"Игра-путешествие в страну времени" для детей подготовительной группы | Озол Татьяна Михайловна. Работа №275364
Автор: Озол Татьяна Михайловна
«Путешествие в страну времени»
Цель:
Формирование представлений о времени
Задачи:
1. Систематизировать понятие «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
2. Активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, механические, огненные часы, механизм).
3. Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, творчество детей через составление продолжения сказки, по пословице.
4. Воспитывать у детей такие качества личности как организованность, целенаправленность, уважение к труду взрослых.
Оформление и наглядные пособия:
Игра проводится в групповой комнате. Интерьер: мини-музей «Город часов», где выставлены настенные, настольные, наручные часы 1950-2010 года выпуска. Мультимедиа, фрагмент мультипликационного фильма «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, музыкальное сопровождение: «Тик-так», «Бьют часы на старой башне», дидактический материал для игры «Виды часов», фишки
2-х цветов, сигнальные флажки 2-х цветов, для перевоплощения педагога в образ часовщика: нарукавники, фартук, лупа, ширма, Петрушка
_________________________________________________
663605, Россия, Красноярский край, г.Канск, ул. Н.Буды, д.26/1,
тел. (39161)3-23-05
ИНН 2450013074 КПП 245001001 ОГРН 1022401360497
ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
ВРЕМЕНИ
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель
Татьяна Михайловна ОЗОЛ
г.Канск
Путешествие в страну времени
Цель:
Формирование представлений о времени
Задачи:
Систематизировать понятие время через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
Активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, механические, огненные часы, механизм).
Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, творчество детей через составление продолжения сказки, по пословице.
Воспитывать у детей такие качества личности как организованность, целенаправленность, уважение к труду взрослых.
Оформление и наглядные пособия:
Игра проводится в групповой комнате. Интерьер: мини-музей Город часов, где выставлены настенные, настольные, наручные часы 1950-2010 года выпуска. Мультимедиа, фрагмент мультипликационного фильма Сказка о потерянном времени Е. Шварца, музыкальное сопровождение: Тик-так, Бьют часы на старой башне, дидактический материал для игры Виды часов, фишки
2-х цветов, сигнальные флажки 2-х цветов, для перевоплощения педагога в образ часовщика: нарукавники, фартук, лупа, ширма, Петрушка
Примечание:
Игра-путешествие проводилась для педагогов города Канска в День открытых дверей в рамках 30-летнего юбилея со дня открытия ДОУ.
Ход игры:
Слышен плач Петрушки (из-за ширмы)
Воспитатель:
Да это же Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смеешься, а сейчас плачешь?
Петрушка:
В том – то и дело, что я сегодня хотел попасть в детский сад на праздник, но пока собирался, праздник закончился. Я же на улицу смотрел, солнце светило. Подумал, что еще рано. А вышло, что опоздал. Но ведь солнце же светило. Светило, светило и подвело.
Воспитатель:
Подожди, Петрушка, не плачь. Давай разберёмся. Ребята, как вы думаете, почему он опоздал на праздник?
Дети:
Петрушка не умеет время по солнцу определять.
Петрушка:
А разве можно время определять по солнцу?
Воспитатель:
Ребята, давайте отправимся вместе с Петрушкой в путешествие по стране Времени и поможем ему узнать, что помогает человеку определять время и как определить время по солнцу. А для этого необходимо произнести волшебные слова Покружились, покружились и в стране Времени очутились.
Дети выполняют движения и произносят слова под музыку. В это время воспитатель перевоплощается в часовщика.
Часовщик:
Здравствуйте, ребята! Вы пожаловали в страну Времени. Что вас сюда привело?
Дети:
Мы хотим научить Петрушку время по солнцу определять.
Часовщик:
Ну что же, я помогу вам узнать, как по солнцу можно определять время, для этого отгадайте мои загадки.
Небо вдруг порозовело,
Тихо, тихо и не смело
Солнце красное лучом
Что открыло, как ключом?
