Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Игра на уроках в начальной школе" | Елена Илларионовна Сашина. Работа №350455

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассказывается о применении игры на уроках в начальной школе. 

       Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала,

и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Тема: Применение игры на уроках и во внеурочное время в процессе обучения и воспитания младших школьников»

 

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей.

Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы обучение протекало быстро

и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников.

Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра – незаменимый в этом помощник.

Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого .

Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала,

и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала.

При использовании дидактических игр в рамках программы ФГОС у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;

б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

в) умение слушать друг друга;

г) добровольное желание расширять свои возможности;

д) раскрытие собственных творческих способностей;

е) самовыражение, самоутверждение.

Цель дидактических игр - облегчить переход от игры к учебе.

Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели

и средства.

Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

- удовольствие от контактов с партнерами по игре;

- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как

игрока;

- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;

- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

- наличие собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- власть;

- потребность в ином;

- самоопределение через ролевое экспериментирование;

- самоопределение через пробы деятельностей.

1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

-коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психотехнические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры –

драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет

специфику игровой технологии:

- различают игры с предметами и без них;

- настольные;

- комнатные;

- уличные;

- на местности;

- компьютерные и с ТСО;

- с различными средствами передвижения.

Какие игры можно использовать на уроках.

На уроках литературы

1 К.ЧуковскийФедорино горе”.

Из букв составьте слова.

Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.

Какое слово лишнее и почему?

2 Н. Носов “Затейники”.

Найди слова в строчках

Иторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена

Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.

Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

3 Творчество А.С.Пушкина.

Восстанови слова, поставь в них гласные буквы.

Вчр

Кблк

Крвл

Птнк

Птн

4 П.Ершов “Конек- горбунок”.

Какие буквы, слог, слово лишние.

А у р о ы

Ма ра ла ны та

Ку на ды ти ло

Данило, Гаврило, Степан, Иван.

5 “Садко”.

Составь из букв слова новые слова:

Новогородский

Такие задания могут быть использованы при формировании темы урока самими

учащимися . Ребята с первых минут урока будут заинтересованы новым

произведением и вовлечены в учебное творчество.

6.Разгадай имена и скажи, что их объединяет?

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)

Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?

7 Стихотворение этого автора мы знаем с самого раннего детства.

Ббаыртчоок________________

8 Соедини половинки слов.

Пету ка

Бел то

Коры шок

Вол рик

Ста на.

Что объединяет эти слова? (Мы их встречаем в сказках А.С.Пушкина)

Сегодня на уроки мы познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой

царевне и семи богатырях”

9 Восстанови слова, в которых пропущены гласные буквы.

Србрн кптц (Серебряное копытце)

Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.

10 Прочти подчеркнутые буквы (каждая вторая буква).

бкраткща пнжеуомжситдмарнньо и тяирзко

(Как неожиданно и ярко”).

Также игры можно проводить на уроках с использованием изученного текста.

11 “Найди лишнее”. (сказки А.Пушкина и В.Жуковского).

Князь, волна, лебедь, петушок, белка.

Иван-царевич, Кощей Бесмертный, царь Додон, Марья- царевна.

12 “Узнай сказку”.

- По опорным словам, определи название сказки. “Чудесный мир классики”

Музыкант невеста мать сестра

Кобылица царь братья

Королевич царевна царица богатыри

-Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте. Угадайте, из

какого произведения этот предмет.

13 Игра “Слово”.

Записать(назвать) как можно больше слов, относящихся к темам.

М.М Зощенко “Золотые слова” - “волшебные” слова

А.П. Платонов “Еще мама” - ласковые слова для мамы.

14.Загадки

На уроках особое место уделяю работе с загадками, которые являются

метафорами или построены на основе сравнения. Такая работа развивает

творческое видение предмета.

Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады. (Весна)

Эту загадку можно использовать при изучении произведений о весне.

15 Игра “Путаница”.

К рассказу М. Пришвина “Выскочка”.

