметов, привлекающие аутичных малышей. При этом ребенок может отказываться использовать предмет по прямому назначению, однако любить его за какое-то отдельное сенсорное свойство («приятность» на ощупь, определенный звук, издаваемый предметом, его цвет и др.). В таком отношении к предметам есть положительная сторона: сенсорные свойства предметов, приятные малышу, можно использовать в качестве основы для игровых действий, с помощью которых он будет развиваться. Именно поэтому в коррекционной работе наиболее часто применяются сенсорные игры для детей с аутизмом.
Цель таких игр – раскрыть перед ребенком как можно более широкий спектр чувственных ощущений, поэтому сенсорные игры подразделяются на подвиды:
- напольные или настольные предметные (зрительные, тактильные,
осязательные ощущения);
- звуковые (слух);
- подвижные (ощущение движения);
- обонятельные, вкусовые и др.
Отметим, что стереотипные игры, являющиеся одной из «визитных карточек» детей аутистов, тоже можно направлять в продуктивное русло, присоединяясь к ним и постепенно отучая ребенка от длительного бесцельного повторения одних и тех же действий.
Игры школьного возраста
Игры для детей с диагнозом «аутизм», достигших школьного возраста, должны развивать:
- навык социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более легким и помочь ребенку интегрироваться в коллектив; - в сыщика: Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним 2–3 разных предмета, а затем опишите один из них и попросите показать его; - в кукольный театр, где куклы и другие игрушки участвуют в сценках о школе, магазине, разных знакомых малышу ситуациях из жизни. Вместо игрушек можно использовать картинки, рисунки героев мультфильмов, которые он любит смотреть, закрепленные на вертикальных фигурках – это сделает игровой мир более реальным. «Отгораживание» аутиста от мира приводит к нарушению сознательных и чувственных связей с другими людьми, восстановить которые можно при помощи игр, направленных на развитие эмоциональной контактности. Для детей, не говорящих вообще или имеющих речевые проблемы, необходимо включать в игровой процесс логопедические элементы. Прекрасной развивающей игрой для младших школьников станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким ритмом и предложите ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные движения, которые он должен будет повторять. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой, любимой игрушкой.
Сенсорные игры для аутистов
Сенсорные развивающие игры для детей с аутизмом помогают им: - войти в контакт со взрослым, начать доверять; - получить информацию об окружающем мире, позитивные эмоции, новые сенсорные впечатления; - избавиться от напряжения; - привыкнуть к выполнению конкретной роли (в сюжетных играх), получить понимание социальных взаимодействий.
Новые чувственные впечатления можно дать ребенку при помощи таких игр, как:
- «Смешиваем краски». Краски разных цветов смешиваются для получения новых цветов и оттенков; - «Замок из пены». В миску наливается вода, добавляется жидкое мыло или другое средство, дающее обильную пену. В воду вставляется коктейльная соломинка, и ребенок дует в нее, от чего перед ним вырастает большая шапка белой пены, с которой можно играть.
У «зрительных» аутистов самый чувствительный сенсор – это глаза.
Таким детям будут полезны игры с яркими дидактическими пособиями для складывания или сортировки различных фигур, а также другие дидактические материалы(включая специальные компьютерные программы), выполненные в ярких расцветках, аппликации, раскраски, сценки с яркими пальцевыми куклами и т. д.
Звуковые игры для детей с аутизмом
Аутичный ребенок как бы покрыт «панцирем», отгораживающим его от внешнего мира, в связи с чем он постепенно теряет способность к восприятию информации на слух. Это негативно сказывается на обучении и создает бытовые проблемы, а потому необходимо играть с ребенком в сенсорные звуковые игры, например: колокольчики, оберточная бумага, пакет, тихая погремушка и т. д.
Модернизируем известные игры, изобретаем новые. Помним о том, что это значимо, полезно, интересно детям. Это должно быть жизнью, а не игрою в жизнь. Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей.
Подводя итог, отметим, что без игры не может обойтись коррекционная работа с аутичным ребенком. Игра дает возможность постоянной «разминки», тренировки ребенка в аффективном контакте со взрослым, объединения их внимания. Внесение эмоционального смысла, развитие сюжета расширяет представления ребенка об окружающем мире, отвлекает его от привычных способов аффективной аутостимуляции, формируя интерес к житейским событиям. В игре развивается произвольное внимание ребенка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом