Игровая мастерская «Спешим на помощь Весне» | Ильина Татьяна Владимировна. Работа №292660
Автор: Ильина Татьяна Владимировна
Цель: уточнение и обобщение представлений детей о характерных признаках весны.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширять словарный запас, упражнять в подборе определений к заданному слову, развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционно-развивающие: продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, совершенствовать познавательные процессы, речевое дыхание, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, формировать коллективные навыки взаимодействия и реализовывать собственные творческие замыслы в продуктивных видах деятельности.
Игровая мастерская «Спешим на помощь Весне»
Цель: уточнение и обобщение представлений детей о характерных признаках весны.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширять словарный запас, упражнять в подборе определений к заданному слову, развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционно-развивающие: продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, совершенствовать познавательные процессы, речевое дыхание, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, формировать коллективные навыки взаимодействия и реализовывать собственные творческие замыслы в продуктивных видах деятельности.
Предварительная работа: наблюдения за весенними явлениями природы; опытно-экспериментальная деятельность: таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно-следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе; рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок о весне; слушание пьес П.И. Чайковского «Времена года», «Песня жаворонка»; чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Весенний ветер», А. Толстой «Желтухин», Л. Чарская «Спасибо», Г. Скребицкий «Март», Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», Т. Шарыгина «Какие месяцы в году?»; разучивание с детьми стихов и пословиц о весне; рисование первоцветов: подснежников, мать-и-мачехи; прослушивание аудиозаписей: «Пение птиц в весеннем лесу», «Весенние ручьи», «Звуки природы»; беседы; закрепление признаков весны в дидактических играх и упражнениях: «Времена года», «Четвёртый лишний», «Что изменилось», «Сложи картинку», «Один - много», «Сосчитай до пяти», «Назови ласково».
Оборудование и техническое оснащение: проектор, ноутбук, мягкая игрушка-солнышко, смайлики-улыбки на палочках, предметные картинки и стикеры, снежинки, трубочки и стаканчики для коктейля, корзинка с подснежниками, аудиозаписи «Звуки природы», листы ватмана, цветные маркеры и карандаши.
Методы и формы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядно-демонстрационный (показ, использование иллюстраций и мультимедиа).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, художественное слово, индивидуальные ответы детей).
Практический (дидактические игры и упражнения).
Поощрение, анализ занятия.
Активизация словаря: долгожданная, журчащие, проталинки, первоцветы.
I этап – Организационно-мотивационный.
Ход деятельности:
Л. – (слайд) Доброе утро, уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлена игровая мастерская «Спешим на помощь Весне» А вот и наши маленькие непоседы!
Л. – Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глаза.
Дети стоят в кругу. Звучит музыка.
Логопед держит в руках игрушку-солнышко.
Я держу в ладошках солнце
Я дарю его друзьям
Улыбнитесь, это ж просто
Лучик солнца – это вам.
Л. - Сегодня у нас на занятии много гостей, давайте улыбнемся друг другу и подарим нашим гостям улыбки и хорошее настроение (смайлики-улыбки на палочках дети дарят гостям).
II этап - Основной (усвоение и расширение имеющихся представлений)
Л. – За окном светит ласковое солнышко. Пусть день будет ясным, а настроение только прекрасным!
Аудиозапись – шум весенних ручейков, звон капели, радостное пение птиц.
Л. - (слайд) Ребята, что вы слышите?
Д. - …
Л. - Пение птиц, журчание ручейков, звон капели – это признаки какого времени года?
Д – это признаки весны.
Л. - Если сейчас весна, какое время года будет потом? А какое время года было до весны?
Д. - …
Л. - Сегодня утром пришло видеописьмо, адресованное вам, ребята. Интересно, … от кого оно? (слайд)
Видеописьмо от Каркуши.
«Кар-кар! Здравствуйте, мои маленькие друзья! Вот в городе уже весна наступила, а в моем лесу еще морозно и холодно. Зима намела глубокие сугробы и спрятала всех помощников Весны. Ребята, помогите отыскать помощников Весны… Кар-кар, жду вашей помощи!
Л. – (слайд - небо) Но как мы попадем в лес?
Д. - … предположения детей.
Л. – Каркуша передала нам карту, а воздушный шар покажет дорогу в лес.
Давайте встанем в круг и надуем воздушный шар. Губы сделайте «окошечком», поднимите язычки за верхние зубки, воздушная струя теплая, произносим звук [Ш].
Дети встают в тесный круг, берут воздушный шар, надутый гелем, к нему привязаны ленточки и медленно двигаются от центра назад, выполняя дыхательное упражнение, имитируя надувание шара (3-5 раз).
Л. - Мы пролетаем над городом и полями. Возьмите бинокль (показывает). Какие признаки весны мы можем видеть с высоты птичьего полета?
Д. – Я вижу на проталинках подснежники.
Я вижу зеленую травку.
Я вижу почки на деревьях.