- На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова,

восстановив порядок слогов.

Ки-зуб, ки- уш, ком-ко-леч, ка-лай, ка-со-бач.

Опиши Вьюшку по получившимся опорным словам.

16 Анаграммы “Звери”.

Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.

- Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной

последовательности, прочти слова : а у г я р, д е м ь е в д, и л в к о, е л ь н о, а к а н б.

17 Игра “Заколдованные слова”.

На доске записаны слова, в которые вставлен лишний слог. Нужно “расколдовать”

слово, прочитав правильно.

Коножиртс, икчотсал, гереб.

Из какого рассказа эти слова? (В.АстафьевСтрижонок Скрип”).

18 Игра “Эстафета”.

(П.Бажов “Серебряное копытце”).

Какой характер у Даренки? (Коковани?)

Класс делится на две команды. Первые участники игры от каждой команды

одновременно подходят к доске, записывают слово, затем возвращаются на места,

отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету

дальше.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.

Слова для справок: вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, умный,

мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный,

лживый, самолюбивый, справедливый, внимательный, ласковый, упрямый.

19 Викторина “В гостях у сказки”.

1 Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.

Жуковский “Сказка о мертвой царевне…”

Ершов “Сказка о царе Берендее…”

Пушкин “Ашик-Кериб

Лермонтов “Конек-Горбунок”

2 Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван из сказки “Конек-горбунок”?

а) белого

б) черного

в) серого

3 Какой отравленный фрукт съела царевна?

а) грушу

б) яблоко

в) сливу

4 Как звали собаку семи богатырей?

а) Соколко

б) Сокол

в) Соколик

5 Кто помог королевичу Елисею отыскать невесту?

а) Солнце

б) Ветер

в) Месяц

6 Сколько лет обещала ждать жениха Магуль-Мегери?

а) 5

б) 6

в) 7

7 На каком музыкальном инструменте играл Ашик-Кериб?

а) балалайка

б) гармонь

в) гусли

 

Задания. Словарные игры:

1 Определите, в каком порядке включаются следующие предложения

в тексте сказки:

1.1. Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца, напился

и стал козлёночком. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки.

Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке

1.2. Стоит козье копытце полно водицы. Стоит лошадиное копытце

полно водицы. Стоит коровье копытце полно водицы.

1.3. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Жили-были

старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца.

2 Угадайте персонажа по описанию:

2.1. Мальчик, которому захотелось пить.

2.2. Старшая сестра.

2.3. Взял в жены Аленушку.

2.4. Решила загубить Аленушку.

3 Охарактеризуйте содержание сказки одним словом.

4 Назовите зашифрованного персонажа:

4.1. УВАШИКНА

4.2. КЛУАШАНЁ

На уроках математики

  Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру “Самый быстрый почтальон”.

         Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне

которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома(найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами,

обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

     Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

 

Математические ручейки.

Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу.

Только что прошел необычный дождь – математический. Образовались

бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг

друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше

достигнет озера?

По сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой

пример на сложение или вычитание и бросает мяч своему соседу по парте.

Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение,

используя в качестве исходного числа число ответа. Составив новое

выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и

т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

Забей мяч в корзину.

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них

числа 24, 27, 36 Каждому ряду дается задание составить за определенное

время (5 минут) как можно больше примеров с данным ответом на

умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее

запишут выражений с данным ответом.

«Нарядим елочку» вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На

доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят 2 ученика.

По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив примеры ученик вешает

игрушку на свою ёлочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает

приз – рисунок с новогодней игрушкой.

«Кто больше составит пример?». Песочные часы ставятся на видное место.

Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых

однозначное, другое двузначное, сумма их равно 60 и записать в тетрадь. По

истечению времени (3мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит

больше примеров.

«Кто считает лучше?». Класс делится на 3 команды. Каждый член команды

получает карточку с числом от 1 до 10 Учитель читает пример. Ученик, у которого

на карточке соответствующий результат встает. Тот, кто первым дает правильный

ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех

очков.

