Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровая методика обучения детей дошкольного возраста пению | Молочинская Марина Владимировна. Работа №312935

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования.

 Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие вокальных данных у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности.

О том, как научить ребенка петь, и пойдет речь далее.

Основные певческие навыки

На сегодняшний день в детских садах этому вопросу не уделяется должного внимания, и, несмотря на несколько лет занятий пением, дети, приходя в школу, так и не умеют управлять собственным голосом.

Методика обучения детей дошкольного возраста пению должна формировать у малышей основные певческие навыки, к которым относятся:

- хоровые навыки (ансамбль и строй);

- вокальные навыки (дыхание, дикция и звукообразование).

По мере взросления ребенка и усвоения им навыков, они усложняются.

В первый год занятий в возрасте 3 лет, ребенок должен петь в сопровождении взрослого и для разучивания берутся самые простые песни. Уже ближе к школе дети, систематически занимающиеся пением, должны исполнять песни и самостоятельно, и коллективно.

При этом песни поются напевно, выразительно, слова произносятся ими четко и звуки передаются правильно.

 

развитие певческих навыков у дошкольников

 

Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования.

Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие вокальных данных у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности.

О том, как научить ребенка петь, и пойдет речь далее.

Основные певческие навыки

На сегодняшний день в детских садах этому вопросу не уделяется должного внимания, и, несмотря на несколько лет занятий пением, дети, приходя в школу, так и не умеют управлять собственным голосом.

Методика обучения детей дошкольного возраста пению должна формировать у малышей основные певческие навыки, к которым относятся:

- хоровые навыки (ансамбль и строй);

- вокальные навыки (дыхание, дикция и звукообразование).

По мере взросления ребенка и усвоения им навыков, они усложняются.

В первый год занятий в возрасте 3 лет, ребенок должен петь в сопровождении взрослого и для разучивания берутся самые простые песни. Уже ближе к школе дети, систематически занимающиеся пением, должны исполнять песни и самостоятельно, и коллективно.

При этом песни поются напевно, выразительно, слова произносятся ими четко и звуки передаются правильно.

Особенности обучения пению детей дошкольного возраста

При обучении пению маленьких детей обязательно должны учитываться физиологические особенности.

Так, голосовые связки у них тонкие и короткие, размер гортани в три раза меньше, чем у взрослого, меньше и объем легких.

Благодаря этому звуки, издаваемые детьми легкие и высокие, но слабые.

При обучении маленьких детей лучше всего использовать игру. Именно через нее они намного легче усваивают весь материал и навыки, к тому же, не теряют интереса к самим занятиям.

Родителям, не имеющим музыкального образования, заниматься с детьми пением самостоятельно не рекомендуется. Это лучше доверить профессионалам. До 6 – 7 лет все занятия пением для детей носят игровую форму и длятся недолго, всего по 30 минут.

Родителям необходимо запомнить, что для успешного обучения ребенка мало выбрать ему опытного педагога и методику, намного важнее его желание заниматься пением.

Если его нет, то все занятия превратятся для чада в пытку.

Игровая методика

обучения детей дошкольного возраста пению

Развивающие игры с голосом.

Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос.

Они дают возможность:

Почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним.

Снять усталость и утомление.

Развивать интонационный и фонематический слух.

Формировать правильное звукообразование.

Это игровые упражнения «Пчелка», «Жук», «Самолет», «Снежинка», где дети учатся воспроизводить своим голосом направление мелодии на определенные звуки:» з»,»ж»,»у» и т.д.

Следующие игры это те, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации, например, радости и печали. Так как в обыденной жизни эти нотки в голосе ребенку уже знакомы, его будет проще приобщить к музыке, ведь схожие интонации присущи и музыкальным ритмам.

Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.

Не менее важно заниматься с ребенком постановкой речи и дикции, поскольку при пении нужно правильно и четко воспроизводить звуки. Хорошим подспорьем в этом является артикуляционная гимнастика.

Она помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек.

Игра «Язычок»

Эта основная артикуляционная игра для малышей.

Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы.

Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.

Например:

«Влево (протыкаем языком щеку слева),

вправо (теперь щеку справа),

Раз (опять слева),

Два (опять справа).

Вверх (протыкаем языком верхнюю губу).

Вниз (нижнюю),

Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь (вибрируем губами)!

Ротик, открывайся (очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись (кусаем кончик своего языка),

и зубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются (кусаем верхнюю губу) и не унимаются.

А губы то хохочут (в улыбке открываем верхние зубы), то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы),

то снова обижаются (выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать - стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь (проводим языком между нижней губой и зубами), а вместе с нами улыбайтесь (улыбаемся)!

Дыхание

Не менее важным пунктом обучения ребенка пению является постановка дыхания. Правильное дыхание ребенку необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот». Важно всегда следить за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

На формирование короткого и длинного выдоха, можно использовать пособие на нитках- «осенние листочки», «снежинки». «бабочки». С удовольствием дети выполняют упражнения на увелечение выдоха, проговаривая скороговорки. Например скороговорка «Егорки», которая произносится на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

« Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»

Используется прием соревнований, кто из детей насчитает больше Егорок.

Следующие упражнения это те, в которых ребенку дается задание надуть как можно больше живот, задуть свечу, дуя при этом на нее как можно дольше, и прочее.

Благодаря таким занятиям задействуются нижние отделы легких, которые необходимы при пении.

Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.).

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому песпективно использовать песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е.Попляновой и другие песни-игры.

Большое значение в работе с детьми имеет распевание. Это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию основана на методическом пособии «Учимся петь, играя» А.А. Евтодьевой. ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. ( «Маша и медведь», «Лиса и воробей», «Карабас Барабас и куклы» и др.)

Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приёмами: иллюстрациями с заданными сюжетами.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г. Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др.

Детям нравится играть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи, во время игр и свободного развития.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×