Игра как метод формирования предметных компетенций на уроках окружающего мира в начальных классах | Екатерина Васильевная Беляева. Работа №274075
Автор: Екатерина Васильевная Беляева
Предметные компетенции младшего школьника определили как систему знаний, позволяющих ему полно и глубоко воспринимать, понимать окружающий мир, отводя себе в нем определенное осознанное место. В связи с данным определением, критериями сформированности предметных компетенций выступают: когнитивный, ценностно-смысловой, операционно-деятельностный критерии.
Игра как метод формирования предметных компетенций на уроках окружающего мира в начальных классах
Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К подобным активным формам обучения относятся игры. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов.Проблема компетентностного подхода в образовании связана с направлением общества на решение задач изменения и повышения уровня образованности обучающихся. Особенно остро она стоит сейчас в связи с изменением Российского образования и выполнением задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обращается внимание на формирование ключевых компетентностей, включающих: формулировку вопроса, наблюдение, фиксацию и организацию данных, их первичную интерпретацию, презентацию результатов Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Так изучение курса «Окружающий мир» вносит большой вклад в развитие компетенций у младших школьников, в том числе и исследовательских. На современном этапе развития нашего общества перед задачами воспитания образованных людей, грамотно развитых и наделенных высокими умственными качествами, стоят новые задачи. Чтобы успешно решить эту проблему, крайне важно правильно организовать образовательную деятельность в раннем возрасте. Использование игровых методов в учебном процессе позволяет по-высить эффективность урока: развивает познавательную активность учащихся; мотивацию к обучению. Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Для обеспечения формирования компетенций на уроке учителю нужно заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. На уроке педагогу следует применять современные образовательные технологии, совмещать образовательные технологии на одном уроке. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Учитель может их использовать на различных этапах урока, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Важно использовать в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия, уроки-проекты, уроки-презентации и другие. Применение инновационных технологий на уроке позволяет научить обучающихся действовать не только в учебной, но и в иных сферах деятельности.
Таким образом, для реализации модели формирования предметных компетенций учащихся необходим комплекс педагогических условий, развитие положительной мотивационной сферы личности учащегося, обеспечение регулярного контроля оценки результатов обучения, как учителем, так и учащимися.
Для работы над развитием предметных компетенций младших школьников с использованием элементов проектной деятельности, необходимо было выявить реальный уровень формированности, а затем проследить динамику развития.
Предметные компетенции младшего школьника определили как систему знаний, позволяющих ему полно и глубоко воспринимать, понимать окружающий мир, отводя себе в нем определенное осознанное место. В связи с данным определением, критериями сформированности предметных компетенций выступают: когнитивный, ценностно-смысловой, операционно-деятельностный критерии.
Таким образом, игра способствует развитию у младших школьников умения различать внешние выразительные свойства природы. Учитывая это, нами была разработана экспериментальная методика эколого-эстетического воспитания в игре, для этого было разработано, адаптировано и классифицированы различные игры эколого-эстетической направленности, которые мы распределили на три группы.
Первая группа – игры, направленные на развитие способности младших школьников различать многообразие внешних выразительных свойств природных объектов и явлений.
Вторая - игры, связанные с совершенствованием умения ставить себя на место другого, проявлять сострадание.
Третья – игры, которые способствуют развитию у школьников восприимчивости к внешней выразительности в природе и способности выявлять сочувственные реакции по отношению к антропоморфізованих природных объектов.
Первая группа содержала такие игры: «Цвета», «Каких цветов больше?», «Ассоциации», «Узнай по голосу», «Что ты слышишь за окном?», «Кого (что) тебе напоминают эти звуки», «Кто как двигается», «Зоопарк», «Волшебное листья», «Что изменилось?», «Лишний цвет», «Лишний звук», «Картина за окном» и нет.
Почти все предложенные игры предусматривали выявление школьниками одного внешнего выразительного свойства природы. Например, во время игры «Узнай по голосу» дети после ознакомления с записями или имитацией «голосов» природы должны были определить, какой природный объект может создавать подобные звуки (группа звуков соответствует пению птицы, голосу животных, шелесту травы и листьев, шуму воды и ветра).
Такие игры развивают наблюдательность, расширяют круг восприятия эстетически ценных объектов природы, способствуют формированию у детей потребности в общении с природой.
Во вторую группу входили игры: «Определи настроение», «Дикие и домашние животные», «Незавершенное повествование», «Необычная ситуация», «Озвучка картины» и др.
Они ориентированы на формирование умения различать и понимать эмоциональные состояния товарищей, сверстников, взрослых, позже – зверей, птиц, растений; создавать образы, передавать их с помощью различных средств художественной выразительности. Например, игра «Дикие и домашние животные» направлена на развитие способности выявлять характерное в движениях, особенности поведения животных; одухотворение природных объектов.
Игры третьей группы направлены на закрепление знаний и умений, приобретенных во время выполнения игр первых двух групп. Во время игр «Удивительное путешествие в лес», «Игра в лесных жителей», «Путешествие в страну Чудес» младшие школьники проявляли свою чувствительность к природе, способность к эмоциональной децентрации, создание образов, эстетической оценки природных объектов и явлений с точки зрения их выразительности.
Основная цель современных воспитательных игр-упражнений – помочь детям всматриваться, прислушиваться к объектам природы, понимать их, учиться беречь природу, придать обычным повседневным ситуациям гуманистического окраски.
Специфика учебного предмета «Окружающий мир», содержащее в себе сведения по географии, биологии делает его одним из наиболее допустимых для интегрирования. В основе интегрированных уроков - близость содержания основных тем различных предметов и их логической взаимосвязи. Например, нами были выделены возможные сочетания таких предметов: естествознание и математика, чтение, изобразительное искусство и трудовое обучение