Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игра в ансамбле, его влияние на музыкальное развитие | Мой кабинет. Работа №346867

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Опыт практической работы показывает: чем раньше учащиеся начинают заниматься этой формой деятельности - игрой в ансамбле, - тем раньше для них раскрываются возможности творческого и музыкального развития. Игра в ансамбле - это прекрасное средство развития эмоциональности, мышления, внимания, усидчивости, творческих способностей.

МБОУ ДО "БУГУЛЬМИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2" РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

 

 

Игра в ансамбле, его влияние на музыкальное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Шавельева Ж.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бугульма 2024

Опыт практической работы показывает: чем раньше учащиеся начинают заниматься этой формой деятельности - игрой в ансамбле, - тем раньше для них раскрываются возможности творческого и музыкального развития. Ведь игра в ансамбле - вид музыкальной деятельности, который развивает основные компоненты музыкальности: музыкально-ритмический, звуковысотный, тембровый, ладогармонический слух, чувство темпа, музыкальная форма.

Игра в ансамбле - это прекрасное средство развития эмоциональности, мышления, внимания, усидчивости, творческих способностей.

Программа музыкальных школ предусматривает введение предмета «ансамбль» с 3 класса, когда учащиеся приобретают основные технические навыки. Но практика показывает, что учиться играть в ансамбле необходимо с первого года обучения, с «первых шагов», с донотного - игрового периода. Когда происходит знакомство с продолжительностью звука, когда мы уделяем огромное внимание подбору по слуху, сочиняем, еще не зная нотной грамоты. Именно в этот период происходит знакомство с ансамблем. Любые подобранные на слух попевки или детские сочинения обязательно на уроке будут оформлены моим аккомпанементом. Часто на уроках ввожу элемент импровизации на данный аккомпанемент. Это могут быть простейшие ритмические этюды, в которых учащиеся выделяют лишь сильные доли с использованием главных ступеней. То есть во всех творческих заданиях начального периода присутствует элемент ансамбля. Хотя учащиеся пока выполняют лишь солирующую партию, но уже появляется потребность слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер, а вернее - общее звучание обеих партий. Малышам нравятся такие исполнения. Ведь мой аккомпанемент создает ритмическую основу, насыщает мелодию звуковыми красками, отчего простенькая мелодия становится ярче и выразительнее. Хорошо известно, что заинтересованность облегчает и стимулирует развитие. Радость, которую доставляет игра в ансамбле, положительно действует на общее развитие детей. А ведь именно в начальный период закладывается «основной фундамент» развития внутреннего слуха, восприятия ритмического чувства, внимания слушать и воспринимать музыку.

Начиная с 3 класса, учащиеся занимаются фортепианным ансамблем парами. Так как вхождение в музыку, возможности выразить себя в ней эффективны только в коллективе. Дети включены в общую игру, в которой они способны освоить больше и глубже, нежели на индивидуальных занятиях. И чем разнообразнее встречаются дети у инструмента по характеру, по возрасту, по уровню музыкального развития, тем больше возможности взаимообмена. Дети учатся не только у меня, но и друг у друга. Не следует забывать, что со стороны ребенок лучше и легче улавливает, видит, понимает. А желание не отстать, опередить открывает зачастую дополнительные, скрытые для меня, резервы.

Игра в ансамбле развивает у учащихся важные исполнительские навыки. Казалось бы, самая простая вещь - начать играть вместе. Однако точно, синхронно взять и снять звуки не так легко: это требует тренировки, ощущения музыкального дыхания, безупречного единого ритма. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, характер произведения.

В процессе классной работы большое внимание уделяем чтению нот с листа, что крайне необходимо для дальнейшей практической работы. При чтении нотного текста не допускаются отступления от желательного темпа, нарушение ритма. Известно, что навыки чтения с листа лучше всего развиваются при игре в ансамбле. Ученик в этом случае поставлен в такие условия, что он вынужден подчиняться заданному партнером темпу, продолжать играть хотя бы одной рукой, ловить партнера на ходу. Тем самым обостряется внимание, воля учащихся, и неожиданно им удается то, что казалось невозможным при чтении в одиночку. Умение учащихся самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения музыкального кругозора. Материалом для чтения использую произведения различных переложений - популярных песен, танцевальной музыки, не включенных в программу специальных классов.

