Игра по станциям "Осень-чудная пора" | Захарова Людмила Борисовна. Работа №299664
Автор: Захарова Людмила Борисовна
Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамотном использовании возможностей игровых методик в воспитательном и образовательном процессе можно добиться очень высокой эффективности результатов. Это обусловлено прежде всего тем, что игра – вид деятельности, способный не только развивать отдельные способности человека, но и выявлять и приумножать креативные возможности человека в целом. Игра позволяет «прожить» многие социальные ситуации, служит средством сплочения коллектива, механизмом распределения статусов и ролей.
Игра по станциям – это не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность.
с углубленным изучением отдельных предметов
Ленинградская область г.Гатчина
Учитель начальных классов высшей категории – Захарова Людмила Борисовна
Игра по станциям
Понятие игра воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамотном использовании возможностей игровых методик в воспитательном и образовательном процессе можно добиться очень высокой эффективности результатов. Это обусловлено прежде всего тем, что игра – вид деятельности, способный не только развивать отдельные способности человека, но и выявлять и приумножать креативные возможности человека в целом. Игра позволяет прожить многие социальные ситуации, служит средством сплочения коллектива, механизмом распределения статусов и ролей.
Игра по станциям – это не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность.
В нашей школе стало уже традицией проведение в конце первой четверти тематической недели Золотую осень в гости просим! В школе проходит выставка поделок из природных материалов, конкурс чтецов стихов об осени, а завершается неделя игрой по станциям Осень – чудная пора. Ребята ждут этого дня и с удовольствием совершают путешествие, выполняя разные задания.
Предлагаю вашему вниманию вариант игры по станциям для учащихся начальной школы.
Цели игры:
Обобщить знания детей об осенних явлениях в природе.
Развивать художественные способности, творческую активность детей, кругозор.
Воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность.
Формировать чувство командной взаимовыручки.
Игра начинается с общего сбора, на котором каждый класс получает маршрутный лист, где указана схема маршрута и названия станций.
На каждую станцию отводится 5-7 минут.
Продолжительность игры – 1 час.
ИГРА ПО СТАНЦИЯМ
ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА
В зал сегодня вы пришли,
Чтобы конкурс провести.
Восемь команд есть у нас,
Пусть покажут высший класс-
Навык, смелость и сноровку
Да свою физподготовку.
Мы начинаем нашу игру Осень – чудная пора. Каждая команда пройдет испытания, побывав на разных станциях. Капитаны классов, получите маршрутные листы.
Станции:
Лесные загадки
Хозяюшка
Кляксография
Узелки
Осенняя мозаика
Грибное лукошко
Спортивная
Шифровальщики
Запоминайка
Хозяюшка
Однажды хозяйка с базара пришла,
Хозяйка с собой овощей принесла.
Салат вкусным получится,
Если над ним долго мучиться.
Резать, мешать, заправлять
И умело на стол подавать.
Отгадайте загадки:
Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается. (гриб)
Воду пьет – себя торопит,
И растет, и листья копит,
Набирает вес кубышка,
В середине – кочерыжка. (капуста)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (лук)
Хотя я сахарной зовусь.
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я -… (свекла)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен. (морковь)
Составьте, используя дары осени, обед.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус –
Замечательный …. (арбуз)
Осень начинается ещё в августе, когда начинают желтеть листики берёзы, зреют арбузы на бахчах. Откуда пришло к нам слово арбуз?
ИСТОРИЯ АРБУЗА
К концу лета на бахчах около Черного моря поспевает огромная ягода. Да , не удивляйтесь, арбуз – это ягода. Слово арбуз проделало большой путь из древних тюркских языков южных народов. Там оно означало влагу, жидкость.
У других южных народов слово арбуз переводится весело – ослиный огурец.Наверное ,когда-то арбузы, конечно не такие сладкие и вкусные были пищей для животных. Возможно – самым любимым лакомством ослов.
Зелёные шары дикорастущих арбузов, размером с теннисный мяч, и сейчас можно встретить в южноафриканской пустыне Калахари. Здесь наполненный живительной влагой плод звали господином пустыни
ИСТОРИЯ КАРТОШКИ
Картошка для нас – очень привычный и незаменимый овощ.
Кто любит картофель варёный, жареный, печёный? Но мы совсем забыли, что этот овощ, прежде чем попасть на наш стол, проделал длинный путь.