Я вижу много ручейков.
Я вижу первую весеннюю радугу.
Я вижу, как дети пускают кораблики.
Я вижу большие сосульки на крыше…
Л. – Ребята, я, кажется, вижу лесную полянку, которая обозначена на карте.
Идем на снижение.
Дети встают в круг и снова берутся за воздушный шар.
Л. - Давайте сдувать наш шар. Наши губки улыбаются, язычки опускаются вниз «горочкой», воздушная струя холодная, произносим [С].
Дети идут к центру круга и выполняют дыхательное упражнение, имитируя, как сдувается шар (5 раз)
Звучит аудиозапись – вой зимней вьюги.
Л. - (слайд – зимний лес) Как холодно! И правда, вьюга и метель засыпали тропинки снежинками. Давайте соберём снежинки и придумаем красивые слова о весне. Весна какая?
Д. - солнечная, ласковая, шумная, весёлая, долгожданная… Дети берут снежинку, называют слова о весне и складывают их в корзинку.
Л. - Я думаю, зима испугается таких теплых слов.
Л. - Снежинки лежат у нас на ладошке, но совсем не тают. А как вы думаете, чего боится зима?
Д. - Солнышка…
Л. - Давайте разбудим солнышко. Выходите на полянку (проводится подвижная игра «Солнце, солнце выходи»).
Подвижная игра «Солнце, солнце, выходи»
Солнце, солнце, выходи
И всю землю освети!
Чтоб весна скорей настала,
Чтобы нам теплее стало,
Чтоб капели звонко пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтоб цветочки распускались,
С юга птицы возвращались.
Солнце, солнце землю грей!
Пусть весна придет скорей!
Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Останавливаются и опускают руки вниз.
Перекрещивают руки на груди и трут плечи.
Движение кистей рук, имитирующие падение капель.
Топают ногами.
Поднимают руки над головой и опускают вниз.
Взмахивают руками.
Хлопают в ладоши на каждое слово.
Л. - (слайд – солнышко). Солнышко проснулось, потянулось и побежали во все стороны солнечные лучики.
Аудиозапись – журчание ручейка.
Л - От теплых солнечных лучей снег быстро таит, и по дорогам бегут, журчат весенние ручьи. А сейчас вы сами убедитесь, какие весной бывают ручейки. Возьмите трубочки и подуйте в стакан воды (дети выполняют упражнение для воздушной струи «Буря в стакане») (слайд – весенние ручейки).
Л. - Солнышко пригрело, и кто же этому радуется и звонко распевает песни?
Д. – Птички.
Л. - Весной возвращаются на родину перелетные птицы. Давайте вспомним и назовем перелетных птиц…
Д. – Ласточки, дрозды, грачи, кукушки…
Л. - А теперь прислушайтесь, какая птица поет? (слайд - 6 птиц)
(Предлагается фонограмма птичьих голосов: скворца, кукушки, журавля, гуся, ласточки, грача дети узнают птиц по голосу).
Д. – …, …, …, …, …, грач.
Л. – Раньше в народе смотрели на прилет птиц и определяли, какая будет весна. Ранний прилет грачей - к теплой весне.
Л. - (слайд – медвежата). Весной у многих животных появляются детеныши. Найдите каждой маме ее малыша.
(Картинки взрослых животных и птиц на больших кубиках, детенышей на маленьких. Дети подбирают кубики с картинками).
Л. – А сейчас продолжим прогулку по весеннему лесу. А что это такое? (Подходят к «сугробу»). Какой большой сугроб. А что может находиться под снегом?
Д. – Медведь, первая травка…
Л - Скоро должны появиться первые цветы. Но зима засыпала их снегом, давайте им поможем прорасти.
Упражнение на развитие длительного выдоха «Подснежник»
Л. - Педагог показывает корзинку со снежинками. Подуем на снежинки. Что вы увидели? Как называется этот цветок?
Д. – Подснежник.
(дети делают полный вдох, затем выполняют долгий выдох – дуют на снежинки, освобождая подснежник)
Л. - (слайд – подснежник)
Появился из-под снега.
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый, маленький подснежник.
Л. – А еще какие первоцветы вы знаете?
Д. – Мать и мачеха, медуница, гусиный лук…
Л. – Молодцы, ребята!
Ш этап – Заключительный
(слайд – благодарность Каркуши) Каркуша – Ура, в моем лесу наступила весна. Спасибо, ребята!
Продуктивная деятельность - коллективная работа
«Цветы из детских ладошек»
Л. - (слайд – весенняя полянка с цветами). А давайте в подарок Каркуше нарисуем необычные цветы. Мы обведем маркером свою ладошку, раскрасим ее и дорисуем стебелёк, на котором будет держаться цветок-ладошка (задание выполняется под музыкальное сопровождение).
Л. – Как назовешь свой цветок, Маша? А ты, Миша? Молодцы! Я горжусь вами! Попрощаемся с гостями.
Д. - До свидания!