«Узнай слово». На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу

в ответе соответствует определенная буква. Буквы ставятся по порядку. Мы

разгадали слово.

При закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через

десяток часто используют игру “Поймай рыбку”.

         На доске висит таблица на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке

записан один из следующих примеров:

7+8    9+3

9+6    14-6

9+7    15-7

16-8   18-9

13-6   8+5

Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.

 

На уроках окружающего мира:

«Чьи детеныши?»

Цель: учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного.

Участники делятся на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители. Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади, коровы и т. д. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка, щенка, жеребенка, теленка и др. на лужайке, говорит учитель, весь день бегали и резвились малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им ребята!

Участники собираются в группы «мама – детеныш». Зрители оценивают правильность выполнения задания.

«Узнай птицу по описанию»

Цель: закрепить знания детей по теме «Птицы».

На экране показаны изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее.

Примерные описания птиц:

1. Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает. (Воробей)

2. Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый. (Синица)

3. Черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое, хвост длинный, вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету. (Ласточка)

Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи).

В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц, на две группы и объяснить, почему они так названы.

«Рассели животных»

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд. По сигналу учителя они должны «заселить»домики: один – дикими, другой – домашними животными (перелетными и зимующими птицами, вставляя карточки в окошки. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает.

«Кто чем питается»

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

На доске в два столбика выставлены картинки.

В одном столбике – изображения животных, в другом их корм. Ученики стрелкой показывают, кто, чем питается.

Например:

корова овес

лошадь молоко

кошка сено

После подведения итога игры учащиеся отвечают на вопрос, как человек заботится о домашних животных.

«Узнай насекомое»

Цель: закрепить знания детей по теме «Наснкомые».

Класс делится на две команды. Учитель описывает насекомых или загадывает загадки о них и по очереди бросает мяч ученикам.

Ученик, получивший мяч, должен назвать описанное насекомое и рассказать, что он о нем знает.

Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок и сообщит больше сведений о насекомом.

1)Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

2)Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

Полосатая … (Пчела)

3)У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела.

И большие-большие глаза.

Называют ее (Стрекоза)

4)Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

А на ней кружочки – черненькие точки.

(Божья коровка)

«Неделька»

Цель: закрепление знаний о днях недели.

Две команды разбирают карточки с названиями дней недели. Пока звучит музыка, все гуляют.Учитель«Неделька, постройся!», дети выстраиваются в правильной последовательности один за другим, кто быстрее.

«Календарь»

Цель: закрепление знаний о днях недели, месяцах, временах года.

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь)

Ученики разбирают листки рассыпанного календаря и по команде становятся по порядку:

1. По месяцам.

2. По дням недели.

«Что сначала, что потом»

Цель: закрепление понятий «раньше»«позже»«потом»«после этого»; знаний о временах года.

Учитель показывает детям картины с изображением осени и говорит, что один мальчик не может определить, какое время года изображено на картинах.

Помогите ему. (Осень)

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Рассмотрите еще раз внимательно все картины и поставьте на первое место ту, на которой показаны изменения в природе в сентябре. (Ранняя осень)

Какую картину поставите на второе место? Почему?

На какой картине показана поздняя осень?

Это же задание можно выполнить, рассматривая картины с изображением весны.

«Я и моя семья»

Цель: закрепить понятие «культура общения».

Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т. д. выслушиваются все члены семьи.

В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе

 

На уроках русского языка:

«Правда или нет».

Цель этой игры – сформировать у детей умение воспринимать предложения как единицу

синтаксиса.

Для этой игры вам понадобятся карточки зеленого и красного цветов и картинка с

известным «Незнайкой». Количество карточек каждого цвета должно совпадать с

количеством игроков.

Сюжет игры следующий: для детей Незнайка написал несколько предложений. Шутка

это или правда, ведущий определить не может и ему нужно помочь.

