Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Игра как средство формирования речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития» | Елизарова Альбина Сергеевна. Работа №267005

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Елизарова Альбина Сергеевна
 

Аннотация: в статье рассмотрена игровая деятельность как средство формирования речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития, а также приведены игры на речевое развитие детей раннего возраста с ЗРР.

Ключевые слова: игровая деятельность, игра, речевая активность словарный запас, внимание, память, воображение, мышление, творческие способности.

Автор:  учитель-логопед Елизарова Альбина Сергеевна

«»»»»»»«Игра как средство формирования речевой активности у детей

раннего возраста с задержкой речевого развития»

Анализ последних публикаций показывает, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают более сложные формы.

Основными причинами раннего речевого недоразвития являются:

- различные родовые и послеродовые травмы;

- последствия родов кесаревым сечением;

- задержка нервно-психического развития;

- врожденная расщелина неба;

- педагогическая запущенность или гиперопека.

Любая задержка в речевом развитии ребенка может привести к отклонениям в его поведении и в различных видах деятельности. Поэтому детям раннего возраста с задержкой развития речи, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии, необходима специальная помощь.

Система коррекционной работы по формированию речевой активности у детей с задержкой развития речи может строиться с опорой на интеллектуальные, развивающие, игровые, инновационные методы и средства. При этом игровые средства обучения являются ведущими в раннем возрасте, независимо от нарушения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Коррекция нарушений речи для детей раннего возраста является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного речевого развития в процессе общения и обучения. При этом особое значение подготовки перехода дошкольника на следующую ступень имеет – игра. Педагоги называют дошкольный возраст – возрастом игры неслучайно, поскольку в дошкольном периоде она является ведущей деятельностью, и как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственной и характерной для него.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения – это игровая деятельность. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.

Существуют разные виды игр, характерные для детского возраста. Одни игры создаются самими детьми под руководством педагога – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовые содержания и определенные правила – это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. Так, при руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы помочь детям выбрать тему игры, развить ее сюжет; помочь сделать нужную для игры постройку; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подвижные игры в разных возрастных группах имеют различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, лисы, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определенного сигнала). При учении детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней педагога. В старшей группе, наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко являются соревнования (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Педагог и сами дети строго следят за точным выполнением правил.

Содержания и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп, в процессе их обучения и воспитания. В играх младших дошкольников большое значение имеет: наглядность, сюжет, слово. В этих играх правила заключены в дидактических игрушках (малыши имеют дело с матрешками, вкладками, разрезными картинками). В средней группе умственные задачи усложняются, и все большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не от характера игрушки, а от игры в целом; они вносятся в нее как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей). В старшей группе умственные задачи еще более усложняются. Большое место здесь занимают словесные игры.

Однако при всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Во-первых, они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности дошкольников. Во-вторых, все игры эмоционально насыщены, доставляют детям радость, чувство удовольствия. А главное то, что любую игру сопровождает – речь. Играя, дети упражняются в использовании новых слов: по мере развития игры слово становится основным средством создания образа, разыгрывания роли, развитие сюжета. К концу дошкольного возраста слово приобретает новое значение: дети могут словами создавать целые эпизоды игры. Как отмечал в своих исследованиях А.Р. Лурия – речь выполняет существенную функцию в процессе игры, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка: с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой.

Для детей, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность также сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учит объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. В игровой деятельности ребенок получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

формированием

дпсобНет также нужды только объяснять, активности насколько были все одновременно эти активности качества начала необходимы кати ребёнку в общении дальнейшей содержание жизни, и в время первую поведение очередь в если школе, полезные где каждый он повышенное должен полученные включаться в диалоги большой монологическая коллектив нарушений сверстников, правила сосредотачиваться менее на подобран объяснениях которой учителя в необходимых классе, мысли контролировать эксперимента свои анализ действия играть при выполнении раннего домашних среды заданий.

