Игровая деятельность на уроках в начальной школе | Ермак Нина Филипповна. Работа №345690. Номер работы: №345690
Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. В данной публикации предоставленны разнообразные задания, которые помогут учителю в организации работы на уроке с детьми в данном направлении.
Игровая деятельность на уроках в начальной школе
Подготовила: учитель начальных классов
МОБУ «Кемлянская СОШ»
Ермак Нина Филипповна
Важнейшей задачей современной системы образования в условиях реализации ФГОС НОО является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является учебная деятельность, которая «вырастает» из игровой.
( Слайд 1) Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.
(Слайд 2, щелк) А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
Серьезная перестройка всего уклада жизни ребенка, недавно поступившего в школу и вынужденного в силу обстоятельств быть вне дома не несколько часов, а в течении почти всего дня, требует от него много сил, чтобы справиться с новыми для него психологическими и физическими нагрузками. Именно игра выступает одним из ведущих средств адаптации его к новым требованиям, обеспечивая ему благополучное самочувствие.
Умелое введение игровых элементов в распорядок дня снимает напряжение детей и создает предпосылки их нравственного восприятия и творческого развития через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении, самообслуживании, труде, свободной игре, художественном творчестве.
(Слайд 3) Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, то проведение традиционных школьных уроков в начале обучения ребенка в школе в первые дни и недели создает для детей много трудностей. Поэтому следует стремиться проводить занятия в виде уроков-игр, в процессе которых ученикам удается преодолевать переутомление и гиподинамию.
Учитель с первых дней обучения ребенка в школе как бы незаметно приглашает его в игровое общение. Дети понимают, что учитель с ними играет, помогая им учиться, и такая игра им нравится. В совместной коллективно-игровой познавательной деятельности ребенок, с интересом решая задачи, учится строить свои отношения, приобретает способность брать на себя обязательства и принимать решения, учится способности к рефлексии, к осознанию смысла того, что он делает, и другим человеческим качествам. В процессе игры ребенок приобретает необходимые знания и умения.
Игра формирует коммуникативные навыки. Применение игровых технологий позволяет достаточно быстро и безболезненно установить контакт с детьми и достичь особого уровня доверия, позволяющего корректно предлагать им приемлемые способы расширения коммуникативной сферы.
На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением
работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.
Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
(Слайд 4) К.Д.Ушинский писал (щелк): «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности
При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты: (слайд 5)
• мотивационный;
• ориентационно-целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.(Слайд 6).
Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры
Компонент игровой технологии
Структурные элементы игры
Мотивационный
Установочный момент, игровая ситуация
Ориентационно-целевой
Задачи игры
Содержательно-операционный
Правила игры, игровое действие
Ценностно-волевой
Игровое состояние
Оценочный
Результат игры
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что мы вместе с Красной Шапочкой пошли в гости к бабушке…»
Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…),
Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии (слайд 7) представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
(Слайд 8) Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;(щелк)
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;(щелк)
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;(щелк)
- способствует преодолению пассивности учеников;(щелк)
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
(Слайд 9) В.А. Сухомлинский говорил, (щелк) что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.
(Слайд 10) Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
(Слайд 11)
- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)
(щелк) - Постройте пирамидку. (алфавит)
Как элемент игры использую на уроках обучения грамоте и математики - задания героев. (Слайд 12) Найди задание слоненка. Какое это задание по счету?
Интересным игровым упражнением для ребят являются игровое упражнение «Расшифруйте слово». (Слайд 13) На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.
Слайд 13 Солнышко. (Эмоциональный настрой урока в пасмурный день.)
Слайд 14-15 Незнайка. ( Узнаём кто к нам пришёл на урок.)
Слайд 16-17 Снеговик. (Обыгрываем ситуацию со сказочным героем, сравнивая братьев Снеговиков)
Слайд 18 Найди десять отличий.
Слайд 19-21 Игра «Один, несколько.» (Не просто выделяем один предмет и несколько, а определяем «Как можно назвать все эти предметы одним словом?»
Слайд 22 Игра «Найди лишний предмет» (Не только определяем лишние предметы, но и определяем, что общего у них с остальными предметами.)
Слайд 23 «Собери яблоки» ( Состав чисел)
Слайд 24 Красная Шапочка ( Дальше, ближе.)
Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями (слайд 25) повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.
Слайд 26 Слоговой аукцион. (Учитель просит детей придумать слова с изученными слогами. Например: тарелка, тапочки, танец, Таня, таракан. Можно усложнить, предлагая разным группам слоги с мягким и твёрдым согласным. Предложить сравнить эти слоги: чем похожи, чем отличаются.)
Слайд 27 «Поставь цветок в вазу».
Слайд 28 «Лучший грибник». (жи-ши, ча-ща)
Это лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
Подводя итог выше изложенному можно отметить (слайд 29, щелк) «за» использование игровых технологий: (щелк)
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;(щелк)
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;(щелк)
- идет передача опыта старших поколений младшим;(щелк)
- способствует использованию знаний в новой ситуации;(щелк)
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;(щелк)
-способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие: (щелк)
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;(щелк)
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; (щелк)
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; (щелк)
- невозможность использовать на любом материале;(щелк)
- сложность в оценки учащихся.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». (Слайд 30, щелк ) Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.