(Утро)
Солнце яркое осветило,
Землю всю позолотило.
Он сияет и блестит,
Нам лениться не велит.
(День)
Отдыхает, и будто
Легким синим покрывалом
Он всю землю укрывает.
Это время очень точно
Сумерками называют.
(Вечер)
Солнце за гору садится,
Звезды зажигаются.
На траву роса ложиться,
Темень надвигается.
(Ночь)
Часовщик:
Дети, вы обратили внимание на то, что солнце бывает разное в разное время суток. А что можно сказать о солнце, которое всё позолотило? Какое оно? Почему его так называют люди?
(Дидактическое упражнение Подбери словечко)
Дети:
Яркое, лучистое, желтое, золотое, теплое, доброе, блестящее, искристое, оранжевое.
Петрушка:
А как точнее узнать время по солнцу?
Часовщик:
Дети, подумайте, как точнее по солнцу можно определить время?
Дети:
По часам! По солнечным часам!
Петрушка:
Интересно! А я никогда не видел солнечные часы.
Часовщик:
Тогда предлагаю вам отправиться в город Часов.
Дети удобно рассаживаются на ковре, начинается презентация
Город часов
Часовщик:
(слайд Солнечные часы)
Однажды человек заметил, что его тень не стоит на месте, а движется вместе с солнцем. Подумал человек, вкопал столб в землю, а вокруг начертил круг, разделил его на равные части. Так были изобретены первые часы. Как вы думаете, как они называются? (Ответы детей)
Часовщик:
Но недолго человек пользовался солнечными часами. Как вы думаете, почему?
Дети:
Ночью солнца нет. Когда солнце за тучи прячется, нет тени. Нужно постоянно подбегать к часам.
Часовщик:
(слайд Водяные часы)
Решил человек придумать другие часы. Капля за каплей, капля за каплей. Вода из одного сосуда переливается в другой. О каких часах я говорю?
Дети:
О водяных.
Часовщик:
Как могли работать эти часы?
(Рассказ детей об устройстве водяных часов с их точки зрения с опорой на картинку)
Часовщик:
Дети, могут ли водяные часы работать ночью, в пасмурную погоду? Зимой? Давайте поразмышляем.
Дети:
Ночью, конечно, могут, но, если закончится вода некому ее налить. Зимой вода станет твердая как камень, литься не сможет, превратится в лед.
Часовщик:
(слайд Песочные часы)
Течет время и в этих часах. Что это за часы?
Дети:
Песочные
Часовщик:
Рассмотрите картинку, расскажите, как устроены песочные часы?
Дети:
В песочных часах песок пересыпается из одной половинки в другую.
Часовщик:
Человек изобрел песочные часы давным-давно, а пользуется ли он ими в наши дни и где?
Дети:
В больнице, в бассейне, когда хозяйка яйцо варит, бывают песочные часы на 1 минуту, на 2 минуты, на 5 минут.
Часовщик:
(слайд Свеча)
Свеча, а причем здесь свеча, ведь речь идет о часах?
Дети:
Это, наверное, тоже часы. С помощью свечи можно время измерять. На свечу наносят метки. Одна метка – один час. Горит свеча - идет время.
Часовщик:
А как такие часы можно назвать?
Дети:
Огненные, пламенные.
Часовщик:
Удобно ли пользоваться такими часами?
Дети:
Неудобно, их нельзя положить в карман. Ветер пламя задует. Может случиться пожар.
Часовщик:
(слайд Часовой механизм)
Стали люди думать над тем, как бы создать такие часы, которые показывали бы время и зимой, и летом, и ночью и днем, в жару и в холод. И придумал человек другие часы.
Часовщик:
Дети, вы догадались, какие он придумал часы?
Дети:
Механические
Часовщик:
Из каких деталей может быть сложен часовой механизм?