Разнообразие жанров в ансамбле позволяет ознакомить детей с джазовой музыкой, с танцевальной музыкой татарских композиторов, с фрагментами из симфоний, опер, балетных спектаклей. Такой репертуар готовит детей к восприятию этих произведений в концертных залах. Тем самым расширяется детский кругозор.

Играя в ансамбле, у учащихся развивается качество слушать не только себя, но и партнера, активизируются фантазия, творческое начало, повышается чувство ответственности. Ведь исполняя в дуэте - игра исключает остановки и исправления. Тем самым мобилизируется внимание. Что помогает избежать их (остановок и исправлений) в сольном выступлении. В условия совместных занятий возникают благоприятные возможности для исправлений не только общих, но и индивидуальных погрешностей исполнения.

Работа над изучением фортепианных ансамблей проходит в 3 этапа.

1 этап. Разбор. Углубление в характер музыкального произведения. Достижение нужной выразительности в интонировании голосов, в ритмике, в динамике.

2 этап. Охват произведения в целом. «Собрать» воедино отдельные разделы. Стараюсь научить детей рассматривать музыку как живую речь, как своеобразный язык, неоценимый, прежде всего, в качестве проводника мыслей и чувств. Добиваюсь, чтобы музыкальное исполнение стало рассказом, в котором все звенья находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. На этом этапе изучения обязательно слушаем произведения в записях - желательно симфонического исполнения. Ведь ансамбль - это звучание целого оркестра, а осознать и услышать это за фортепиано детям не так просто.

3 этап. Подготовка к выступлению. Умение сосредоточиться, ощутить характер музыки - вызвать в себе чувство радостного общения с аудиторией.

У каждого дуэта в моем классе есть определенный концертный репертуар, или, как мы его называем в классе, «Музыкальная копилка», в который входят 4-5 наиболее удачных произведений. Их мы часто используем в концертной деятельности школы. Но как бы хорошо ни была знакома пьеса, время от времени мы повторяем ее, тщательно сверяя с нотным текстом. Это закрепляет зрительные впечатления и, кроме того, предотвращает подсознательное искажение разучиваемого произведения. Ведь пьеса, исполняемая долгое время только наизусть, слегка изменяется, подобно народной песне. Развиваясь интеллектуально, учащиеся замечают важность того, на что не обращали раньше внимания. Пристальное изучение
нот старой, знакомой пьесы - самый полезный и обогащающий из всех возможных уроков.

После двух лет игры в ансамбле у детей укрепляется вера в себя и свои возможности. В результате накопления исполнительского опыта у детей «преодолевается барьер» застенчивости, стеснительности, скованности в исполнении, появляется артистическое внимание.

Эта форма исполнения - фортепианный ансамбль - наиболее любимая в нашем классе. Ни один концерт, которые мы проводим для родителей, не обходится без фортепианных дуэтов. Учащиеся являются активными участниками концертов. Хорошо прижился ансамбль в деятельности музыкальной школы, где ежегодно проводятся конкурсы фортепианных дуэтов, и учащиеся нашего класса принимают активное участие. Ежегодно дети являются призерами школьных, городских фестивалей и международных/всероссийских конкурсов. Игра в ансамбле способствует развитию музыкальных и творческих способностей. Оказывает влияние на формирование различных психических функций, повышает исполнительский уровень. Заметные изменения происходят с детьми в сольном исполнении. Учащиеся исполняют произведения практически без срывов и потерь. Привыкая играть в дуэте, чувствуя партнера, они без волнения затем играют сольные номера.

По специальности (индивидуальные занятия) учащиеся нашего класса также успешно выступают на городских и региональных конкурсах, где являются призерами. В этом, несомненно, сказывается игра в ансамбле.

В старших классах работа над навыками ансамбля продолжается в форме аккомпанемента. Перед учащимися раскрываются широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, аккомпанированием вокалу, инструменталистами. При аккомпанировании, оставаясь художником, ученик не должен быть активнее солиста, а напротив - стремиться поддерживать его, составлять с ним целостный ансамбль, быть максимально гибким в процессе исполнения.

Игра в ансамбле способствует решению главной задачи музыкального воспитания детей - развитию эмоциональной творческой отзывчивости, привития интереса и любви к музыке. И если дети получают удовлетворение от совместно исполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе дают нужный результат совместного исполнения.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×