Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровая деятельность как средство развития и социализации детей с ОВЗ | Калита Татьяна Петровна. Работа №350896

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровой деятельности для развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны подходы, направленные на формирование у детей базовых социальных навыков, коммуникативных умений и эмоционального интеллекта через игры. Приведены примеры игр и упражнений, способствующих адаптации детей с ОВЗ к социуму и поддерживающих их личностное развитие.

Ключевые слова: игровая деятельность, дети с ОВЗ, развитие, социализация, адаптация, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Калита Татьяна Петровна, воспитатель

Государственное бюджетное образовательное учреждение Луганской Народной Республики "Республиканский учебно-реабилитационный центр"

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровой деятельности для развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны подходы, направленные на формирование у детей базовых социальных навыков, коммуникативных умений и эмоционального интеллекта через игры. Приведены примеры игр и упражнений, способствующих адаптации детей с ОВЗ к социуму и поддерживающих их личностное развитие.

Ключевые слова: игровая деятельность, дети с ОВЗ, развитие, социализация, адаптация, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект.

 

Игровая деятельность является важным элементом в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как она позволяет детям лучше адаптироваться к окружающему миру, осваивать коммуникативные навыки и формировать личностные качества. Игра способствует развитию эмоционального интеллекта, учит детей справляться с трудностями, взаимодействовать с другими и находить своё место в коллективе. В условиях, где необходимо учитывать особые потребности каждого ребёнка, игра становится мощным инструментом, поддерживающим их всестороннее развитие и социализацию.

Развивающие игры на взаимодействие помогают детям с ОВЗ осваивать навыки общения и учат их понимать эмоции других. Воспитатель может предложить игры, в которых дети будут работать в парах или небольших группах, выполняя задания, требующие координации и сотрудничества. Например, игра «Передай предмет» помогает детям развивать навыки взаимодействия, учит их выстраивать коммуникацию и доверять друг другу. Такие игры создают доброжелательную атмосферу и способствуют развитию у детей умения работать в коллективе.

Сюжетно-ролевые игры позволяют детям примерить на себя разные социальные роли, что способствует их социальной адаптации. Воспитатель может предложить детям разыгрывать сценки, где они будут выступать в роли врача, продавца или учителя. Например, игра «В магазин» помогает детям развивать навыки общения, учит их выражать свои пожелания, взаимодействовать с окружающими и понимать социальные нормы. Ролевые игры способствуют развитию у детей с ОВЗ способности к эмпатии и помогают им лучше понимать социальные роли и правила поведения.

Игры на развитие эмоционального интеллекта помогают детям с ОВЗ осознавать и выражать свои эмоции, что является важным аспектом их социализации. Воспитатель может использовать игры, в которых дети учатся распознавать различные эмоции, выражать их и справляться с негативными переживаниями. Например, игра «Угадай эмоцию» предполагает, что дети будут изображать разные эмоции, а остальные должны их угадать. Эта игра учит детей распознавать и выражать чувства, развивает у них эмоциональную чуткость и помогает лучше понимать себя и других.

Движение и подвижные игры играют важную роль в развитии физических и моторных навыков у детей с ОВЗ, а также способствуют их социализации через активное взаимодействие. Воспитатель может организовать подвижные игры, которые помогут детям развивать координацию движений, учат их работать в команде и следовать правилам. Например, игра «Поймай мяч» развивает у детей быстроту реакции, учит их взаимодействовать с партнёрами и поддерживать других участников. Подвижные игры способствуют физическому развитию и помогают детям осваивать социальные навыки через совместную деятельность.

Игры на развитие самостоятельности и уверенности помогают детям с ОВЗ чувствовать себя более уверенно в обществе и учат их принимать решения. Воспитатель может предложить детям игры, где они будут проявлять инициативу и принимать решения самостоятельно. Например, в игре «Построй свою крепость» дети могут самостоятельно выбирать материалы и способы строительства, что способствует их самостоятельности и развивает уверенность в своих силах. Игры на самостоятельность помогают детям осознать свои возможности, учат их полагаться на себя и развивают чувство уверенности.

Групповые игры и коллективные проекты способствуют формированию у детей с ОВЗ чувства принадлежности к коллективу, развивают навыки работы в команде и учат их уважать других. Воспитатель может предложить детям выполнять задания, требующие коллективного участия, такие как создание общего рисунка или сборка конструктора. Например, проект «Построй дом» предполагает, что дети будут вместе работать над одной задачей, учась поддерживать друг друга и распределять обязанности. Групповые игры развивают у детей чувство взаимопомощи, учат их поддержке и умению работать в коллективе.

Таким образом, можно утверждать, что игровая деятельность является эффективным средством развития и социализации детей с ОВЗ, так как она позволяет им развивать коммуникативные навыки, эмоциональную чуткость и уверенность в себе. Развивающие, ролевые и подвижные игры помогают детям с ограниченными возможностями здоровья лучше адаптироваться к социуму, осваивать социальные роли и учат их работать в коллективе. Важно, чтобы воспитатель создавал атмосферу поддержки и понимания, помогал детям чувствовать себя комфортно и уверенно в процессе игры, способствуя их всестороннему развитию.

 

 

 

Список литературы

Волкова, Т. А. Игра как средство развития детей с ОВЗ / Т. А. Волкова, В. Д. Максимова, О. Н. Курбатова. —

Текст:

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 373-375.

Попова, И. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. —

Текст:

непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 53-56.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×