Игра как средство математических представлений у детей дошкольного возраста. | Иванова Ольга Сергеевна. Работа №330929
Кратко и выразительно формулирует мысль только тот, кто не просто относится к математике с почтением, но и чётко понимает её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.
Развитие математических компетенций - приоритетное направление образования в России.
С целью развития математического образования в России и в нашем округе было принято ряд важных документов.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольное образование является первой ступенью общего образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Задача педагога – найти и подобрать доступное и эффективное средство для формирования математических представлений и способностей ребёнка - дошкольника.
На мой взгляд, наиболее универсальным и эффективным средством является игровая технология.
В современной педагогике игровая деятельность используется как самостоятельная технология изучения понятий Образовательных Областей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
По характеру педагогического процесса игры подразделяются на несколько групп:
- в первую группу включены: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- вторая группа объединила познавательные, воспитательные, развивающие игры;
- репродуктивные, продуктивные, творческие составили следующий блок игр.
- последние это коммуникативные и диагностические игры.
Игровая технология реализуется в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и в процессе Образовательной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют воспитанников к овладению такой сложной науки как математика.
«Игра как средство формирования у детей элементарных математических представлений»
МБДОУ «Кристаллик»
города Салехард ЯНАО
тьютор Иванова Ольга Сергеевна
Кратко и выразительно формулирует мысль только тот, кто не просто относится к математике с почтением, но и чётко понимает её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.
Развитие математических компетенций - приоритетное направление образования в России.
С целью развития математического образования в России и в нашем округе было принято ряд важных документов.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольное образование является первой ступенью общего образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Задача педагога – найти и подобрать доступное и эффективное средство для формирования математических представлений и способностей ребёнка - дошкольника.
На мой взгляд, наиболее универсальным и эффективным средством является игровая технология.
В современной педагогике игровая деятельность используется как самостоятельная технология изучения понятий Образовательных Областей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
По характеру педагогического процесса игры подразделяются на несколько групп:
в первую группу включены: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
вторая группа объединила познавательные, воспитательные, развивающие игры;
репродуктивные, продуктивные,
творческие составили
следующий блок игр
.
последние это коммуникативные и диагностические игры.
Игровая технология реализуется в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и в процессе Образовательной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют воспитанников к овладению такой сложной науки как математика.
Наполняя игровую деятельность математическим содержанием мы используем технологию игры, как мощное стимулирующее средство развития математических представлений, понятий, способностей.
Применение игровых технологий направлено на решение дидактических, воспитательных, развивающих и социализирующих задач. В процессе реализации ОО «Познание» раздела ФЭМП применении игровых технологий позволяет:
Расширить математический кругозор
;
Повысить познавательную активность;
Сформировать навык в применении математических знаний и уме
ний в практической деятельности.
В процессе игр решаются, многие развивающие задачи у дошкольников, формируется умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
Развивается внимание, память, мышление, речь, воображение.
Игры способствуют формированию коммуникативных, организаторских умений. Дети овладевают навыками само регуляции.
Реализация игровой технологии в процессе образовательной деятельности включает: цель, задачи, правила, результат.
Цели обучения ставятся перед воспитанниками в форме игровой задачи: образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Приведем один из вариантов технологии дидактической игры с математическим содержанием. В Структуру данной дидактической игры входят:
Подготовительный этап
.
Осуществление собственно игровых действий
.
Анализ хода и результатов игры.
Подведение итогов.
Подготовительный этап включает:
Постановку дидактической цели
Разработку сценария игры
Подготовку материального обеспечения для её успешного проведения.
На этом этапе происходит введение воспитанников в игру, им сообщается цель в форме игровой задачи. Воспитанники знакомятся с правилами игры. Распределяют роли, комплектуют команды.
Этап проведения – это осуществление собственно игровых действий воспитанниками, который включает работу в командах, мозговой штурм, формулировку выводов, консультации педагога.
Анализ хода и результатов игры направлен на умение воспитанников формулировать собственные выводы на основе игры, умение подводить итоги. По результатам игры педагог формулирует рекомендации.
Важной особенностью современных игровых технологий, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Например: одеваясь на прогулку, мы можем закреплять: цвет, форму, величину шарфа, ботинок и т.д. Выйдя на улицу, мы сравниваем расположение домов, окон – закрепляя ориентировку в пространстве. Считаем деревья, кусты, транспорт, птиц – закрепляя счёт.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены развивающие игры и другой игровой занимательный материал.
Работа по формированию элементарных математических представлений посредством игры и игровых технологий мной была начала со старшей группы.
Сравнительный анализ результатов диагностического обследования Образовательной Области «Познание» раздел Формирование Элементарных Математических Представлений показывает положительную динамику в процессе овладения воспитанниками математических знаний.
На мой взгляд, этому способствовало и регулярное использовании игровых технологий.
Работаю в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями. Выступаю на педсоветах и семинарах, провожу открытые мероприятия по данной тематике, работаю над проектами. Участвую в различных Всероссийских, региональных и городских педагогических конкурсах.
Список литературы
Банщикова
Г.Ф. Методы и приемы математического развития дошкольников с помощью современных игровых технологий // Современные дети – какие они
? :
материалы Всероссийской научно - практической конференции., 22-24 дек. 2010 г. – Мурманск: МГГУ, 2012 – Т. 1. – С. 14-18.
Баряева
Л.Б. Математика для дошкольник
ов в играх и упражнениях: учебное
пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 050700 «Пед
агогика» / Л.Б.
Баряева
. –
СПб.
:
Каро
, 2007. – 279 с.
Баишева
, М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс // Институт развития образования.
Пед.институт
ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). – 2000. – 144 с.
Михайлова З.А.
Математика
– это интересно
: игровые ситуации для детей дошк
ольного
возраста. Д
иагностика освоенности математических представлений:
методическое
пособие
для педагогов ДОУ / – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 78
.