Дети:
Из винтиков, колесиков, гаек, пружинок, стрелок
Музыкально-ритмический танец-игра Сломанные часы
Часовщик:
Дети, представьте себе, что вы – часовой механизм.
Я буду произносить фразу, а вы должны ее показать, выразить мимикой, жестами, танцевальными движениями.
Рассыпьтесь по группе как детали механизма.
Покажите, как ходят часы.
Рассыпались детали, сломались стрелки.
Ремонтируем часы.
Пошли часы.
Покажите шесть часов, двенадцать часов.
Часовщик:
Человек придумал много видов механических часов. Некоторые из них изображены на карточках, которые у вас на столах. Попробуйте сгруппировать их, дать название каждой группе. Чья команда быстрее и правильнее справится с заданием? Разделиться на команды нам помогут фишки, найти стол, за которым будете выполнять задание, вам помогут сигнальные флажки.
(После выполнения задания подводятся итоги игры,
дети садятся на стульчики)
Часовщик:
Дети, мы не говорили с вами о самых главных часах. Может вы знаете о каких?
Дети:
О Московских Курантах.
Часовщик:
А где они расположены?
Дети:
На Спасской башне Кремля в Москве
Часовщик:
Каждый день начинается и заканчивается боем Курантов. Торжественный бой Курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.
А вот и главные часы -
Куранты башни Спасской
Огромный жернов для красы
Окрашен синей красой
Мы все дивимся в наши дни
Часами башни Спасской
А нашим прадедом они
Казались чудом, сказкой.
Часовщик:
Ну вот, Петрушка, мы постарались рассказать тебе, как по солнцу время определять и познакомились с историей возникновения часов. Я хочу всем вам сделать подарок, но что в моем волшебном сундучке, вы должны отгадать, задавая мне вопросы, а я буду отвечать да или нет до тех пор, пока не догадаетесь, что в сундучке. Может ли предмет в сундучке одновременно быть неживым и уметь петь?
Игра Что в волшебном сундучке?
Часовщик:
Молодцы, это действительно – БУДИЛЬНИК. А что было бы, если бы не было этого помощника у людей? А как в будущем люди будут измерять время?
(Решение проблемной ситуации детьми)
Часовщик:
Вспомните пословицы о времени, которые вам известны.
Дети:
Делу время – потехе час.
Кто рано встает – тому Бог дает.
Хуже нет – чем ждать и догонять.
Поспешишь – людей насмешишь.
Не спеши языком – торопись делом.
Сделай дело - гуляй смело.
Часовщик:
Я не зря предложил вспомнить пословицы. Предлагаю вспомнить прочитанное нами заранее произведение Евгения Шварца Сказка о потерянном времени, посмотрев фрагмент из мультфильма по этой сказке и сказать, какая из этих пословиц больше подходит к героям этой сказки? Почему вы так думаете?
(Просмотр фрагмента мультфильма,
беседа по поставленному перед детьми вопросу)
Часовщик:
Давайте попробуем сочинить продолжение этой сказки от пословицы Поспешишь – людей насмешишь.
(Ответы детей)
Часовщик:
Часовщик:
И еще предлагаю поиграть в игру Виды часов. Возьмите фишку любого цвета, разделитесь на команды, сигнальные флажки помогут определить стол, за которым вы будете работать. Задача: определите виды часов. (Дети выполняют и анализируют выполнение задания каждой группой)
Думаю, что ваш Петрушка научился сегодня не только определять время, но и беречь его. А теперь вам пора вернуться в детский сад. Произнесите волшебные слова: Покружились, покружились, и в садике очутились.
Петрушка:
Спасибо вам ребята за то, что вы взяли меня в путешествие по стране Времени.
Воспитатель:
Дети, что же вы пожелаете Петрушке на прощание?
Дети:
Петрушка, береги время.
Пользуйся часами.
Не опаздывай.
Сделал дело – гуляй смело!
HYPER13PAGE HYPER15
2