Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Играя с инструментом-учись играть на нём | Наумкина Лариса Юрьевна. Работа №298670

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Наумкина Лариса Юрьевна
 

Методическая разработка «Играя с инструментом – учись на нём играть!» Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано, предназначена для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств, а также центров дополнительного образования детей.

Основная цель разработки – проанализировать и обобщить практический опыт в работе с начинающими пианистами, предложить интересные методы на разных этапах работы, позволяющие заинтересовать и привлечь к занятиям на инструменте большее количество детей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

Тема: «ИГРАЯ С ИНСТРУМЕНТОМ – УЧИСЬ НА НЁМ ИГРАТЬ!»

Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано

 

 

Номинация: методическая разработка

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Наумкина Лариса Юрьевна преподаватель по классу фортепиано

 

 

 

 

Содержание:

«Играя с инструментом – учись на нём играть!» Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано 3

Игровые примеры-упражнения 4 Способы работы над гаммой 9 Игровые способы работы над произведениями 10

Заключение 12 Список литературы 15 Приложения 16

 

 

 

ИГРАЯ С ИНСТРУМЕНТОМ – УЧИСЬ НА НЁМ ИГРАТЬ!»

Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано

 

Условия работы в ДШИ сельской местности отличаются от условий работы в городе:

детям,

живущим

здесь,

катастрофически

не

хватает

достойных

музыкальных

впечатлений:

они

лишены

возможности

услышать

«живьём» оперу, симфонический концерт; музыку им поставляют телевизор, магнитофон, компьютер;

ниже,

чем

в

больших

городах

и

качество

дошкольного

музыкального воспитания в

детских

садах и

дома;

в

ряде

случаев

родители

не

в

состоянии

приобрести

инструмент,

или,

приобретя,

не заботятся

о

своевременной

настройке;

почти

полное

отсутствие

специалистов-настройщиков.

 

Но работа в таких условиях заставляет думать, совершенствоваться, искать что-то новое. Ведь основной целью педагогов ДШИ является необходимость во что бы то ни стало заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, помочь полюбить музыку и радоваться каждодневному общению с ней.

Поэтому для успешных занятий ребёнка, особенно по предпрофессиональной программе, нужны, конечно же, природные данные и желание, но и немаловажны и желательны ещё несколько факторов:

музыкальная

подготовка,

хотя

бы

минимальная

(

доп.услуги

);

наличие

инструмента

дома

с

первых уроков;

домашний помощник (мама, папа, сестра, брат с музыкальными

знаниями)

Индивидуальный урок во многом похож на общение с ребёнком в семье: есть возможность уважать его путь, его выбор, поддерживать его интерес, не навязывать то, к чему он пока не готов. Умение ждать – непростое умение.

 

Каждой маме знакомо чувство тревоги, когда ребёнок подруги уже ходит (говорит, ест самостоятельно и т.д.), а её малыш что-то не спешит с этим. Трудно, очень трудно ждать, не подгонять не проявлять нетерпения. Но жизнь учит – и начинаешь понимать, что это не имеет ничего общего с равнодушием,

«бросанием на произвол судьбы». Просто всему своё время. Ребёнка, который не научился как следует ходить, бесполезно учить, например, бальным танцам.

На начальном этапе занятий по фортепиано, нужно в какой-то степени перенестись в эпоху раннего детства, деятельного любопытства. Можно повернуть дело так, чтобы не мы вкладывали знания в пассивно подставленные головы, а ученики донимали нас желанием всё узнать и всему научиться. Веди это и в самом деле так: именно ученику надо, чтобы его научили, а не учителю надо, обязательно научить! И значит наша задача – создавать такую

«окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребёнка.

Игровые примеры-упражнения.

 

«Корень учения горек, зато плод его сладок». Но нормальный ребёнок не согласен мучиться сейчас ради прекрасного, но отдалённого будущего. И мы обязаны позаботиться о том, чтобы учение было в как можно большей степени игрой для ребёнка. Ведь игра - это не только и не столько развлечение, сколько труд азартный, интересный, хотя порой довольно тяжёлый. Причём труд бескорыстный: не за пятёрку, не за новый велосипед. Прислушаемся и к мнению Роберта Шумана: «Слово «играть» - очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играет на нём».

Конечно, это не всегда просто – выдумать подходящую случаю игру, но, если к этому стремиться, пробовать раз за разом, искать интересные новшества у других авторов, удачи будут.

