Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми» ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Камкова Татьяна Сергеевна

Федеральное  государственное общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»

 

 

 

 

 

 

«Игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми».

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

классный руководитель

9-«Б» класса

Камкова Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

Москва-2011

 

Методическая разработка

 

 

«Игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми».

 

1.  Введение

Глава I.   Представление о межличностном общении

1.1.Актуальность.

1.2. Особенности развития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.

1.3. Динамика мотивов общения.

        1.4. Признаки подростковых групп общения.

1.5. Классификация И.В. Страхова.

        Глава II. Игротерапия как средство психотерапевтического воздействия.

        2.1. Понятие, сущность игротерапии.

2.2.Особенности организации и проведения групповой игротерапии.

2.3.Комплекс игр, направленных на развитие межличностных отношений старших подростков.

2. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность. Большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками. Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества.

 Главной их потребностью становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга. Одиночество для них невыносимо, оно или тяжело переживется и влияет на дальнейшее формирование личности, таких качеств как замкнутость, стеснительность, отрешённость. Такому человеку тяжело самоутвердиться и найти своё место в обществе. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать.

На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые проявляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер.

1.2.Особенности развития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.

Отрочество – период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Это кажущееся простым определение содержит проблему, особенно если речь заходит о конечной точке отрочества, то есть старшего подросткового возраста.

У  подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности.

Хотя учение и остаётся главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно-полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения.

На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.

 Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу.

По мнению А.В. Мудрика, в группе подростков, как правило, складываются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения между ее членами. Они объективно проявляются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей в группе.

Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуации, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, - это ситуация, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредотачивается вокруг процессов учения и поведения - лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности - наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная», «особенная».

Сущность внешкольного общения подростков можно определить как процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми, при их межличностном контакте, влияющий на сознание и поведение подростков и происходящий в различных группах и коллективах вне школы.

Л.Д. Гонеев выделяет следующие признаки подростковых групп общения:

- они разновозрастны и разнообразны по социальному составу;

- формируются в основном по признаку места жительства;

- в них довольно высокий уровень интенсивности общения;

- невелики по количественному составу (5-10 человек) и относительно стабильны.

Общение не может происходить без отношений к ценностям, по поводу которых происходит волевой, мотивационный обмен информацией и психологическое взаимоотношение индивидов, т.е. без предмета общения.

Содержание группового общения и его направленность, определяемые предметом общения, имеют большую воспитательную силу, оказывают влияние на развитие личности подростков иногда более сильное, чем целенаправленное воспитательное воздействие. Через призму группового общения идет восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Воспитательный эффект группового общения определяется тем, как представлено в этом общении социальное, нравственное начало, насколько сильны его позиции в тех или иных компаниях по досугу. Эти компании имеют свой нравственно-психологический климат, свои ценностные ориентации, тон и общая направленность которых обычно задаются лидером или группой лидеров.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и, во что бы то ни стало, стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Отношения со сверстниками у подростка сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Подростку свойственно стремиться к общим делам со сверстниками, он хочет жить коллективной жизнью, быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Если же отношения со сверстниками не ладятся, если близких товарищей нет или если вдруг распалась дружба – это порождает тяжелые переживания, расцениваются буквально как личная драма. Даже временные неурядицы в отношениях со сверстниками переживаются остро. Одиночество не выносимо для подростка.

Подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, стараются изменить их к лучшему, стремятся завоевать симпатию и уважение товарищей, пытаются занять заметное положение.

Благополучие в товарищеских и дружеских отношениях исключительно важно для самого подростка - его внутреннего состояния, его настроения, ощущения им полноты жизни, его душевного равновесия. Имея друзей, подростки легче справляются со своими трудностями. Найти друга не малая удача для ребят этого возраста. Настоящая дружба может сохраниться, мы знаем, на всю жизнь.

Развитие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу: высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, доказывают, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Подростки то и дело занимаются выяснением отношений, потому что-либо один, либо другой совершают поступки, которые не нравятся товарищу или обижают его. Если оба заинтересованы в том, чтобы сохранить отношения, они становятся и остаются открытыми к замечаниям и пожеланиям товарища.

Подросток критически относится к дружбе, предъявляет к ней определенные требования. О дружбе подростков нельзя сказать, что она строится на основе неосознанного, эмоционального влечения, тяготения друг к другу. Подросток (особенно старший) отдает себе отчет в том, чего он хочет от дружбы и каким он хочет видеть своего друга. В этом смысле дружба в подростковом возрасте носит более рассудочный характер, чем в младшем школьном возрасте.