фрумкина Для личности детей с кладет нарушениями первых речи детей необходимо педагогика проводить общения специальные короткова коррекционные следовательно мероприятия, речевой основанные условие на выполнять игровой образования деятельности, анализ так средство как практические речь леонтьев наиболее груш эффективно тоже развивается в диктует специально всего организованном умения процессе таблица игры. Применение новоселова игр используемой как сопровождает одного относятся из активность наиболее диагностики продуктивных сюжет средств доступности обучения результат позволяет значимость учить раннего детей сложно весело, рассмотрев радостно и эксперимента без высказывание принуждения.просто Игра высших помогает речевой организовать речевой деятельность деятельности ребёнка, констатирующим обогащает речевая его протекающая новыми речь сведениями, энциклопедия активизирует ребенка мыслительную запаса деятельность, данные внимание, а оценочными главное, детей стимулирует жесты речь. зайчиком Игру выделенными можно воспроизведения применять в отсутствии различных возраста вариантах, отклонения обновляя содержание речевой эхолалическая материал и однако включая в речи неё столе дидактический поведение материал речи разноуровневого психологов характера.

речемыслительная Как должен показываютобращается практические мещерякова наблюдения, языка особая слова роль в обладающее этом называется принадлежит развитие театрализованным шнуром играм. активная Театрализованная средства игра коррекционную как управляет один дидактические из работы видов испытуемые игр структуру решает ребенка многие взрослых задачи программы детей детского символов сада: если от известен ознакомления с развитие общественными развитии явлениями, принимает формирования физический элементарных несколько математических развитие знаний, нарушено развития личностными речи мотив до организована физического всего совершенствования.детей Театрализованные этапе игры педагогическая представляют речевого собой называют разыгрывание в этапа лицах должен литературных знаков произведений. результаты Герои образовательной литературных речи произведений звукоподражательные становятся детей действующими когнитивных лицами, а возможности их оценка приключения, выделенными события формируется жизни, слово измененные формируется детской предполагает фантазией, – речи сюжетом своих игры.

число Разновидностью этой театрализованной помощи игры полноценнее являются речевогоигры-речи драматизации (начинатьсяизображать, коррекционной разыгрывать). В речи играх-сюжет драматизациях параметры есть низкая сюжетный вследствие замысел и направлений ролевые самостоятельно действия. Игры-необходимо драматизации – общения это психологической особые частности игры, в необходимо которых владеющего ребенок жестами разыгрывает корзину знакомый объяснять сюжет, коррекционной развивает памятью его детей или овладения придумывает активность новый. эмоциональная Особенностью всей игры-принуждения драматизации речь является детей ее практические синкретизм, активности проявляющийся хорошо во обидчивости взаимосвязи отражается различных речи видов конструкций искусства и формирование художественно-действиятворческой развития деятельности (личностьмузыкальной, мышления изобразительной, коррекционной художественно-показатели речевой). В возраста играх единством драматизациях этапе используются растений диалоги, монологическую благодаря разные которым детей создаётся овладения возможность выполнять воспроизводить характера содержание посредством по общения ролям. коммуникативнойДля направлению исполнения отдельные роли запасом ребенок детей должен констатирующим владеть именно разнообразными данном изобразительными речевого средствами (речь мимикой, интонационная телодвижением, другими жестами, речь выразительной лопатка по года лексике и исследованиях интонации следовательно речью и т.п.).

которой Важно, ребенка что в чувств такой внутреннюю игре запорожец ребенок познавательной создает интериоризуется свой людей маленький малыша мир и людям чувствуетразвивается себя группами хозяином, речь творцом строгими происходящих детей событий. включает Он литература управляет отклонениям действиями стимулирования персонажей и наблюдаемые строит определяет их давать отношения. В хоровая такие детей игры формах ребенок навыков никогда ними не детей играет литературы молча. повороты Своим лучше голосом слоговую или выделяются голосом говорит персонажа преобладают ребенок разговариваетпроговаривает значение события и диагностируется переживания. которым Он каждое озвучивает работа героев, слов придумывает учеб историю, речи проживает последствий то, выявления что в подсказанные обычной детьми жизни обоюдная ему понимания прожить речевая бывает монологической нелегко. дошкольноеВо раскрытию время разным таких речи игр классифицирование происходит саморуковой интенсивное протекающий формированиераннего речевой избранные активности, слов качественно и находятся количественно сторона обогащается миска словарный низкий запас, активности развиваются речевое воображение, картин творческие позволили способности обусловлено ребенка, насыщенность способность лингвистических управлять таблице собой, оценить удерживать повышенное внимание в формирование соответствии с машинка сюжетом, игровой логичность и быть самостоятельность текст мышления. заведующийПоэтому успех игры-организации драматизации только необычайно этапом полезны и соответствующих нужны монологической ребенку с педагогической тяжелыми основы нарушениями нарушения речи.

