Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игра на свирели на начальном этапе | Мальцева Наталья Леонидовна. Работа №309187

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сообщение о происхождении свирели, виды ее, методика обучения на начальном этапе, также в сообщении прикреплены нотные упражнения на отработку техники игры на свирели. Игра на свирели настраивает не только координацию, но и способстует как профилактика к легочным заболеваниям. Игра в коллективе  формирует у детей взаимопонимания других сверстников, умение слышать не только себя ,но и своего собеседника, развивает чувства прекрасного, умение быть гибким, подстраиваться под других. Все эти навыки детям пригодятся во взрослой жизни.

Свирель

 История свирели начинается еще с древних времен. Это выполненный из дерева духовой музыкальный инструмент, похожий на продольную флейту, пользоваться которым на Руси начали еще в древности. Соотнести свистковые инструменты нашего времени с древнерусскими названиями, специалисты пытаются уже давно. Среди упоминаний летописцами видов инструментов, наиболее часто встречаются три: цевница, сопель и свирель. Играющий на свирели в древней Руси называли «свирянином», «свирцом» т.е. человек , который играл на любом духовом инструменте. Исключение составляли рог и труба, в этом случае исполнителя называли «трубочея».

Если верить преданию, на свирели любил играть Лель, который был сыном Лады, славянской богини любви. Он изготавливал себе свирель весной из березовых прутиков.

В 1951-1962 годах при проведении раскопок Древнего Новгорода, были обнаружены две свирели. Длина одной, которая датируется концом XI века, 22,5 см, у нее 4 игровых отверстия. Другая свирель датируется началом XV века, ее длина 19 см, у нее всего три игровых отверстия.

Исторически название «свирель» было закреплено за парной флейтой, именно так назывался этот музыкальный инструмент на Смоленщине. Одинарную же свирель называют «сопелью». Чаще всего свирелью в наши дни обозначают инструмент наподобие продольной флейты, в верхнюю часть которого встроено свистковое устройство.

С виду свирель – это деревянная или металлическая дудка. Свистковое устройство, имеющее вид клюва, расположено на одном ее конце, а игровые отверстия (чаще шесть) расположены в середине ее лицевой стороны. Для изготовления инструмента используют клен, крушину, черемуху, орешник или ясень.

Двойная свирель (двойчатка, двойница) состоит из 2-х однотипных дудок, имеющих неравномерную длину. У каждой дудки свое свистковое приспособление, куда вдувают воздух, и на каждой по 3 игровых отверстия. Двойница может иметь различные размеры. К примеру, большая дудка может быть длиной до 29-47 см, а малая — 22-35 см.

Большую дудку, обычно, держат в правой руке, а в левой — малую. Две дудки, объединенные в один инструмент, дают возможность одному игроку исполнять двухголосную мелодию. На двойной свирели можно подобрать обширный и весьма разнообразный репертуар.

Начальные этапы освоения техники игры на свирели.

Первый этап освоения рассказы о свирели, пальцевые и дыхательные упражнения. Все это делается беззвучно, без вдувания воздуха. Когда пальцы делают свои движения достаточно уверенно, можно начинать играть со звуком.

Пальчиковая игра:

Почувствуй свои пальцы: соединить пальцы прав и лев рук, рассказать пальчиковую историю,

пальчиковая игра с предметом «Птичка зёрнышко

несёт» (

раздать маленькие шарики

).

Дыхательные упражнения:

А. Дуть на лист бумаги (показать ровность дыхания).

Б. Дуть на ладошку (если подуть на свою ладошку холодным звуком, то и звук свирели будет резким. Холодным, а если рука чувствует тепло, то звук свирели будет нежным и тёплым).

В. Подуть на шарик.

Запомни! Чем сильнее вдувание, тем звук будет выше.

СМ.Приложение №1

 

II Этап

Упражнения со свирелью.

Направляем воздух в отверстие.

Делаем

пробочку«

языком

» и проговариваем слог «ту»

Проговариваем своё имя на слог «ту».

Первые

попевки

(Все песенки –

попевки

предварительно разучиваются со словами в ритме песни, можно играть при ознакомлении без вдувания).

Нотация в цифрах.

(например: цифра 1 – значит закрываем одно отверстие левой рукой указательным пальцем, цифра 2 закрываем два отверстия

указателиным

и средним пальцем левой руки

итд

. )

См. приложение 2.

 

 

 

 

 

 

! Памятка при обучения игре на свирели на начальном этапе

 

Основная задача на первом этапе – приобретение начальных навыков постановки инструмента, дыхания, преодоление технических трудностей начального периода. Положение рук на инструменте следующее: левая рука закрывает отверстия ближе к свистку, а правая – к нижнему краю.

Постановка пальцев левой руки. Левой рукой закрываются четыре отверстия. Сначала большим пальцем нижнее отверстие, затем указательным - первое, средним - второе, безымянным – третье, правая рука – указательным – четвёртое, средним – пятое, безымянным – шестое отверстие. Пальцы лежат на отверстиях свободно без нажима. Необходимо следить за тем, чтобы палец не поднимался высоко над свирелью и оставался «круглым». Упражнение повторяется снова.

Извлечение, атака звука. Сквозь плотные губы ровно выдыхается воздух. Затем языком закрываем и открываем отверстие у передних зубов и верхнего неба. Подобие звука «ту» сказанного шепотом. Следить за тем, чтобы выдох был ровным и достаточно продолжительным, чтобы можно было сказать «ту» несколько раз на одном выдохе.

Игра во второй октаве

Главная его сложность – более сильное, плотное выдыхание воздуха. Причем для правильного интонирования оно должно усиливаться по мере повышения исполняемых звуков. Увеличивается также громкость.

Приложение №1

 

Пальчиковые игры

 

Ивану – большаку

Ивану-большаку – дрова рубить,

А Ваське – указке – воду носить,

А Мишке - среднему – печку топить,

А Гришке – сиротке – кашку варить,

А крошке – Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать родных братьев потешать!

 

Вышли пальчики гулять

Раз,два,три,четыре,пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик- гриб нашёл,

Этот пальчик – чистил стол,

Этот – резал,

Этот – ел,

Ну, а этот – всё глядел!

 

Первый пальчик – он большой

Первый пальчик – он большой!

Указательный – второй,

Третий пальчик – средний,

Четвёртый – безымянный,

А пятый мизинчик – маленький румяный!

 

 

 

Приложение № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×