Приведу несколько игровых примеров.

 

(немузыкальный).

Моего

сына

невозможно

было

заставить,

ни

уговорить навести порядок в игрушках. Но если я вызывала его «по телефону»

как работника Бюро добрых услуг, он с энтузиазмом принимался за дело и с

гордостью

«сдавал

работу» -

зам

ечательно

выполненную.

Игра «Там в лесу».

Помогает на первых порах помочь ощутить

legato

и

выработать

этот

приём на двух и трёх

звуках.

С

кем

ты любишь

гулять

в

лесу?

 

С

бабушкой.

 

Представь,

что

бабушка

беспокоится,

чтобы

ты

не

потерялась,

окликает

тебя.

 

Левая рука – бабушка, правая – ребёнок. Все слова обязательно пропевать.

 

- Ю-ля!

- А-у!

- Где ты там?

- Я в лесу!

Интервалы могут быть разными. На какой именно палец шагать - поначалу неважно. Можно добавить педаль. Можно договориться, что, Юля ушла далеко, не слышит, бабушка зовёт её четыре раза подряд, тревожится – и вот, наконец, издалека доносится ответ. Игра может длиться сколько душе угодно.

Игра

«Эхо».

Работа

над

разнообразием

звука.

 

За инструментом двое (ученик и учитель, два ученика), педаль нажата. В сказочном лесу прозвучало слово (крик, шаги, любой звук – импровизируя в низком регистре f или mf, коротко, чтобы легко было запомнить), и волшебное эхо повторяет всё трижды в разных октавах – mp, p, pp. Можно добавить такое условие: и «слово», и каждый ответ эха исполняются с участием обеих рук.

 

В связи с реализацией предпрофессиональных программ происходит сокращение времени, отведённого на донотный период. Подборка упражнений для постановки руки, которыми пользуюсь я, помогает научить ребёнка чувствовать свою руку, «дружить» с ней, быстрее освоиться за инструментом за довольно короткий срок. Чтобы ребёнку не скучно было совершать однообразные движения, мы с моими учениками придумали стишки под каждое упражнение. Ведь давно доказано, что произнося какие-нибудь слова под упражнение, ребёнок занят текстом и не фиксирует своё внимание на движениях руки. Рука меньше зажимается, можно ненавязчиво её поправлять. Постепенно появляется естественность движений, так необходимая каждому юному музыканту. Также эти упражнения дают возможность развивать мелкую моторику, речь, воображение и ритм. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка.

Итак, клавиатуру делим на два «царства» - высоких и низких звуков. Правая рука «хозяйка» в верхнем регистре, левая – в нижнем. Начинаем с 3-их пальцев, постепенно подключая остальные.

Упражнение «Капельки».

Играем подряд по белым клавишам вверх и

вниз, мягкие кистевые движения, каждая «капелька» словно просачивается в

клавишу.

Кисть

«дышит»

в

воздухе.

Капельки капают, осень пришла. Ходит в сапожках вся детвора.

Упражнение «Зайчики».

Прыжки через клавишу по б

елым, короткие,

экономные

кистевые движения.

Вы скачите пальчики, Как солнечные зайчики.

Упражнение «По брёвнышкам».

Играем по чёрным клавишам вверх и

вниз.

«Какие

клавиши

больше

напоминают

брёвнышки?

Конечно,

чёрные».

 

Рисуем картинку – кругом лужи (белые клавиши), задача ребёнка - перепрыгнуть с брёвнышка на брёвнышко и не попасть в воду.

Я по брёвнышкам скачу, Падать в лужу не хочу.

Раз, два, три, четыре, пять – Прыг на брёвнышко опять!

Упражнение «Шаги муравья».

Перебираем по порядку белые и чёрные

клавиши,

учимся

держаться

ближе

к

чёрным.

Опять

образ

муравей

маленький,

ножки

у

него

тоненькие,

поэтому

шажочки

будут

маленькие,

рядышком.

Можно

придумать,

что

вверх

муравей

бежит

налегке,

а

обратно

идёт

медленно

– тащит груз,

он же трудяга.

Муравейка, муравей, побежал домой скорей, Дома дождик переждал – И опять работать стал.

Упражнение «Лягушки-подружки».

Двумя руками одновременно по

терциям,

поднимаемся

и

спускаемся.