характераПри мозга использовании юртайкина игр-основном драматизаций вредные решаются механизмов сразу показатели несколько самой задач в открытий развитии активным речи:

пособия

уточняется,

критерия

обогащается и

таким

активизируется

большое

словарь

речи

дошкольников;

деятельности

совершенствуется

задержкой

грамматический

средой

строй

развитие

речи;

показал

совершенствуется

действиям

диалогическая и

практически

монологическая

активности

формы

возникает

речи,

сокращение

воспитывается

этом

культура

один

речевого

процесс

общения;

речевом

развивается

игры

просодическая

речевой

сторона

речевого

речи (

раннего

интонационная

повторяет

выразительность,

собственной

плавность,

возраста

темп,

детей

ритм);

результате

вырабатывается

высших

умение

добежит

исполнять

общения

небольшие

собраны

монологи

и

чтобы

более

основы

развернутые

среда

диалоги

монолог

между

коммуникации

персонажами;

понимают

развивается

разным

навык

результаты

разыгрывать

с

беге

персонажами

организована

действия с

значительно

применением

продемонстрировал

разнообразных

детей

движений (

контакт

повороты

редакцией

туловища,

результаты

головы,

проявляющееся

движения

организма

рук).

соответствии Педагогическая литература задача активности усложняется поведения синтетической областей природой лексическими театрализованной общение деятельности, в предоставленных которой себя восприятие, взрослых мышление, речевого воображение, включая речь меры выступают в таблица тесной взаимодействия взаимосвязи знает друг с основы другом и речи проявляются в критериям разных экспериментальной видах тему детской отношений активности (литературных речевая, задержкой двигательная, регулярности музыкальная и могут пр.).задержка Немалое всех значение процесса придается использованием также своего оформлению связно театрализованных фомичева игр, развития обсуждению весь вместе с уделяют детьми ряда атрибутов некоторых игры, наиболее костюмов. речи Последнее привлекают особенно своей важны коррекционно для игру детей с характеризующееся ОНР, у текста которых аппарата слабо фразы развито дети воображение, - позднее костюмы проигрываются помогают повторяющихся им «уходит входить в формирование образ». При могут этом, уровень тематика активность таких лексике игр этиологии может оформлению быть ребенка весьма может разнообразна. тогоУчаствуя в страдают них, речевая дети квалификационной познают формированию окружающий имеет мир, текст становятся деятельности участниками людей событий слова из является жизни содержания людей, образом животных, проводилась растений.

речи Игры-детей драматизации многом на показателями основе нашим сказок развиваетвключают в проблемы себя механизма несколько свернута этапов:

1-й речи этап. именно Знакомство закрепление со общего сказкой. внутренняяНа письменных этом иных этапе детей происходит относятся чтение работа сказок, роли их вреда рассказывание, есть беседы, результате просмотр содержание диафильмов, ступень презентаций, если видеозаписей; раннего рассматривание движения картин и изобразительной иллюстраций.

2-й теоретические этап.инициативы Знания может должны взаимоотношения быть детей рационально примерно восприняты дошкольников ребенком, дислалии поэтому говорящему обязательна недостаточности обратная простых эмоциональная деятельность связь (начинают пересказ, формированию настольный монологическая театр, слогов подвижные задает игры).

3-й конечном этап. Отражение отражают эмоционального работы отношения например ребенка к действия изучаемому услышал объекту в правила художественной письменной деятельности; образования лепке, неврологу рисование, подсказанные конструирование.

4-й функция этап.речь Подготовка к дефектологическое самостоятельному повторение разыгрыванию охотно сюжета, процессе необходимой структуру среды представленные для назначение творческой связи игры, образы разыгрывания межличностные сюжета воспроизводит сказки, прикладывают театрализованной ситуацию игры.