Правила игры следующие – предложения зачитывает учитель. Ели предложение

правдиво, то ученики поднимают зеленую карточку. Если предложение шуточное – то

красную. После этого, один из ребят объясняет Незнайке, что ошибочного в предложении.

Например, могут быть такие предложения:

Днем сова спит, а ночью разыскивает добычу.

Куры улетают зимой на юг.

Мы собирали морковь в сосновом бору.

 

1.Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить

словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Огород парк море школа столовая зоопарк

Гря_-ка доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

Кали-ка берё-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

Задания:

а) Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

б) Составить предложения используя данные слова.

 

2.Игра «Шифровальщики».

Цель: Автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия

процессов анализа и синтеза понимание смыслоразличительной функции звука и

буквы обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах - один в роли шифровальщика, другой отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут

попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадывать слова, но и выбрать из каждой

группы лишнее слово.

Например:

а) Аалтрек. лажок, раукжк, зоонкв (тарелка ,ложка, кружка звонок)

б) Оарз, страа, енкл, роамкш (роза, астра, клён,ромашка).

 

3.Игра «Клички»

Цель: Формирование процесса словоизменения и словообразования,

закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание

собственных имён

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов.

Шар, Стрела, Орёл, Рыжий, Звезда

Составить предложения:

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК,РЫЖИК,ЗВЕЗДОЧКА

 

4.Замена

Детям очень нравятся такие задания, как:

-Заменить словосочетания, одним словом.

-промежуток времени в 60 минут.

-военнослужащий, стоящий на посту

-ребёнок, любящий сладкое

-Очень смешной фильм.

.

5.Закончи предложения.

У Ромы и Жоры есть----

Однажды они пошли----

Вдруг из кустов---

Потом дети долго вспоминали как—

 

6.Составить рассказ по опорным словам

Зима снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой

учитель должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед

детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать

нужные записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый

ученик класса.

Если у доски работает небольшое количество учащихся то все остальные

должны выполнять роли контролёров, судей, учителей, консультантов и т.д.

 

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места

в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке

каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности –

исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре

следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную

сторону, характер управления игрой.

С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной

связи, как сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и кружок

красного цвета с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это

служит средством активации детей в игре.

Большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также

повышает активность детей в процессе математики. На каждом уроке необходимо

создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить

себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию

познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал.

 

7.«Найдите слог с нужной гласной»

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части,например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндари-ны — мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5—10 слов).

Кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте, тот победил.

 

8.«Орфографическое лото»

Цель: повторить словарные слова.

Заготавливаются карточки со словами,в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.

«Словарные слова»

Цель: активизировать знания детей о словарных словах.

-Ребята, после окончания физкультминутки вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян.

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, на ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали! Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках засеяно густо,

ОГОРБУЗ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

 

9.«Родственные слова»

Цель: закрепить знания о родственных словах.

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

 

10.«Приставка»

Цель: закрепить полученные знания о приставках.

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

 

11.«Суффикс»

Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.

На доске написаны слова:

Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.

Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

 

12.«Однокоренные слова»

Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.

Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.

«Эхо»

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если было задано на дом, познакомиться с понятием тембра голоса, то уместно будет проверить задание, поиграв в конкурс пародистов.

 

13.«Конкурс пародистов»

Цель игры: отработка умения менять тембр голоса.

Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнесите фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.

Фраза

Тембр

Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!

Зачем пришел, молодец?

Дела пытаешь аль от дела лытаешь?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Корову заведем, молоко пить будем.

Старческий, зловещий, хриплый, низкий

Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый

Ласковый, нежный, мурлыкающий

 

14.«Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

С помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова 1са1орос1шт, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского сатша — рубаха, турецкие каблук (а - у) от арабского 1саЬ — пятка, камыш (а — ы) — «тростник»: русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-, коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг (а). Побеждают те (команда или ученик, кто нашел больше слов и правильно их написал.

 

Таким образом игру можно использовать на всех уроках.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×