"Игровая терапия для детей с ОВЗ | Колесникова Марина Викторовна. Работа №309894
В статье раскрывается понятие игровая терапия для детей с ОВЗ. Игровая терапия- метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.
Все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема нарушений в поведении и в общении детей. Сложившиеся проблемы в поведении у таких детей становятся достаточно серьезным препятствием на пути обучения в логопедической группе. Самым доступным и эффективным приемом работы с дошкольниками является игровая терапия.
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.
"Игра" и "терапия" - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста. Впервые игровую терапию начал применять 3. Фрейд. Развивая его метод, М. Клейн стала использовать для лечения детей особый материал: игрушки небольшого размера, которые ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Она утверждала, что "в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты".
Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки. Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение. Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки - матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. " Мама " с " папой " дружно пьют чай и вместе ходят гулять - ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки, или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры. Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
Одной из самых полезных игр считается игра с песком. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые ссоры из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно.
Наибольшее количество детей с проблемами в поведении страдают от повышенной тревожности или гиперактивности.
Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать. Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».
По мнению русского народа, ребёнок, выходящий на «жизненную дорогу»
проходит три этапа – детство, взрослость и старость. Издавна в русской
культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности.
Детство – это время подготовки к жизни и … игры. Доказательством этому
служат множество пословиц и поговорок: «Старый спать, молодой играть!»,
«Молод с игрушками, а старый с подушками», «Детям не порча игрушки».
Интересно, оказывается слово «играть», применительно к ребёнку, означало
«жить и дружить» В какой-то степени это сохранилось в языке и
современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с
тобой больше не играю», что, по сути, означает «Я хочу с тобой дружить»
или «Я с тобой больше не дружу».
Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что
«подготовленный к игре ребёнок в отличие от «неподготовленного»
значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально,
более жизненноспособен.
Воистину – играть – значит жить.
Осмысление детства как времени игры, и игры как средства подготовки к
будущей жизни – одно из основных положений русской народной
педагогики.
Однако, многие современным родителям и педагогам, оно кажется
устаревшим и неактуальным. Они считают, что новое время, с его
ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы,
дни, часы и даже минуты на пустые игры в «дочки-матери», «в казакиразбойники». И если играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные»
компьютерные игры или спортивные – например, восточные единоборства.
Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и
педагоги зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребёнка в
общество взрослых людей, где он должен занять достойное место. При этом
игре достаётся лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми
так важно занять ребёнка.
Так что же это за явление – наша игра? Почему именно ей внутренне
заполнено детство. Ответ на этот вопрос будем искать в трудах мыслителей
разных эпох.
В латинском языке понятие игра – этимологически близко «понятию
воспитание». У древнегреческого философа Платона игра стоит в одном ряду
с праздниками и божественными культами. Платон был убеждён, что
необходимо жить играя. Дабы снискать к себе благосклонность богов и
прожить согласно свойствам своей природы. По Платону игра - источник
удовольствия.
Аристотель также не придавал игре самоценного значения, хотя ценил её
за развлечение и отдых и за то, что игра готовит к труду.
Шиллер, боготворивший красоту во всех её проявлениях, считал, что игра и
красота уравновешивают, дополняют друг друга, и красота побуждает к игре.
Игра, по мнению Шиллера, - свободное самостоятельное раскрытие всех сил
человека, его сущности.
Русский педагог начала 20 века Н.В. Шелгунов, исследуя игры детей,
отмечал, что чувства действительности жизненной правды выражаются во
всех играх ребёнка. Он писал: «Игра ребёнка – это жизнь, он в ней
самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы, он в ней
полный человек…».
Так значит, игра и признана помочь ребёнку накопить душевный
материал, сформировать и уточнить представление о жизненно важных
действиях, поступках, ценностях.
В своей книге «Человек играющий» Й. Хейдинг приходит к выводу, что
игра – это необходимый способ социальной жизни, объективная основа
нашего существования.
Блестящий российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра одна
из форм развития психологических функций и способ познания ребёнка мира
взрослых. Игра - это, прежде всего работа фантазии, а в работе фантазии мы
имеем настоящее эмоциональное мышление. Именно благодаря этому игра
становится важным подспорьем в деле подготовки ребёнка к будущим
жизненным перипетиям.