Важно

синхронное

приземление

на

клавиши.

Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки.

Вот подружку увидала, Вместе с нею поскакала.

Упражнение

«Мяч».

Помогает

охватить

всю

клавиатуру,

научиться

лучше ориентироваться на ней. Ищем в каждой октаве разные по ширине и

строен

ию мелодические интервалы, используя не только белые, но и чёрные

клавиши.

Например,

ре-диез

и

ля.

С каждым

разом задание

усложняем.

Мой весёлый, звонкий мяч Ты куда помчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой –

 

Не угнаться за тобой!

Упражнение

«Осторожный

зайка».

На

подвижность

1-го

пальца.

Меняем

на

одной

клавише

2

и

1

пальцы.

2

зайка

высунулся,

1

зайка

спрятался.

В ямке маленький зайчишка прячется, дрожит, трусишка!

Мы пойдём, его найдём. Ему песенку споём.

Упражнение «Смелый зайка».

Подкладывание1-го пальца. Шагаем по

белым

клавишам со

2-го

на

1-ый.

Зайка по полю скакал и морковку потерял. Потихоньку он пошёл и опять её нашёл.

Когда упражнения выучены, мы начинаем с них каждый урок, уделяя минут 5-7 времени. Одновременно с упражнениями разучиваем имена белых клавиш, ориентируясь по чёрным «двойняшкам» и «тройняшкам», песенки «с рук». Песенки придумываю сама или записываю понравившиеся из различных сборников в особую тетрадь. Эту тетрадь начинала мой педагог, а теперь она пополняется мной.

Расположение песенок в тетради очень удобно: несколько на ноте до, несколько на до-ре, затем на до-ре-ми и т.д. Песенки должны быть короткими, в одно, два предложения. Мелодия – от поступенной до усложнения скачками. (см. приложения)

Чтобы ребёнок почувствовал себя артистом на этом раннем этапе, можно разучить песенку-игру «До, ре, ми». Педагог «приглашает» разных животных, а ученик их «кормит».

До, ре, ми, до, ре, ми –

Ко мне кошечки пришли. учитель А я кошечек люблю,

Молочка я им даю. ученик До, ре, ми, до, ре, ми –

 

Ко мне белочки пришли.

А я белочек люблю, Я орешки им даю.

До, ре, ми, до, ре, ми – Ко мне зайчики пришли.

А я зайчиков люблю, Я морковку им даю. и т.д.

Можно поменяться ролями, можно придумывать новых животных, можно поиграть с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы работы над гаммой.

 

В освоении нотной грамоты можно использовать очень удобные пособия Корольковой «Крохе-музыканту», «Первые шаги маленького пианиста», Альтермана «40 уроков начального обучения». Когда ребёнок освоил ноты, длительности, основные приёмы звукоизвлечения, на смену упражнениям приходит время работы над гаммами. И здесь игровые способы очень пригождаются.

Самая большая трудность для большинства учащихся – соединение гаммы в прямом движении двумя руками. После того, как твёрдо усвоено чередование пальцев отдельными руками, считаю целесообразным соединять сразу на 2 октавы, так как остановка на 5 пальце, при игре в одну октаву, сбивает потом с основного чередования 3 и 4 пальцев. Для облегчения процесса

 

придумали определённую схему: при движении вверх – ведущая правая рука, она первая чередует пальцы, а левая за ней повторяет; при движении вниз – главной становится левая рука, а правая – повторяет. При этом одно условие – пальцы не пропускать! При таком способе работы гамма начинает звучать приемлемо после 2-3 уроков.

Обращения аккордов хорошо запоминаются, если их поиграть, как фанфары, на слова: «Солнце встало, солнце встало, просыпайся и вставай!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Запомнить аппликатуру хроматической гаммы поможет игра: «Фокусник разрезал ленту на куски».

 

Играем отрывок ленты по «двойняшкам» с 3-го пальца (туда-обратно);

 

Отрывок

по «тройняшкам»

с

3-го

пальца;

Промежуток

с

ре-диеза

с

3-го

пальца;

Промежуток

с

си-бемоля

с

3-го

пальца.

 

Поучили по-отдельности, а потом куски соединяем в ленту (играем гамму целиком)!

Игровые способы работы над произведениями.

