Игра в работе учителя-логопеда | Гогониной Наталии Викторовны. Работа №343317
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Она создает благоприятные условия для формирования качеств личности, вызывает у ребенка положительные эмоции, снимает напряжение; дает определенный объём знаний и учит применять эти знания на практике; развивает творчество, самостоятельность; помогает решать умственные задачи, преодолевать при этом определенные трудности.
Игра в работе учителя-логопеда.
Учитель-логопед Гогонина Наталия Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад №11 «Колокольчик»,
Тутаевский муниципальный район
Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели. На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция личностных отклонений детей и воспитание их речи. [1]
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Она создает благоприятные условия для формирования качеств личности, вызывает у ребенка положительные эмоции, снимает напряжение; дает определенный объём знаний и учит применять эти знания на практике; развивает творчество, самостоятельность; помогает решать умственные задачи, преодолевать при этом определенные трудности.
Логопедические занятия проходят в игровой форме. Логопед использует игры направленные на:
развитие артикуляционного аппарата;
формирован
ие правильного речевого дыхания;
развитие мелкой моторики рук;
развитие фонематического слуха;
пополнение словарного запаса;
усвоение грамматических конструкций;
развитие связной речи.
Для достижения поставленных целей используются игрушки(приходящий на занятие герой), настольные дидактические игры, словестные игры, викторины, конкурсы, соревнования, игры-квесты, компьютерные игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи.
Не обойтись без игр и при формирование правильного речевого дыхания. Для развития дыхания ребенка используются различные дыхательные игры:
Сдувать снежинки, листочки, пушинки со стола, с руки;
Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу, загонять шарик по лотк
у вверх в лузу; с помощью выдоха приводить
в движение плавающих в тазе уток, лебедей, кораблики; всевозможные вертушки, крылья мельницы; ватные шарики, подвешенные на натянутую горизонтально нитку;
Надувать воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха;
Поддувать вверх пушинку, ватку, мыльный пузырь.
[
3
]
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме способствует формированию практических умений.
Сказка - популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Особое внимание обращается на тесную связь сказки с игрой.В настоящее время выделяют особый вид сказок – логосказки. Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру. Существуют различные виды логосказок:
Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
[
2
]
Стихи - короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.
Каких только кукол нет в детских садах! И пальчиковые, и плоскостные, и куклы бибабо – всех не перечислишь. А вот кукла, у которой есть открывающийся рот, зубы, язык, встретится не везде. Это большая театральная напольная кукла, предназначенная для одного актера. Способ ее вождения прост: логопед вставляет ноги в башмаки куклы, руки в рукава, перчатки или под резинку, пришитую к кистям рук куклы. Тонкую резинку (ленту) прикрепленную к голове персонажа, надевают на шею актера. Размер резиночной петли должен быть таким, чтобы голова куклы не провисала, но в то же время не давила на шею. Данный персонаж предназначен для создания мотивации; показа точных движений органов артикуляционного аппарата; отработки артикуляционных упражнений.
Внедрение в логопедическую работу различных игровых технологий позволяет нам говорить об эффективности ее по исправлению речевых нарушений у детей. Это повышение мотивации к логопедическим занятиям, сокращение периода ввода поставленных звуков в речь, развитие интереса к словообразованию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети с интересом соревнуются друг с другом, в результате чего поставленные звуки быстрее автоматизируются, легче усваивается грамматический строй речи и увеличивается словарный запас, а малоинтересные упражнения превращаются в увлекательное занятие.
Список источников:
Волкова
,
Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников
[
текст
]
/ Г. А. Волкова
.
-
СПб.
:
Детство–Пресс, 2003
. – 240 с.
Инновации - в логопедическую практику
[
текст
]
: м
етодическое пособие для ДОУ /
с
ост. О. Е. Громова.
-
М.
:
ЛИНКА - ПРЕСС, 2008
. – 232 с.
Руденко
,
В.И. Логопедия
[
текст
]
: п
рактическое пособие
/ В. И. Руденко. -
Ростов н/
Д
:Феникс
, 2006
. – 288 с.