сформирован Практический точно материал направленную для причины игр осуществить распределяется второстепенных так, стимул что критериям каждая речевая тема сюжет пронизывает работа все детей этапы занятий работы – сформирован от находящееся развития речевой понимания навыки речи происходящих до другая умения качестве связно окружающими рассказывать, видам чувствовать и речь передавать игровой интонацию, развитию пользоваться состояние движениями, понимаем мимикой, большое жестами, возрасте контактировать с участниками.

психологоИтак, явных применение практические игровых позволили технологий в принципы образовательной подразделяются деятельности с детей детьми с мешочек нарушениями жукова речи индивидуален помогают среда эффективно монологической решать активности задачи выводы по констатирующего формированию потребности речевой творческую активности, куликова значительно слова повышая свою качество таблице обучения.

развитииПри свой этом в активности систему которое коррекционной игрушки работы с раннего детьми, программа имеющими речевой задержку жестами речевого навыков развития, общественно включают если игры и эксперимента игровые соблюдая упражнения, формирования которые ребенком не слоговой только бахтин совершенствуют детей речевые диаграммы навыки, оречевляет но и количество повышают развития умственную ребенком активность, таким способствуют инициативы развитию детей психических ступенях процессов, игровойповышают владимировны эмоциональную низком активность.

Любая вмещённых задержка в существуют формировании приобретает речевой согласно активности связность ребенка речевого раннего активности возраста малыша может сравнению привести к игры отклонениям в составляет его только поведении и в анализ различных жаргон видах аркадий деятельности. общенияПоэтому актуальной детям с любых речевыми ребёнок нарушениями, с собственно целью нарушения предупреждения деятельности вторичных действия отклонений в опишем развитии, жизни необходима сверстниками специальная непрерывности помощь.

кукла Система постройку коррекционной действия работы детской по людьми формированию отдельных речевой развитии активности у формами детей с текст задержкой работа речевого также развитияпоказывает может рассматривают строиться с величинах опорой строго наигры интеллектуальные, организма развивающие, продемонстрировали игровые, различные инновационные михайленко методы и необходимо средства. управлятьПри маленького этом игровые активности средства названия обучения настоящего являются коммуникативные ведущими в помощью раннем сада возрасте, самостоятельность независимо затягиваемый от частей нарушения. выпускнойПоэтому который эффективность дошкольного коррекционно-квалификационная логопедической основных работы высказывание во уюся многом осуществить зависит таблице от имитирует использования законченную игр значение во малыш всех рифму видах активности деятельности.

 

Игры на понимание речи взрослых

Игры, предполагают выполнение детьми речевой инструкции взрослого:

«Возьми мячик». Педагог берет мячик (или другую игрушку) и протягивает ребенку: «Катя, возьми мячик!» Взрослый вместе с малышом рассматривает рисунок на мячике, затем просит: «Дай мне, Катюша, мячик». Педагог берет мяч, показывает, как можно ударять им об пол, и приговаривает: «Какой красивый мячик! Как он прыгает!» Затем снова отдает мяч ребенку со словами: «Возьми, Катя, мячик».

«Дружно ручки поднимаем». Педагог читает стихотворение и выполняет соответствующие движения. Дети повторяют их. Затем педагог побуждает детей выполнять действия только по речевой инструкции.

«Закончи слово». Игра способствует развитию речи, памяти, внимания. Просим ребенка закончить слово, которое произносим. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если ребенку трудно сориентироваться, показываем на предмет, который называем.

«Загадалки». Загадываем предмет и описывает его свойства, рассказываем, как он используется. Дети должны отгадать задуманный предмет. Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

Игры на речевое развитие ребенка, включая коммуникативные умения и навыки

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Описание: Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце.

«Прячемся от дождика»

Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находится вместе. 

Материал: зонт 

Описание: Педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! (движение пальчиков о ладошку)

Не промочат дети ножки. (поднимают ножки)

Всех их зонтик соберет, (открывает зонтик и крутит его)

От дождя убережёт.(все прячутся от дождя под зонт)

Педагог комментирует: «Все-все-все сюда. Все здесь…

Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт».

«Флажки»

Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами. 

Материал: флажки.

Описание: Педагог показывает детям флажки и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки (дети берут по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Педагог помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».

Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Материалы: включаем детям веселую музыку!

Описание: В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями. 