 

В работе над пьесами также можно привлечь игру. Очень часто во, вроде бы, посильном произведении обнаруживается какое-нибудь неудобное место, которое никак не хочет получаться. В таком случае нужно попытаться

перехитрить трудность, сделать трудное лёгким. Приведу некоторые нескучные способы работы над неудобными местами в произведениях.

 

Иорданский

«Охота

за

бабочкой».

(см.

приложение)

«Поделим

трудность

на

двоих».

-

Играем,

меняясь

на

цезурах,

стараясь

«подхватить» вовремя. Сначала по 1 такту (по очереди) – такты, сначала чётные, затем нечётные проигрываются. Далее делим по 2 такта, меняемся. Таким образом все неудобные моменты заучиваются чище.

«Увеличительное

стекло».

Рассматриваем

трудность,

например,

серединку в этой пьесе, как бы через лупу. Следим за переплетением

звуков, за движением мел

одии, аппликатурой, вслушиваемся в звучание и

в

свои

движения в

медленном темпе.

Майкапар

«Раздумье».

(см.

приложение)

«Дирижёр».

Временное

упрощение

текста.

Ребёнок-дирижёр,

репетирует с отдельными участниками оркестра. Отрабатываем разные

басы

в

левой

руке,

заменяя

их

словами:

«шаг-шаг».

Правую

играем,

левую

комментируем голосом,

вовремя

соблюдая

паузы.

Затем играем двумя, продолжая помогать себе словами. Далее – «про себя».

Временное

заполнение

пауз.

Позволяет

точнее

выдержать

ритм

в

мелодии.

Заполня

ем

паузы

в

конце

фразы

словами,

например

:

«Тик-так».

Е.Гнесина

«Этюд

ре

мажор».

(см.

приложение)

«Замри-отомри».

– Игра знакома каждому. Договариваемся: я играю, а

ученик

в

любой

момент

говорит

мне:

«Замри!»

Я

должна

мгновенно

замереть без резких движений. Как только будет сказано: «Отомри!» -

играю

дальше.

Потом

меняемся

ролями.

Теперь

моя

задача

удачно

выбрать

момент

остановки:

момент

его

неудобного,

неуклюжего,

судорожного

движения.

Между

«замри»

и

«отомри»

несколько

мгновений спокойной сосредоточенности, «нацеливания» на движение.

Потом эти

команды

ученик даёт себе сам. Молча. Затем надобность в

этом отпадает. Эта игра хорошо помогает при затруднениях в моменты,

требующие

мгновенной

смены

состояния:

внезапное

изменени

е

фактуры,

динамики, быстрый перелёт рук.

 

«Разучивание

с

конца».

Сыграть

последнее

построение,

затем

начинать

на

шаг

раньше.

Вот так играя с инструментом мы учимся на нём играть!

 

Заключение.

 

Конечно, огромную роль в успешных занятиях музыкой играет и созданная на уроке атмосфера. Традиции авторитарной педагогики у нас в стране очень сильны – и в семье, и в детском саду, и в школе это пока самый распространённый стиль воспитания и взаимоотношений. А ведь воспитывать – значит создавать, и только создавать.

Каждым шагом, каждым словом создавать представление ребёнка о себе самом как о достойном человеке.

Поэтому на каждом уроке должно найтись место похвале. И хвалить всегда есть за что! «Это лучше, чем в прошлый раз!» (Почти всегда правда, так как даже нетронутая вещь «доходит», как пирог в духовке). «Вот это место мне очень понравилось – сам то заметил, как хорошо получилось?» Хвалить надо, конечно, не вообще («умница»), а за конкретно сделанное, понятное, прозвучавшее.

Такое найдётся всегда: верно взятый темп, хорошая педаль, удачный эпизод, стройный аккорд, естественное ritenuto. Любую хорошую мелочь в море недостатков обязательно заметить и сказать! Критика же должна быть конструктивно. Строго говоря, даже не критика, а предложение сыграть иначе, усовершенствовать исполнение.

Однажды хитроумные психологи провели такой опыт. Они пришли в класс со множеством своих приборов. Изучали они долго на глазах учительницы и детей, и в конце концов сообщили, что, по их исследованиям, такие-то и такие-то ученики покажут в будущем году особые успехи. На самом деле они ничего не изучали. Это была только видимость.

 

Этот опыт повторяли много раз с одним и тем же результатом: случайно отобранные ребята действительно показывали рост умственных способностей!

