Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игра как метод обучения и воспитания обучающихся | Шпетная Галина Ивановна. Работа №344700

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрены основные формы игровых методик, их педагогическая ценность, а также влияние на развитие творческого и критического мышления школьников. Также анализируется воспитательный потенциал игры, способствующий формированию личностных качеств учеников, таких как ответственность, дисциплина и коммуникативные навыки. Приведены примеры практического использования игр на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: игровые методы, обучение, воспитание, развитие, уроки русского языка и литературы, творческое мышление, критическое мышление, мотивация, школьники.

Игра как метод обучения и воспитания обучающихся

 

Шпетная Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ "Средняя школа № 7 городского округа Мариуполь"

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные формы игровых методик, их педагогическая ценность, а также влияние на развитие творческого и критического мышления школьников. Также анализируется воспитательный потенциал игры, способствующий формированию личностных качеств учеников, таких как ответственность, дисциплина и коммуникативные навыки. Приведены примеры практического использования игр на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: игровые методы, обучение, воспитание, развитие, уроки русского языка и литературы, творческое мышление, критическое мышление, мотивация, школьники.

 

Игра как метод обучения и воспитания является одним из наиболее эффективных способов активного вовлечения учеников в образовательный процесс. Игра давно зарекомендовала себя как один из наиболее продуктивных подходов в педагогике. В образовательном процессе игра способствует развитию различных навыков, активизации умственной деятельности и формированию положительной мотивации у обучающихся. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы позволяет не только повысить интерес школьников к изучаемому материалу, но и создать условия для их творческого и личностного развития.

Игровые методы обучения в педагогике могут включать различные формы: ролевые игры, конкурсы, викторины, квесты и интерактивные задания. Каждая из этих форм имеет свои особенности и может применяться для решения различных педагогических задач. Например, ролевые игры эффективны для анализа художественных произведений, когда ученики погружаются в образы литературных персонажей, что позволяет им глубже понять мотивацию героев и логику развития сюжета. Викторины и конкурсы полезны для закрепления грамматических и орфографических навыков, создавая атмосферу здорового соперничества и увлекательного учебного процесса.

Примером использования игры на уроках литературы может быть "ролевой суд" по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Учитель распределяет роли среди учеников: одни играют персонажей пьесы, другие выступают в роли адвокатов и судей. Задача учеников — разобрать поступки героев и вынести им "приговор". Например, можно рассмотреть действия городничего: был ли он прав в своих попытках скрыть коррупцию или его действия заслуживают осуждения? Ученики, анализируя текст, выстраивают аргументы в защиту или обвинение персонажей, что помогает глубже понять произведение, его сатирическую природу и развить навыки критического мышления и анализа.

Игровая форма также может помочь в преподавании русского языка, например, в виде лингвистических игр. Такие игры, как "Фразеологический калейдоскоп" или "Грамматический бой", позволяют ученикам тренироваться в использовании сложных конструкций, разбираться в нюансах языка, не боясь ошибок. Интерактивность и командная работа помогают снижать уровень стресса, связанного с изучением сложных тем, и одновременно поддерживают учебную мотивацию.

Важно отметить, что игра на уроке русского языка и литературы несет в себе не только образовательный, но и воспитательный потенциал. В ходе игры ученики учатся работать в команде, быть дисциплинированными, проявлять инициативу и ответственность. Кроме того, игра помогает развивать коммуникативные навыки, что особенно важно в условиях современного информационного общества, где умение ясно выражать свои мысли становится ключевым фактором успеха.

Игровые методы создают благоприятные условия для формирования творческого и критического мышления. В рамках ролевых и сценарных игр ученики получают возможность не только воспроизводить готовую информацию, но и применять свои знания для создания новых, оригинальных решений. Такой подход стимулирует не только активное участие в образовательном процессе, но и самостоятельное мышление, что является важной задачей воспитания в условиях современной школы.

Помимо всего прочего, игра способствует развитию эмоционального интеллекта. Через ролевые взаимодействия и творческие задания дети учатся лучше понимать свои чувства и эмоции, а также сопереживать другим. Таким образом, игра формирует не только когнитивные навыки, но и эмоциональную сферу личности, что важно для комплексного развития школьников.

Таким образом, применение игровых методов в обучении — это возможность сделать образовательный процесс увлекательным, полезным и эффективным. На уроках русского языка и литературы игра помогает создать пространство для творческого самовыражения, научить школьников работать в коллективе, развивать их интеллектуальные и коммуникативные способности. Воспитательная функция игр, проявляющаяся в формировании личностных качеств, таких как ответственность, терпимость и готовность к сотрудничеству, делает их важным элементом не только образовательной, но и воспитательной работы.

 

 

Список литературы

Колесни

кова

А. Я. Игра как способ обучения детей школьного возраста / А. Я. Колесникова, Е. Ю. Колесников. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 146-147. — URL:

https://moluch.ru/archive/319/72662/

(дата обращения: 24.09.2024).

Синько Е.С. Использование игровых методов как одного из сре

дств ст

имулирования познавательной активности // Наука и современность. 2016. №42. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-metodov-kak-odnogo-iz-sredstv-stimulirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti

(дата обращения: 24.09.2024).

Страхова

Г.А.

, Страхов

А.А.

Активные формы и методы преподавания в современном образовании // Проблемы педагогики. 2017. №9 (32). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-formy-i-metody-prepodavaniya-v-sovremennom-obrazovanii

(дата обращения: 24.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×