Игра в шахматы, средство обучения и развития дошкольника с ОВЗ | Арион Мариана Георгиевна. Работа №292364
Автор: Арион Мариана Георгиевна
Игра в шахматы является не только игрой, но и очень эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ .Игра учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Способствует развитию таких качеств, как терпеливость, самостоятельность, внимательность, собранность и др. Во время занятий шахматами у ребёнка с ОВЗ происходит тренировка памяти и концентрации внимания, вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе.
Статья для педагогов
«Игра в шахматы средство обучения и развития дошкольника»
В нашем современном мире, к большому сожалению, происходит тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно концепции инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья могут посещать общеобразовательные учреждения, не зависимо от их индивидуальных, личностных и физических возможностей и потребностей. Это отмечается и в Федеральном законе РФ «Об Образовании в Российской Федерации, от 29.12.2012 №273-ФЗ». Где отмечается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ». Стремительное введение инклюзивного образования ведет к необходимости введение инновационных технологий, одним из таких средств является игра в шахматы. Игра в шахматы является не только игрой, но и очень эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это некий тренажер для мозга, который значительно увеличивает его интеллектуальные способности, память. Доказано, что в процессе игры в шахматы происходит одновременная деятельность сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное формирование как логического, так и абстрактного мышления. В процессе обучения игры в шахматы у ребенка с ОВЗ развиваются способности ориентирования на плоскости, что крайне важно для будущего обучения в школе. Игра учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Способствует развитию таких качеств, как терпеливость, самостоятельность, внимательность, собранность и др. Во время занятий шахматами у ребёнка с ОВЗ происходит тренировка памяти и концентрации внимания, вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы детей с нарушением поведения, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они, в процессе обучения шахматной игре, становятся спокойнее, уравновешеннее. Игра в шахматы решает сразу несколько задач: 1. Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает креативность и логическое мышление. 2. Образовательный: развивает не только решимость, терпение, волю, настойчивость, но также и внимательность и собранность. Ребенок становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать из-за неудач. 3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. 4. Физическую: побуждает выделять время для тренировок, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. 5. Коррекционную: помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, учит ребенка долго концентрироваться на одной деятельности. Таким образом, шахматы – это игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, также это эффективное средство их интеллектуального и личностного развития.