Как отмечает О.С. Газман: «Игра всегда выступает одновременно в двух
временных измерениях: в настоящем и будущем; она дарит сиюминутную
радость, служит удовлетворением актуальных потребностей ребёнка, а с
другой стороны – всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются
какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества,
состояния. Умения, навыки, способы, необходимые личности для
выполнения ей социальных, профессиональных, творческих функций, а
также физической закалки развивающегося органы. Игру можно представить
в виде механизма самоорганизации и самообучения такой избыточной
системы, как психика ребёнка.
С.А. Шмаков составил функционал игры, который представляет ее как
универсальную и феноменальную деятельность, выводящую ребенка за
рамки его непосредственного опыта, любое место, занимаемое им в игре,
уникально. В этом плане игра — стратегически тонко организованное
культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от
развлечения к развитию. Исследователь показывает игру как фактор,
формирующий личность на всех возрастных этапах школьного возраста и за
его пределами. Кроме того, игра представлена им как самобытная и
суверенная деятельность, являющаяся для детей и подростков «отыгранным
опытом», эмоциональной и реабилитационной опорой личности,
помогающей адаптироваться, реализоваться и самоутверждаться в жизни.
Игра - ведущая модель досуга. Она - действенный метод познания,
диагностики учащихся, развития и коррекции. С.А. Шмаков впервые
выдвигает игру как один из соответствующих законам детства
педагогических принципов, которым как исходным положением следует
руководствоваться в своей профессиональной деятельности педагогу. «В
многообразии педагогических смыслов и проявляется феноменальная
сущность игры», - утверждает Шмаков С.А..
Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих
расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с
окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить или
справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении
ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера.
Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания через
игру, а также проявить творческую активность в решении сложных
жизненных ситуаций.
При использовании игротерапии ребенок является ведущим лицом. А мы,
педагоги, должны поддерживать дружеские отношения с детьми и помогать
утвердить его «Я» в обществе и для него самого.
Начинаем игровые занятия с игр, направленных на улучшение общего
психологического самочувствия. Они помогают обеспечить эмоциональную
разрядку, снять нервное напряжение, уменьшить страх темноты, наказания,
замкнутого пространства, улучшить гибкость в поведении, освоить
групповые правила поведения, наладить контакт между родителями и
детьми, развивать ловкость и координацию движений.
В игротерапии важно уважать желания ребенка, не заставлять играть его
пассивно. Сделать так, чтобы игра приносила радость, а также нужно
наблюдать за самочувствием ребенка в игре.
Прежде чем, применять игротерапию, нужно обратить внимание на
взаимоотношения родителей и ребенка. Как правило, семейные конфликты
препятствуют решению психологических проблем у детей. Мы приглашаем
родителей своей группы на консультации и предлагаем проводить
игротерапию в домашних условиях. Это поможет взрослым почувствовать
себя ребенком и лучше понять своего ребенка, а дети быстрее раскрываются
перед мамой или папой. Такое общение помогает наладить взаимопонимание
в семье на долгие годы. Таким образом, игротерапия поможет взрослому
расслабиться, а ребенок почувствует себя счастливым, нужным и
уверенным.
Игротерапия – это процесс совместного с ребёнком проживания и
осмысления какой-либо жизненно-важной ситуации, поданной в игровой
форме. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором
ребёнок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед.
Почему же игротерапия вызывает интерес и привлекает к себе внимание
специалистов, работающих с детьми?
Всё дело в том, что игра для ребёнка – естественный способ рассказа о
себе, о своих чувствах, мыслях, о своём опыте. Детям бывает очень непросто
поделиться с взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и
чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко,
непринуждённо могут прожить в игре, выбрав определённый игровой
материал, действуя с ним определённым образом. А это даёт возможность
чуткому и мудрому взрослому «постичь ландшафт детской души».
Занятия направлены на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие
воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении;
повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и
самоконтроля и многое другое...
К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды
деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.),
Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они
наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд.
Игра- это форма деятельности в условных ситуациях, в которой
воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Она для
ребенка является формой реализации активности и сферой
жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в игре
реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку
познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности,
способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Особое значение
для развития ребенка имеет ролевая игра. Распределяя роли в игре, и,
общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач-больной и
др.), дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между
собой. На следующем этапе — игре по правилам — эти черты поведения
получают свое дальнейшее развитие.
При работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья необходимо учитывать некоторые особенности.
Игротерапия – направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих
расстройств. Необходимо предложить большое разнообразие специально
подобранных игр для преодоления имеющихся у ребенка ограничений, а
также для того, чтобы стимулировать его развитие. Игра помогает детям
преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме
того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогая приобрести
необходимые навыки.