Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровая деятельность как средство развития и социализации детей с ОВЗ | Десяткова Анастасия Васильевна. Работа №353393. Номер работы: №353393

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Игровая деятельность играет ключевую роль в развитии и социализации детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Игры помогают таким детям адаптироваться к социальной среде, развивать коммуникативные навыки, формировать познавательные и эмоциональные способности. В статье рассматриваются основные виды игровой деятельности, применяемые в работе с детьми с ОВЗ, а также способы их использования для развития у детей различных навыков. Особое внимание уделяется важности индивидуального подхода, адаптации игр и созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды. В результате использования игровой деятельности в обучении дети с ОВЗ могут улучшить свою адаптацию в коллективе, развить самостоятельность и уверенность в себе.

Ключевые слова: игровая деятельность, дети с ОВЗ, социализация, развитие, адаптация, коммуникативные навыки, познавательное развитие, эмоциональное развитие, инклюзивное образование.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Десяткова Анастасия Васильевна, учитель

МКОУ "Школа-интернат" Специальная коррекционная школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями, Республика Саха (Якутия)

 

Аннотация. Игровая деятельность играет ключевую роль в развитии и социализации детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Игры помогают таким детям адаптироваться к социальной среде, развивать коммуникативные навыки, формировать познавательные и эмоциональные способности. В статье рассматриваются основные виды игровой деятельности, применяемые в работе с детьми с ОВЗ, а также способы их использования для развития у детей различных навыков. Особое внимание уделяется важности индивидуального подхода, адаптации игр и созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды. В результате использования игровой деятельности в обучении дети с ОВЗ могут улучшить свою адаптацию в коллективе, развить самостоятельность и уверенность в себе.

Ключевые слова: игровая деятельность, дети с ОВЗ, социализация, развитие, адаптация, коммуникативные навыки, познавательное развитие, эмоциональное развитие, инклюзивное образование.

 

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной и сложной задачей в современном образовательном процессе. Дети с ОВЗ, как правило, сталкиваются с различными трудностями в процессе общения, восприятия информации и взаимодействия с окружающим миром. Одним из наиболее эффективных средств для их развития и социализации является игровая деятельность, которая не только помогает улучшить познавательные и эмоциональные способности, но и способствует активному взаимодействию детей в коллективе, что имеет решающее значение для их социальной адаптации.

Игровая деятельность является естественной и увлекательной формой обучения для детей. Через игры дети осваивают важные социальные и личные навыки, учат взаимодействовать с окружающими, принимать решения, решать задачи и справляться с трудностями. Для детей с ОВЗ игровая деятельность становится не только методом развивающего обучения, но и способом повышения социальной активности и уверенности в себе. В статье мы рассмотрим, какие игры и игровые методы могут быть использованы для работы с детьми с ОВЗ, а также как они способствуют их социализации и личностному развитию.

Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие детей с ОВЗ, так как она стимулирует активность и мотивацию к обучению, способствует развитию различных навыков, таких как:

Игры помогают детям с ОВЗ развивать внимание, память, логическое мышление и восприятие. Через игровые ситуации дети учат классифицировать объекты, решать задачи, использовать различные логические приемы для достижения целей.

Игры создают безопасную среду для выражения эмоций, что особенно важно для детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями. В процессе игры они учат воспринимать и управлять своими чувствами, развивать эмпатию и понимание эмоций других людей.

В процессе совместной игры дети с ОВЗ учат взаимодействовать с другими детьми, осваивают социальные нормы и принципы общения. Через игры они учат делиться, ждать своей очереди, слушать собеседника и принимать участие в обсуждениях.

Игры способствуют более быстрой адаптации детей с ОВЗ в коллективе. Они позволяют почувствовать себя частью группы, учат взаимодействовать с другими детьми, а также развивают уверенность в своих силах.

Виды игровых методов для детей с ОВЗ

Для детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить несколько видов игровых методов, которые помогают развивать их социальные, эмоциональные и познавательные способности:

1. Ролевые игры

Ролевые игры — это один из наиболее эффективных способов развивать коммуникативные навыки и эмпатию. В ролевых играх дети выполняют различные социальные роли (например, «ученик», «врач», «родитель» и т. д.), что позволяет им лучше понять социальные нормы и учит взаимодействовать с окружающими. Для детей с ОВЗ, особенно с нарушениями в развитии речи и социальных навыков, ролевые игры помогают улучшить навыки общения, формируют способность к совместной деятельности.

2. Дидактические и обучающие игры

Дидактические игры направлены на развитие познавательных и когнитивных навыков. Такие игры могут включать задачи на внимание, память, восприятие, логику. Например, игры на составление последовательностей, нахождение закономерностей или разгадывание загадок. Для детей с ОВЗ важно, чтобы игры были адаптированы к их индивидуальным особенностям, учитывая уровень развития когнитивных функций и потребности в дополнительной поддержке.

3. Игры на развитие моторики и координации

Для детей с нарушениями моторики и координации движений полезны игры, которые помогают развивать физические навыки. Это могут быть игры с мячом, спортивные эстафеты, игры с конструктором или другие активности, требующие точных движений и координации. Такие игры не только развивают физическое здоровье детей, но и способствуют их социальной интеграции, так как они учат работать в команде, следовать правилам и достигать общих целей.

4. Творческие игры и занятия

Творческая игра, включающая рисование, лепку, конструирование, музыкотерапию, помогает детям с ОВЗ развивать воображение и эмоциональную выразительность. Такие игры способствуют развитию моторики, улучшению пространственного восприятия и творческого подхода к решению задач. Через творчество дети с ОВЗ могут выразить свои чувства, переживания и пережить положительные эмоции.

5. Игры с элементами релаксации

Для детей с повышенной тревожностью или гиперактивностью игры с элементами релаксации, например, дыхательные упражнения, медитативные игры, игры на расслабление, помогают научиться контролировать свои эмоции, снижать уровень стресса и тревоги. Такие игры могут быть полезны для детей, испытывающих трудности в социализации и адаптации к новым условиям.

Применение игровых методов для детей с ОВЗ должно быть основано на инклюзивном подходе, который подразумевает создание равных условий для всех детей независимо от их здоровья и уровня развития. Важно учитывать особенности каждого ребенка, адаптировать игровые задания и подходы таким образом, чтобы они способствовали развитию всех воспитанников.

В инклюзивной образовательной среде важен также принцип индивидуализации подхода. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого ребенка, разрабатывать игры, которые помогут развить их личностные качества и компенсировать дефицит в развитии. Например, для детей с нарушениями слуха важны визуальные элементы, а для детей с нарушениями речи — игры, направленные на развитие языка и общения.

В заключение можно отметить, что игровая деятельность является мощным инструментом развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Она помогает не только улучшить когнитивные и моторные навыки, но и способствует развитию эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, а также улучшению социальной адаптации. Игры помогают детям с ОВЗ чувствовать себя частью коллектива, развивать уверенность в своих силах и научиться взаимодействовать с окружающими.

Применение игровых методов в работе с детьми с ОВЗ требует от педагогов знаний и навыков адаптации занятий, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и создания инклюзивной образовательной среды. Игровая деятельность, правильно организованная и разнообразная, может стать важнейшим инструментом в процессе социализации и развития детей с ОВЗ, что способствует их успешной интеграции в общество.

 

Список литературы

Баряева

Л. Б., Зорин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. — СПб.: Издательство РГПУ им.

А. И.

Герцена

,

Издательство

«СОЮЗ», 20

19

.

Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — М.: Просвещение,

2019

.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М.: Изд.

МГУ,

2019

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×