Это было давным-давно, более четырёхсот лет назад. Два испанских пирата: Франциско Писсаро и Диего Альмаро отправились в Южную Америку, в сказочную, неведомую страну – Перу. Они мечтали овладеть богатствами этой страны.
Много нового и необычного увидели они в Перу. Особенно поразило их то, что всё население питалось какими-то странными корнеплодами. Это были подземные плоды невзрачного на вид растения папа, ныне хорошо знакомого нам картофеля.
Кто скажет, с чьим именем связано появление картофеля в России?
Пётр1 прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства для того, чтобы население занялось разведением картофеля.
Постепенно привезённые из Испании как чудо земляные орехи стали для нас Вторым хлебом. В Испании их назвали тартуфолли, а у нас это название прижилось как картофель. При дворе Петра 1 его выращивали в качестве цветов и пудры для париков, которую делали из картофельного крахмала.
Кляксография
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. Кто это? (осень)
Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла она лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий столетний дуб-богатырь одела в медную кованую броню.
Но осенью часто идет дождь, появляются лужи.
Эти лужи надо высушить. Для этого к данным фигурам нужно
за 1 минуту пририсовать что-то так, чтобы получился другой предмет. Например,
Узелки
У осени каждый день настроение меняется. За три месяца таких узелков навяжет! А мы попробуем распутать узелки, и тогда прочитаем слова и приметы.
Ранняя
Золотаядля 1-2 классов
Поздняя
Появляются опята - лето кончилось.
Много рябины - дождливая осень.для 3-4 классов
Много желудей на дубе - к строгой зиме.
Какие еще приметы осени вы знаете? Как мы узнаем, что осень наступила? (похолодало, день становится короче, желтеют и опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.)
Какие птицы улетают в теплые края? (журавли, соловьи, гуси, ласточки, лебеди)
Какие птицы с нами проводят зиму? (синицы, снегири, воробьи, голуби, клесты)
Приметы сентября:
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Если журавли осенью летят высоко – осень будет продолжительной.
Приметы октября:
Гром в октябре сулит бесснежную зиму.
Появление комаров – к мягкой зиме.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Поздний грибок – поздний снежок.
Приметы ноября:
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрь – месяц слякоти и пороши.
У дуба и осины самый поздний листопад.
В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречается.
Осенняя мозаика
Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Давайте сейчас мы вспомним пословицы о труде. (Начало и конец пословиц написаны на карточках, ребята составляют пословицы и объясняют значение)
1. Кто не работает … (тот не ест.)2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)3. Где труд, там и … (счастье.)4. Делу время, а … (потехе час).5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь.)7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)8. Труд кормит, а … (лень портит.)
Первый месяц осени – сентябрь. Название месяца происходит от латинского септимус, что означает седьмой. В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счёту от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осенью называются бабьим летом.
Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его ещё и вечером года. В это время природа начинает готовиться ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву. Насекомым схорониться в лесную подстилку или забиться в щели. Поспешить с отлетом последним птицам.
Последний месяц осени – ноябрь. Его древнерусское название – грудень, что значило – разъезженный, плохой и замёрзший путь. Небо нередко закрыто тяжёлыми облаками, идёт снег пополам с дождём. Уже все перелётные птицы покинули свои места.
Грибное лукошко
Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы.
1. И на горке, и под горкойПод березкой и под елкойХороводами и врядВ шапках молодцы стоят? (грибы)
2. Я в красной шапочке растуСреди корней осиновыхМеня узнаешь за верстуЗовусь я … (подосиновик)
3. На пенечке, ровно врядВ шапках молодцы стоят. (опята)
4. Стоят желтые сестричкиА зовут все их… (лисички).
5. С белой юбочкой на ножкеВ красной шляпе, весь в сережках.Но красе его не верьСтрашен этот гриб, поверь.(мухомор)
6. Он большой, красивый, статный,С белой ножкой аккуратнойВ боровом растет лесуОсень вкусен он в супу.(боровик)
Разгадайте кроссворд
По вертикали:
У этого гриба шляпка ничем не примечательная, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом. (масленок)
У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми. (сыроежка)
Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем. (лисичка)
Царь грибов. Еще его называют боровиком. (белый)
6.Этот гриб растет у пней. (опенок)
По горизонтали:
5.Этот гриб растет в роще, среди берез. (подберезовик)
Правила сбора грибов
Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
Не бери грибы, которые не знаешь.