Требования подростков к дружбе в обобщенном виде сводятся к следующему. (Классификация И.В. Страхова.)

1. Верность, постоянство, неразлучность друзей. «Если друг - то навсегда». «Не признаю кратковременной дружбы. Если короткая - значит, это была не дружба». «Друзья неразлучны. Разлука может быть в пространстве, но сердцем и тогда друзья неразлучны». «Самое главное для друга - быть верным другом».

2. Откровенность, взаимное доверие и понимание, чуткость и отзывчивость. «Хочется иметь друга хорошего, а главное - чтобы он понимал меня». «Другу открываешь все душевные переживания, все тайны, даже те, в которые нельзя посвятить другого». «Друг - это твоя вторая половина: говорить ему - это все равно, что говорить себе. Но и он должен быть до конца откровенным». «Нечуткий друг - то не друг, и даже не товарищ».

3. Наличие совместных интересов, совместной деятельности, единство целей и стремлений. «Вместе учиться, отдыхать, читать, ходить в кино, на каток, на футбол - иначе какая же это дружба?» «Самое приятное в дружбе - это полное совпадение вкусов. Чем интересуется один - тем интересуется и другой, что любит один — то любит и другой». «Вместе с Федей мы наметили себе путь в жизни: кончим школу, поработаем на заводе, а потом поступим в энергетический институт. Как приятно идти к далекой цели рука об руку!»

4. Требование взаимной помощи, готовности выручить друг друга в затруднительном положении. «Сам погибай, а друга выручай — это, по-моему, основном, принцип дружбы». «Взаимная помощь, без просьб (сам должен понимать, когда друг нуждается в помощи), постоянная готовность помочь — вот что я хочу от друга, я к этому всегда готов». Таковы высказывания подростков. Таким образом, подростки предъявляют друг другу множество требований.

Для сближения ребят важно сходство интересов и любимых занятий. Очень сближают ребят разговоры, а в общении близких они занимают исключительно большое место: пронизывают различные занятия, сопровождают прогулки.

От друга ждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и хранить тайну. Общение, в котором один открывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. Старшие подростки чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность, сердечность, умение не разболтать важное для одного или обоих. Если этого нет, дружбу лихорадит, она разрушается. Очень ценится великодушие, отходчивость, умение простить товарищу необдуманный поступок или промахи. Эти качества цементируют дружеские отношения.

Одна из серьезнейших проблем подросткового возраста - одиночество. Одна девочка-подросток определила это так: «Я по-настоящему одинока. Мои родители работают и редко бывают дома. Брат старше меня на шесть лет, поэтому у нас очень мало общего. Если бы у меня не было подруг, мне было бы просто не с кем поговорить». «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают свое состояние. Когда молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, — они склонны считать это одиночеством.

Таким образом, отношения подростка к своим сверстникам сложно и многообразно. Эти отношения уже заметно различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи и друг. Чем старше подросток, тем больше появляется требований к его личности. Различие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу, т.е. высказывают претензии, объясняют причины и высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всём посоветоваться, у которого можно найти помощь и поддержку.

У многих друзей – подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее, задачи самовоспитания и самообразования. С возрастом всё важнее становится «родство души» - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, стремлений, точек зрений по важным вопросам.

Глава 2.  Игротерапия как средство психотерапевтического воздействия.

2.1. Понятие, сущность игротерапии.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых эти понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

 Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

Значительный вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков внес А.И. Захаров. Он разработал показания и клинико-психологические критерии формирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединения семейной и групповой терапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть. В организации терапевтического процесса А.И. Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.

1. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной.

Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит — автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, как бы говоря ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова».

2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.

Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы.

3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

В этой связи представляется необходимым подчеркнуть различие между понятиями: «обучающая функция игры» и «обучающие (развивающе-направленные) игры». Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-то определенных целей. И научение, т.е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры

А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии: игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения; выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента; руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей; спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации; соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей; направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.

Таким образом, игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Именно в игре ребёнок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды, а, значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребёнка с миром.

2.2. Особенности организации и проведения групповой игротерапии.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:

- ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;

- явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

- ускоренное сексуальное развитие;

- крайняя агрессивность;

- актуальное стрессовое состояние.

Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

Групповая  игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания ;не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.

Хотя групповая игровая терапия возникла с появлением игровой терапии как таковой, использовалась она весьма ограниченно.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Затем дети естественным образом переносят эти способы взаимодействия со сверстниками непосредственно за пределы группы. В отличие от других подходов в групповом консультировании, в групповой игровой терапии не существует групповых целей, а групповая сплоченность не является необходимой составляющей группового процесса. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

Большое значение для успеха работы коррекционной группы имеет также состав группы, представляющий собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор. Подбор кандидатов в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными нарушениями, что обеспечивало бы возможность идентификации с альтернативными образцами поведения.

Каждый ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, без угроз и насмешек, неуспеха и отвержения.

Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превышать 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков, и девочек).

Деятельность игротерапевта направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальной единицы.

Цели групповой терапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом. В противном случае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной деятельностью.

Групповая игротерапия призвана помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым; в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля; выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений; развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.

2.3.Комплекс игр, направленных на развитие межличностных отношений старших подростков.

Здравствуй. Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса. При отсутствии мяча приемлимы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Игротерапевт ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! как тебя зовут?». Далее он дает инструкции о: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, помай его взгляд, перекинь ему мячик со словами, поздоровайся».

Самый рассеянный. Игротерепевт показывает участникам игры какой-либо предмет, например, ластик, и просит всех выйти на минуту из комнаты. Оставшись один, иготерапевт кладет ластик в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при достаточно внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить его на перекладину между ножками стола, в горшочек цветка и т.д. Когда участники игры по приглашению игротерапевта возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик. Увидев его, играющий сейчас же садится, перед этим тихо на ушко, сообщив игротерапевту о находке. Самый последний рассеянный исполняет какое-либо шуточное поручение.

Рассказ охотника. Первый участник начинает рассказ охотника и в любой момент может прервать свой рассказ и попросить другого продолжить и так до последнего участника. Задача игротерапевта – постараться отслеживать динамику, чтобы рассказ получился интересным.

Правда или ложь. Для игры нужно три добровольца. Один из них станет кладоискателем: он будет с завязанными глазами искать монету, которую двое других ребят, договорившись между собой, положат на пол на расстоянии двух метров от кладоискателя. Эти двое ребят исполняют роли доброго и злого ангелов.

Добрый – сообщая кладоискателю, куда нужно идти, говорит правду, а злой – отправляет кладоискателя в ложном направлении. Однако кладоискатель не знает о том, кто добрый, а кто злой.

Наблюдения за движениями. Игротерапевт раздает каждому участнику по карточке, на которой написано имя одного из участников группы. Никто, кроме него, не должен знать имени, которое там написано. На счет «раз» участник начинает незаметно наблюдать за тем человеком, чье имя написано на карточке, так, чтобы тот не догадался. При этом, не переставая вести наблюдения, каждый время от времени (только не очень часто) делает два каких-либо выражения. Например, качает головой, потирает руки и т.д. Когда игротерапевт говорит «два» (скажем через три минуты), участникам нужно будет ответить на вопросы, кто наблюдал за ними и какие и какие два движения делал человек, за которым они наблюдали.

День рождения. Доброволец должен представить, что у него сегодня день рождения. К нему собираются в гости члены группы. Он надеется, что каждый из них принесет какой-то подарок и хорошее настроение. Пространство группы преобразуется в пространство комнаты или квартиры, у дверей которой доброволец-именинник и встречает своих гостей. Условием «входа» в эту воображаемую квартиру является произнесение поздравления имениннику и мотивированное вручение ему некоторого (воображаемого, конечно) подарка.

Заключение.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Таким образом, игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. В частности групповая игротерапия призвана: помочь ребёнку осознать своё реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, уменьшить беспокойство и повысить уровень коммуникативных умений. Успех игротерапии будет зависеть от правильно подобранного состава группы (численность, возраст участников), создания оптимальных условий (игровая комната должна соответствовать требованиям коррекционных игр) и наличия необходимых средств, материалов.

Использованная литература:

1. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1988. - 345 с.

2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. - 2002. - № 7. - С. 29 - 43.

3. 7. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Правда, 1986. - 448 с.

4. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 15; № 4.- С. 18-23.

5. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 370 с.

6. . Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1985. - Т.10. - 510 с.

 

8. . Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с.

Пожалуйста, подождите.
x
×