Игра на музыкальных инструментах для развития музыкальных способностей детей. | Курлович Елена Игоревна . Работа №301907
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как в музыкальной деятельности, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Каждый педагог должен определять масштабы использования музыкальных инструментов в соответствии с конкретными условиями, с учётом собственных профессиональных возможностей. Главное – научить ребёнка различать определённые ритмические и метрические соотношения посредством практических действий. Это не препятствует восприятию музыки, не обедняет его, но, напротив, ведёт к формированию осмысленного восприятия музыки, а затем и к развитию высших умственных процессов. Комплексная музыкальная деятельность дошкольников с применением ударных, шумовых инструментов и фортепиано, на котором играет педагог, помогает целостности восприятия исполняемой музыки.
Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как в музыкальной деятельности, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Каждый педагог должен определять масштабы использования музыкальных инструментов в соответствии с конкретными условиями, с учётом собственных профессиональных возможностей. Главное – научить ребёнка различать определённые ритмические и метрические соотношения посредством практических действий. Это не препятствует восприятию музыки, не обедняет его, но, напротив, ведёт к формированию осмысленного восприятия музыки, а затем и к развитию высших умственных процессов. Комплексная музыкальная деятельность дошкольников с применением ударных, шумовых инструментов и фортепиано, на котором играет педагог, помогает целостности восприятия исполняемой музыки.
Каждый ребёнок, будучи в составе группы определённых музыкальных инструментов, должен научиться исполнять свою партию, что в дальнейшем облегчит его участие в коллективной деятельности. Исполнение партий на ударных инструментах и движения в такт музыке вызывают непринуждённую радость, такую же, как и при обычных играх. Ребёнок испытывает психологический комфорт и непосредственно развивается коммуникативная способность, чувство коллектива.
При подготовке к выполнению музыкальных заданий надо принимать во внимание индивидуальные особенности и способности детей. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при работе над воспроизведением ритма, определением длительности звука и ударных долей способствует также более полному развитию аналитических функций мышления. Очень важно следить за тем, чтобы переход к новым видам деятельности сопровождался усложнением дидактических задач и музыкального материала. Например, после того как дети научились на простейших ударных инструментах воспроизводить ритм уже знакомых им разученных песен, следует переходить к воспроизведению ритма новых ещё незнакомых мелодий. Большой простор для творчества педагога открывается в самом подборе музыкального материала.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьёзной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся птичка с ветки на ветку и т.д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков.
Использую в своей практике фольклор славянских народов, народные танцы европейских стран, отрывки из классических произведений: «Турецкое рондо» Моцарта, «Щелкунчик» Чайковского, «Лошадок» Хачатуряна, «Смелого наездника» Шумана, «Шествие гномов» Грига и т.п. Знакомство с произведениями начинается с внимательного прослушивания, которое служит развитию у детей осмысленного восприятия музыки.
Последовательно проводимое и постепенно усложняемое аудирование музыкальных произведений делает ребёнка восприимчивым к музыкальной выразительности, помогает ему не только различать упоминающиеся ранее свойства звука, но и воспринимать их экспрессивную окраску. Прекрасный музыкальный материал, где дети самостоятельно подбирают по тембру инструменты, характеризующие персонажей симфонической сказки «Петя и волк» Прокофьева. Эта сказка помогает познакомить детей с «голосами» инструментов симфонического оркестра.
Главным условием развития музыкальных способностей детей в элементарном музицировании, на мой взгляд, является создание жизнерадостной атмосферы, учить ребёнка слушать музыку через деятельность самих детей, от простого к сложному. В заключении хочется вспомнить слова педагога В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»