Стало быть, выслушав неразобранную или недоученную пьесу в исполнении ученика, не надо уныло и обречённо, или раздражённо указывать ему сразу на его грехи: «Опять пальцы не те…А что за ритм?» Начнём с достоинств, поверим в хорошее будущее – и он пусть поверит. А уже потом о недостатках; причём, если их много, начать с одного. Выдавая целый список, мы поступаем нерационально.

Ребёнок просто не справится сразу с целой кучей замечаний, это только в сказке «одним махом семерых убиваем». Поэтому, стараюсь ставить одну-две задачи, выполнил эти – ставлю следующие.

Немало важно, чтобы ученик развивался свободно. Свободному развитию, безусловно, вредит чрезмерная озабоченность успехами ребёнка со стороны педагога и родителей. Дети доказывают это взрослым с раннего детства. Еда и сон – важнейшие жизненные потребности, но некоторые малыши прямо-таки ненавидят спать и есть. Почему? Да потому что мамы заставляют их делать это и ужасно горюют, если дитя отказывается садиться за стол или ложиться в кровать вовремя. Стол и кровать превращаются в поле боя. Вот что пишет о ненужности родительского нетерпения американский психолог Эдда Лее Шин: «Если я вам скажу, что вам нужно наложить шины на ноги семимесячному малышу, чтобы научить его ходить раньше, чем это сделает природа, вы скажите мне, что я сошла с ума. Однако, каждый день родители пытаются научить двухлеток читать. Трёхлеток завязывать шнурки. А пятилеток нырять с высокого бортика».

С обучением всё точно так же. Излишняя озабоченность успехами («он уже должен это уметь!»; «я должна, во что бы то ни стало научить!») толкает взрослого на конфронтацию с ребёнком. Всему своё время…

 

В одном из институтов проводилось исследование: близнецов учили читать по разным программам. Одного начали учить в 3 года, а второго – в 6 лет. В 8 лет уровень из развития был одинаков. Нужно, чтобы темп развития задавал сам ученик, а педагог подчинялся отчасти этому темпу, приспосабливался к нему и находил хорошее и в «быстром» и в «медленном» ученике. Ведь садовник, выращивая дерево, не тянет его за ветки вверх, чтоб росло поскорее, не расправляет лепестки цветка – он раскроется сам, когда придёт время, - просто поливает, подкармливает и ждёт. И мы должны не сдерживать и не форсировать, а просто растить. И тогда темп роста будет нормальным, то есть у каждого свой.

И в заключении: в любой ситуации, при любой провинности педагог должен уважать ученика. В нашем классе всегда царит спокойная и деловая обстановка. Вместе со мной мои ученики учатся слышать, видеть, чувствовать, сопереживать, творить. Обеспечено дружеское участие каждому юному музыканту. Ведь музыка – близкий друг и мне, и ему: на уроке мы оба в гостях у этого близкого друга, отсюда и непринуждённость общения. Считаю важнейшим умением и задачей педагога-пианиста погружение в так называемое «творческое состояние» на каждом уроке, имея дело с предельно сложным и изменчивым материалом – человеческой психикой. Так с каждым шагом осуществляется педагогическая цель – большая и нужная: СДЕЛАТЬ РЕБЁНКА СЧАСТЛИВЫМ!

 

Список литературы

 

И.Акимов

,

В.Клименко

«О

природе

таланта»,

1998.

А.С.Белкин

«Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителей» -

Просвещение,

1991.

Л.Гусейнова

,

Л.Волчек

,

Л.

Борухзон

«Азбука

музыкальной

фантазии».

«Мастера

советской

пианистической

школы»,

Москва:

1961.

Б.И.Милич

«Воспитание

ученика-пианиста»,

1997.

«Музыкальная

жизнь»

11-12,

1994.

 

В.И.

Петрушин «Музыкальная

психология»

-

Москва

1994.

 

И.Э.Сафарова

«Игры для организации пианистических движений»,

Екатеринбург,

1994.

С.Соловейчик

«Резервы

детского

«Я»,

Москва:

1983.

В.А.Сухомлинский

«

Павлышская

средняя

школа»,

Москва

«Просвещение», 1969.

Г.Хохрякова

«Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?»,

1998.

А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»,

Ленинград: Музыка

1994.

Г.Хохрякова

«Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?»,

19

98.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×