Игровая деятельность младших школьников | Марченко Елена Викторовна. Работа №311444
Тема статьи : Игровая деятельность как средство повышения познавательной активности
младших школьников с ОВЗ
У младших школьников с ОВЗ игра является основным методом обучения.
Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика с особыми образовательными потребностями и найти ее место в системе образования и воспитания
Игровая деятельность как средство повышения познавательной активности
младших школьников с ОВЗ
Марченко Е.В., воспитатель
ГКОУ «Волгоградская школа –интернат №3», г.Волгоград
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности.
Особое внимание в психолого-педагогических работах привлечено к проблемам обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении. Успешность обучения находится в прямой зависимости от отношения учащихся к учебной деятельности. У школьников с ОВЗ слабо развит познавательный интерес, а, следовательно, и познавательная активность на уроке. Причиной этого является недостаточная сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Для успешного усвоения учебной программы необходимо уделить особое внимание активизации познавательной активности у учеников в условиях коррекционной школы.
В коррекционно - развивающем обучении очень важен принцип мотивации к учению, который невозможен без познавательной активности школьников. Особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Активность, является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
Основными характеристиками познавательной активности являются: естественное стремление школьников к познанию; положительное отношение к учебе; активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; проявление воли в процессе овладения знаниями.
Включает в себя: мотивы и цели деятельности; интерес к предмету; внимание к изучаемому объекту; волевые усилия; положительные эмоции; творческую самостоятельность; владение необходимыми способами и приемами познавательной деятельности; оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающий полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
У младших школьников с ОВЗ игра является основным методом обучения. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игровая деятельность была предметом исследования различных педагогов, психологов, среди которых были Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Соболева, В.С. Виноградова, М.И. Лисина, Н.Л. Белопольская, И.Ф. Марковская. Данные ученые в своих исследованиях отмечают, что игровая деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья соответствует более раннему возрасту нормально развивающихся детей и отличается определенными специфическими особенностями.
Таким образом, проблема изучения игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ остается актуальной и на сегодняшний день.
Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика с особыми образовательными потребностями и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний.
По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.
Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры путешествия можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Можно сделать вывод, что игровая деятельность младших классов с ОВЗ играет особую роль для повышения познавательной активности детей. Развивающий потенциал игр и их влияние зависит: от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.
Ниже приводятся некоторые игры и упражнения, способствующие повышению психических процессов детей младшего школьного возраста.
Игры и упражнения для развития внимания.
Упражнение 1. Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.
Упражнение 2. Без ошибок перепиши следующие строчки:
ФИЛЛИТАДЕРРА, ГРУММОПД, АСЕМБЛАДОВУНТ,
ЛАЙОНОСАНДЕРА, МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН,
МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ
Игры и упражнения для развития памяти.
Упражнение 1. «Слушаем и рисуем»
Цель: развить слуховую память и внимание.
Задание. Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
Упражнение 2. «Расставь точки»
Цель: развить зрительную память и внимание.
Ход игры. В течение 2-3 секнд ребенку показывают картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закрывают этот квадрат листом бумаги.
Задание. Расставь точки в пустом квадрате точно так же, как на картинке.
Игры и упражнения для развития мышления.
Упражнение 1. “Продолжи узор”. Состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси, если упражнение вызывает затруднения на первом этапе, то можно использовать зеркало. После того, как подобные задания не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых изображений.
Упражнение 2. «Найди общее слово». Каким общим словом можно назвать следующие слова?
1. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ЕЛЕНА
2. А, Б, С, В, Н
3. СТУЛ, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТОЛ
4. ВТОРНИК, СУББОТА, СРЕДА, ПЯТНИЦА
5. АВГУСТ, МАЙ, ИЮНЬ, ДЕКАБРЬ
Коррекционно-развивающие задания и упражнения по чтению
Упражнение 1. «Склеенное предложение».
а) Отдели слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина
УНТЫОЛЕНИМОХСЕВЕР
б) Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГААДЕТИСЛЕПИЛИСНЕГОВИКА
Развитие звуко-буквенного анализа.
Упражнение 2. «Игра в слова»
а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы и т.д.
Упражнение на развитие словарного запаса.
Упражнение 3. Числовые и буквенные пирамиды.
Тестовые задания для определения размера оперативного поля зрения можно использовать и для тренировки.
10_______ 23
96___________72
54_______________34
68__________________86
71_____________________43
МЫ__ЛО
МУ________ХА
РЕ______________КА
ВО___________________ДА
ОЧ________________________КИ
Коррекционно-развивающие задания и упражнения по русскому языку
Упражнение 1. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется).
Упражнение 2. Игра «Найди «лишний» предмет»
Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».
Все задания даются детям по степени возрастания их сложности.
Ниже приводятся некоторые рекомендации по соблюдению некоторых стимулирующих правил при организации занятий чтением.
Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
Время занятий не должно превышать 30 минут
В конце занятий работа должна быть оценена, а результаты наглядно отражены.
Ребенок должен видеть свои достижения.
Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
Занятия должны проводиться регулярно.
Регулярность должна войти в привычку.
При выборе книг опирайтесь на желание и увлечения ребенка.
Иногда говорите «надо».
Опирайтесь на стремление ребенка к признанию.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно тревожного, неуверенного в себе ребенка.
Дифференцированное поощрение детей за прилежание и успехи вызывает у них положительные эмоции, что способствует повышению трудоспособности. Формы поощрения чрезвычайно многообразны: дружеский жест, улыбка, одобряющие слова, похвала, поглаживание по голове и т.д.
Для возбудимых детей подбирать упражнения, способствующие уменьшению их возбудимости, чрезмерной подвижности.
Для детей с преобладанием процесса торможения подбирать такие упражнения, которые бы способствовали повышению активности.
Методические рекомендации
по развитию познавательной активности младших школьников с ОВЗ
На основе анализа результатов проведенной по повышению познавательной активности младших школьников с ОВЗ считаем, необходимым предложить следующие методические рекомендации:
Систематически изучать проблемы развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ в специальной литературе в соответствии с развитием образовательных технологий. Так как, познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов:
- субъективных – любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и др.
- объективных – окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.
Рекомендуем использовать специальные методики, выявляющие уровни развития познавательных процессов таких детей – память, внимание, мышление и др.
Учитывать возрастные, психофизиологические и индивидуальные особенности в подборе игр, упражнений, заданий и специальных методик.
У детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения. Поэтому рекомендуем использовать игры направленные на развитие познавательной активности, как во время уроков, так и внеурочной деятельности.
Использовать в работе диагностический материал и мониторинг успеваемости в учебно-воспитательном процессе.
Список литературы
Андрущенко
, Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: учебное пособие /
Андрущенко
Т.Ю.,
Карабекова
Н.В.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-96 с.
Гуровец, Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике / Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. //Дефектология 1996 №2 83 с.
Костромина, С.Н Как преодолеть трудности в обучении чтению /Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. - М.: изд. «Ось-89», 2000. – 239 с.
Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред
.
п
ед
. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э.
Вайнер
, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф.
Кумариной
. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.