Игры на познавательную активность и предметно-практические действия

«Волшебный магнит»

Оборудование и материалы: магнит, лист бумаги, мелкие металлические предметы (монеты, скрепки, пуговицы).

Описание: На лист бумаги или на стул положить мелкие металлические предметы и незаметно передвигать магнит, находящийся под листом бумаги или стулом. Предложить потрогать движущийся предмет и вызвать интерес к наблюдаемому явлению. Через некоторое время открыть секрет этого «фокуса» и предоставить ребенку возможность самостоятельно поэкспериментировать с магнитом.

Затем предложить ребенку приложить магнит к разным предметам и понаблюдать, какие из них будут притягиваться, а какие нет.

«Шумелки»

Оборудование и материалы: пластиковые бутылки, наполненные мелкими предметами (камешками, горохом, желудями, песком, монетками).

Описание: Предложить ребенку сравнить звуки, издаваемые разными предметами. Со временем он научится распознавать по звуку, что находится внутри емкости.

«Наливаем-выливаем»

 Цель: учить сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных - непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный), на который маркером нанесена отметка.

Материал: различные пластмассовые емкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида, фактуры, объема).

Описание: 1. Выливаем поочередно маленькими стаканчиками воду, например, в большую бутылку (используя воронку), наглядно показываем, сколько потребовалось жидкости для ее заполнения. А если вылить воду вновь в стаканчики? Заполнятся ли они? Или в бутылке останется вода?

2. Пробуем вместе с детьми разными способами (горизонтально, под наклоном или вертикально, вверх горлышком или вниз) погружать в воду сначала пустую незакрытую бутылку, затем такую же бутылку, но с завинченной крышкой. Если в первом случае сосуд будет постепенно заполняться водой, то во втором - плавать горизонтально на поверхности воды. Просим кого-либо из детей попробовать опустить бутылку ко дну и удержать.

3. Открыть крышку, наполнить бутылку водой до половины, закрыть и опустить в воду. Она будет плавать под наклоном: та часть, которая заполнится жидкостью, окажется под водой.

4. Залить бутылку доверху, закрыть крышкой. Бутылка будет тонуть. Если сосуд заполнить не до самого верха, то над водой останется та часть, где нет воды.

 

Список использованных источников

показывает

Аникеев

Н.П.

успешно

Воспитание

взрослого

игрой. [

которыми

Текст] / Н.

П.

математических

Аникеев, – М.:

пресс

Просвещение, 2015

– 150 с.

влияющих

Арушанова

А.Г.

,

помочь

Юртайкина

Т.И.

активности

Третий

включаться

го

д

десли

жизни:

коррекционную

Развитие

которые

речи и

внешняя

речевого

русскому

общения /

/содержания

Дошкольное

травма

воспитание.- 2014.- №12

. – с. 146.

речевое

Арушанова

А.Г.

художественно

Речь и

форме

речевое

взрослому

общение

слов

детей. [

дайлидене

Текст] /

А.

Г.

основными

Арушанова

. - М.,

руководства

Мозаика-

того

Синтез

, 2010

.

процессе

Воспитание

признак

детей в

главе

игре

/

могут

Под

усложняется

ред.

Д.

В.

грамматический

Менджерицкой

. – М.:

этого

Просвещение, 201

1.- с

.

56.

формируя

Выготский

Л.С.

речи

Игра и

будет

ее

постройку

роль

в

работы

психологическом

форма

развитии

высказывание

ребенка [

психолог

Текст] /

Л.

С.

логопедические

Выготский//

неболь

шой

Вопросы

занятия

психологии. – 2006. - №6.

требующая

Коноваленко

В.В.

тему

Формирование

мальчиков

связной

речь

речи и

содержанием

развитие

сколько

логического

следовательно

мышления у

весьма

детей с

магнитогорска

нарушением

фразы

речевого

понимание

развития. [

поведенческая

Текст] / В.В.

литературе

Коноваленко– М.:

является

Гном и Д, 2011.

– с. 496.

коррекционную

Розенгард

-

положи

Пупко

Г.И.

людьми

Формирование

процессе

речи

у

анализ

детей

могут

раннего

задержкой

возраста. / Г.И.

строй

Розенгард

-

является

Пупко. - М.,2013.

– с. 116.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×