Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС | Сагайдак Людмила Вячеславовна. Работа №314412. Номер работы: №314412
Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка среди других жизненно важных прав. статья 31 данной Конвенции гласит: "Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни..." К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследованбия показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. А ведь игровая деятельность ребенка занимает наиболее значимое место в его развитии и жизни. Игра – неотъемлемый элемент здоровой полноценной жизни ребенка.
Игра как средство образовательной деятельности
в условиях реализации ФГОС
Автор: Сагайдак Людмила Вячеславовна
Организация: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39»
Населенный пункт: Ростовская область, город Таганрог
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
В современном мире в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)
По мнению большинства педагогов и работников сферы обучения, игра является важной частью жизни дошкольников, ведь именно в этот период формируются многие осмысления в жизни. Игра - это деятельность, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребёнка. В связи с этим, проблематика игры и игровой деятельности становится наиболее актуальной для исследования как педагогов, психологов, так и философов, работников социологической сферы, искусствоведов, биологов и многих других исследователей.
Таким образом, игровая деятельность ребенка занимает наиболее значимое место в его развитии и жизни. Можно представить игру как средство для формирования умственных, физических, эмоциональных, речевых, а также социальных аспектов развития личности. Во время игр ребенок дошкольного возраста обучается и развивается в различных направлениях, приобретает новые знания, новый опыт, формирует творческие способности мышления, кроме того, развивается и физически. Умения, которые ребенок формирует во время игровой деятельности, фиксируются в памяти наиболее прочно и гораздо быстрее. Во время игры у детей также происходит взаимодействие друг с другом, таким образом, игра становится своего рода формой общественной жизни дошкольника.
Игра – неотъемлемый элемент здоровой полноценной жизни ребенка.
Благодаря игре ребенок приобретает такие навыки, как:
- умение ориентироваться в отношениях между людьми;
- способность согласовывать свои действия с другими – в процессе игры ребенок учится сотрудничать с другими детьми, приобретает навык разрешения конфликтов;
- умение находить решение для разных ситуаций из жизни.
Также игра благоприятно сказывается на развитии психологической устойчивости, формирует у ребенка доброжелательный эмоциональный настрой. Благодаря играм у детей развивается разностороннее представление о действительности, которое они могут потом использовать при построении новых сюжетов игр
Первым и главным условием для реализации формирования личности ребенка и его творческого развития является создание комфортных условий для игровой деятельности, а именно, организация предметно-пространственной среды, подходящей под требования ФГОС. Именно создание благоприятной среды является своеобразным «стартом» к развитию игровых навыков и как следствие, получение нового жизненного опыта в процессе игровой деятельности.
Организация в группе различных игровых центров, где непосредственно дети могут играть, способствуют разностороннему развитию по нескольким направлениям деятельности: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Все центры необходимо оформить с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей, то есть, необходимо создать такую среду, где будут организованы все необходимые атрибуты для развития различных направлений.
В физическое направление реализуется зоной двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и активно используют в играх спортивный инвентарь.
Социально-коммуникативное направление развития детей реализуется с использованием центров сюжетно-ролевых игр.
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития, центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация.
Художественно-эстетического направление развития детей представлено центром творчества, центром музыкально театрализованной деятельности.
Игра является связующим звеном всех сторон воспитательной и образовательной работы педагогов в детском саду. В ней отражаются знания, полученные детьми на занятиях, устанавливаются и закрепляются модели поведения в обществе, которые учат детей приспосабливаться к жизни. Помимо всестороннего развития детей, развивающее значение игр заключается в том, что они положительно влияют на расширение сферы интересов детей, на возникновение потребности в знаниях. Обучение и воспитание ребенка в процессе игры является важным этапом в подготовке к школе.
Список используемой литературы
1. Венгер, Л.А. Воспитание Сенсорной культуры ребенка [Электронный ресурс]/Л.А.Венгер, Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1988г.
2. Дубровина, И.В. Психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов образовательных учреждений среднего проф. образования. И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной, 9-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2011г.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студ. вузов/ А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2008г.
4. Перовский А.В. Психология [Текст]: учебник для студ.высш.чеб.заведений/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006г.
5. Развитие мышления и умственного воспитания дошкольника [Электронный ресурс]/ под ред. Н.А.Поддъякова. М.: Просвещение, 1985г.
6. Янушко, Е.А., Сенсорное развитие детей раннего возраста [Электронный ресурс]: методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е.А. Янушко - М., Мозаика-Синтез, 2010г.
7. http://www.festival.1september.ru - сайт педагогических идей, методик.
8. http://www.nsportal.ru - социальная сеть работников образования. На данном сайте размещены учебно-методические материалы.
9. http://www.ped-kopilka.ru/ - учебно-методический кабинет. На данном сайте даны дидактические игры для сенсорного развития детей.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - электронная энциклопедия.
11. Евсюкова Е. А., Бережная В. И. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС // Роль науки и высоких технологий в обеспечении социально-экономического развития государства : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 сентября 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 73-80. URL: https://apni.ru/article/2890-igra-kak-sredstvo-obrazovatelnoj-deyatelnosti
Родионова Н.Г. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО // Наука, образование и культура. – 2016. – № 7. – С. 83-87.
12. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 74-80.
13. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 80 с.
14. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
15. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.