Не сбивай ядовитые грибы – они служат лекарством для животных.
Сухие шляпки грибов повесь на ветку дерева – созревшие споры ветер разнесет по лесу.
Шифровальщики
С помощью алфавита прочитайте строчки из стихотворения Ивана Бунина.
2,6,18,7,9,29 8,7,13,20,16,32 18,6,9,30,2,16,11
БЕРЁЗЫ ЖЁЛТОЮ РЕЗЬБОЙ
2,13,6,19,20,33,20 3 13,1,9,21,18,10 4,16,13,21,2,16,11.
БЛЕСТЯТ В ЛАЗУРИ ГОЛУБОЙ.
А теперь зашифруйте последнюю строку.
КАК ВЫШКИ, ЁЛОЧКИ ТЕМНЕЮТ.
(12,1,12 3,29,26,12,10, 7,13,16,25,12.10 20,6,14,15,6,32,20)
Хитрые вопросы:
Какие овощи усатые?( фасоль, горох) У какого овоща есть глазки?(картофель) Какой овощ мешал спать принцессе?(горох)В каком овоще 2 ноты. (фа-соль)У каких зверей детёныши рождаются в листопад (зайцы)У каких деревьев листья краснеют ( клён ,осина, рябина)Кто собирает яблоки спиной (ёж)
Спортивная
Игра "Собери грибы"
2 участникам завязываются глаза. По полу рассыпаются кубики. Под музыку они собирают кубики (грибы) в корзиночки. Кто быстрее?
Игра "Подбери желудь"
Желудь на пол положи,Себя в пляске покажи.Кончит музыка играть,Быстро желудь надо взять.
Игра Гроза
На участников надевается куртка, шарф, берет, в руках - зонтик. Под музыку участники ходят по залу. На сигнал "хлопок" каждый снимает с себя одну вещь и кладёт на то место, где застал его хлопок. Когда участники снимут 2-3 вещи, раздаётся сигнал "Гроза!" Выиграет тот, кто быстрее наденет снятые вещи.
Лесные загадки от Осени
Сосны, ёлки, березы, клены…
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас?
К загадке первой мы идем…
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой…
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают…
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей? (муравья)
Удивительный портной:
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет…
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? Их не перечесть! (ежик)
Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придется,
Пусть мухам на гибель
В лесу остается! (мухомор)
Может быть, вы поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята? (белка)
Не удержались в сите
Сверкающие нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучу к полю. (дождь)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее беда:
Она их главная еда. (трава)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (лист)
Над рекой и над долинойПовисла белая холстина. (туман)
Летит, рычит,Ветки ломает,Пыль поднимает.Слышишь его, а не видишь его. (ветер)
Средь темна лесаКрасна девица стоит.(рябина)
Какие осенние загадки вы знаете?
Игра "Улетели птицы"
Ведущий читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.
Улетели птицы:Голуби, куницы.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Мухи и стрижи.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Чибисы, чижи,Галки и стрижи,Комары, кукушки.
Улетели птицы:Голуби, синицы, Галки и стрижиЧибисы, ежи.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижи,Чибисы, чижи, Аисты, кукушки,Лебеди и уткиИ спасибо шутке.
Запоминайка
Рассмотрите внимательно в течение 10 секунд рисунки. Запомните их расположение, форму, детали. (Молча, ведущий показывает рисунки)
Закройте рисунки и ответьте на вопросы:
Сколько грибов на картинке?
Сколько овощей на последней картинке?
Кто сидит на грибочке?
С кем гуляет Бараш?
Какого цвета зонтик у Бараша?
Сколько зеленых овощей?
Под чем прячется червячок, который сидит на грибочке?
Был ли на Бараше шарф?
Какой овощ нарисован оранжевой краской?
Сколько листиков на зонтике Бараша?
У вас хорошая память, наверное, вы знаете стихи об осени.
Чтение детьми стихотворений.
Заканчивается игра общим сбором, на котором подводятся итоги и награждаются активные участники недели.
Л
Д
О
---
О
Д
Ж
Р
Н
Я
А
Н
Я
О
М
Н
О
Г
Р
Я
Б
И
Н
Ы
И
В
А
Я
Н
С
Е
Ь