Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игра, как основной метод развития познавательной активности младших школьников | Барановская Елена Петровна. Работа №351793

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается игра как основной метод развития познавательной активности младших школьников. Подчеркивается значимость игровой деятельности в процессе обучения, а также ее влияние на формирование когнитивных, эмоциональных и социальных навыков детей. Обсуждаются виды игр, которые могут быть использованы в образовательном процессе, а также примеры игр, способствующих развитию критического мышления, внимания, памяти и воображения учащихся начальных классов.

Ключевые слова: игра, познавательная активность, младшие школьники, методы обучения, развивающие игры, когнитивное развитие, внимание, память, воображение.

ИГРА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Барановская Елена Петровна, учитель

ГБОУ «Средняя школа №64 городской округ Мариуполь" ДНР

 

Аннотация: В статье рассматривается игра как основной метод развития познавательной активности младших школьников. Подчеркивается значимость игровой деятельности в процессе обучения, а также ее влияние на формирование когнитивных, эмоциональных и социальных навыков детей. Обсуждаются виды игр, которые могут быть использованы в образовательном процессе, а также примеры игр, способствующих развитию критического мышления, внимания, памяти и воображения учащихся начальных классов.

Ключевые слова: игра, познавательная активность, младшие школьники, методы обучения, развивающие игры, когнитивное развитие, внимание, память, воображение.

 

Современная образовательная система акцентирует внимание на необходимости формирования у младших школьников не только базовых знаний, но и различных навыков, которые помогут детям стать активными, самостоятельными и критически мыслящими личностями. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели является игра. Игровая деятельность способствует развитию познавательной активности, стимулирует интерес к обучению и делает процесс освоения знаний более увлекательным и доступным.

Игра является основным методом в педагогике начальной школы, так как она охватывает не только интеллектуальное, но и эмоциональное развитие ребенка, помогает в совершенствовании социальной адаптации и развивает различные виды познавательной активности. В данной статье рассматриваются основные аспекты использования игры в образовательном процессе, а также её роль в стимулировании познавательной активности младших школьников.

Игра — это не только форма досуга, но и мощный инструмент обучения. Она предоставляет детям возможность учиться через действия и взаимодействие с окружающим миром, а также с другими детьми и взрослыми. В процессе игры учащиеся не только осваивают новые знания, но и активно применяют их на практике, что способствует лучшему запоминанию и усвоению материала.

Педагоги и психологи выделяют несколько функций игры в обучении:

Познавательная функция — игра стимулирует интерес к новым знаниям и умениям, развивает внимание, память, мышление, воображение.

Эмоциональная функция — игра способствует развитию положительных эмоций у ребенка, таких как радость, удовлетворение от достигнутых результатов.

Социальная функция — через игровые взаимодействия дети учатся сотрудничеству, решению конфликтов, развитию коммуникативных навыков.

Мотивационная функция — игра служит мощным мотиватором к обучению, позволяет детям преодолевать трудности и недостатки учебного процесса.

Важно отметить, что в процессе игры младшие школьники развивают не только познавательную активность, но и формируют собственную систему ценностей, а также приобретают умения и навыки, которые пригодятся им в реальной жизни. Игровая деятельность способствует развитию креативного мышления, учит детей адаптироваться к изменяющимся условиям, что чрезвычайно важно в условиях быстро меняющегося мира.

Существует множество различных типов игр, которые можно использовать в образовательном процессе. Каждую из них можно адаптировать под конкретные цели обучения.

Образовательные игры — эти игры направлены на усвоение конкретных знаний по предмету. К ним можно отнести различные викторины, ребусы, задачи на логику. Например, игры на развитие грамматических навыков или математические игры на внимание и вычислительные навыки.

Игры с правилами — такие игры способствуют развитию логического мышления и понимания причинно-следственных связей. Примеры таких игр включают шахматы, шашки, настольные игры на развитие логики и стратегического мышления.

Ролевые игры — эти игры развивают воображение и креативность ребенка. В ролевых играх дети могут примерить на себя разные социальные роли (например, «врач», «пожарный», «ученый») и таким образом осваивать разнообразные профессии и социальные роли.

Моделирующие игры — игры, в которых дети создают модели реальных объектов или ситуаций, например, конструирование с использованием различных материалов или моделирование природных процессов.

Игры на внимание и память — задачи, которые тренируют внимание и память ребенка, например, игры, связанные с запоминанием образов, звуков или последовательности действий.

Примеры конкретных игр:

"Логический лабиринт" — игра на развитие логики и памяти, в которой дети должны решить серию головоломок, чтобы выбраться из воображаемого лабиринта.

"Математический квест" — задача, в которой ученики решают задачи и задачи, чтобы получить подсказки и двигаться дальше по игровому процессу.

"Театр теней" — игра, развивающая воображение и творческое мышление, в которой дети создают собственные истории и инсценируют их с помощью теней и фигур.

Включение различных типов игр в учебный процесс способствует не только разнообразию, но и комплексному развитию детей. Игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными, что помогает развивать социальные навыки и способности к командной работе.

Игра является мощным инструментом, который активизирует мыслительные процессы и развивает познавательные способности младших школьников. В процессе игры дети учат дисциплине, начинают осознавать логику и последовательность действий, начинают работать над собой и учатся преодолевать трудности.

Кроме того, игра помогает детям усваивать информацию, что делает процесс обучения не только более увлекательным, но и эффективным. Например, задания в форме игры помогают детям более осознанно подходить к изучению нового материала, запоминают информацию с помощью ассоциаций, образов и практических действий.

Игры также способствуют развитию таких качеств, как:

Креативность — умение нестандартно подходить к решению задач.

Критическое мышление — способность анализировать, сравнивать и принимать решения на основе доступной информации.

Логическое мышление — умение строить цепочки рассуждений и выводов, делать логические заключения.

В заключение можно отметить, что игра является важнейшим инструментом в развитии познавательной активности младших школьников. Через игры дети не только осваивают академические знания, но и развивают навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Применение игровых методов в учебном процессе способствует активному включению детей в процесс обучения, повышает мотивацию и заинтересованность в получении знаний. Важно, чтобы игры, используемые в образовательном процессе, были разнообразными и направленными на развитие различных аспектов познавательной активности, таких как внимание, память, воображение, логическое и критическое мышление.

 

 

Список литературы

Кузнецова, О. Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О. Ф. Кузнецова, М. Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 20

19

. – № 5. – С. 50-52.

Кукушкин, В. С. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушкин. – Ростов н/

Д. :

Март, 20

19

. – 224 с.

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст

] :

развитие человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. –

М. :

ТЦ Сфера, 20

19

. – 464 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×