Игровая терапия как инструмент для развития социальных навыков у детей с ТНР | Аксенова Анна Александровна. Работа №352471
Аннотация: Игра является важнейшей составляющей жизни ребенка и ключевым инструментом для развития различных навыков. Для детей с нарушениями речевого развития, таких как ТНР (тяжелые нарушения речи), игровая терапия представляет собой уникальную возможность для коррекции не только речи, но и социальных навыков. Статья рассматривает использование игровой терапии в контексте работы с детьми с ТНР, подчеркивая её значение для формирования и развития социальных навыков. В процессе игрового взаимодействия дети учат взаимопониманию, сотрудничеству, контролю за эмоциями, а также получают возможность моделировать различные социальные ситуации в безопасной и поддерживающей обстановке. Рассматриваются конкретные примеры игровых методов и техник, направленных на развитие коммуникативных и социально-адаптивных навыков детей с ТНР, а также предлагаются рекомендации для воспитателей, работающих в школе-интернате.
Ключевые слова: игровая терапия, социальные навыки, дети с ТНР, развитие речи, коррекция, воспитание, коммуникация, интернат, коррекционная работа.
Аксенова Анна Александровна, воспитатель
Казенное общеобразовательное учреждения Омской области Адаптивная школа - интернат №17.
Аннотация: Игра является важнейшей составляющей жизни ребенка и ключевым инструментом для развития различных навыков. Для детей с нарушениями речевого развития, таких как ТНР (тяжелые нарушения речи), игровая терапия представляет собой уникальную возможность для коррекции не только речи, но и социальных навыков. Статья рассматривает использование игровой терапии в контексте работы с детьми с ТНР, подчеркивая её значение для формирования и развития социальных навыков. В процессе игрового взаимодействия дети учат взаимопониманию, сотрудничеству, контролю за эмоциями, а также получают возможность моделировать различные социальные ситуации в безопасной и поддерживающей обстановке. Рассматриваются конкретные примеры игровых методов и техник, направленных на развитие коммуникативных и социально-адаптивных навыков детей с ТНР, а также предлагаются рекомендации для воспитателей, работающих в школе-интернате.
Ключевые слова: игровая терапия, социальные навыки, дети с ТНР, развитие речи, коррекция, воспитание, коммуникация, интернат, коррекционная работа.
Игровая терапия, как метод психолого-педагогического воздействия, занимает особое место в развитии детей с нарушениями в развитии. Этот подход с успехом применяется в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР), поскольку позволяет создавать условия для естественного освоения социальных норм и взаимодействия в группе. В школе-интернате, где дети часто сталкиваются с дополнительными сложностями в социальной адаптации, игровая терапия становится важным инструментом не только для коррекции речевых проблем, но и для формирования социальных навыков, таких как умение общаться, взаимодействовать в группе, выражать эмоции и понимать чувства других людей.
Социальные навыки у детей с ТНР часто развиваются медленнее, чем у сверстников, поскольку у них возникают проблемы с пониманием и использованием вербальных и невербальных средств общения. Игровая терапия помогает восполнить этот дефицит, предоставляя детям возможность моделировать различные социальные ситуации, учить их сотрудничеству, решению конфликтов, умению принимать и высказывать мнения, а также учитывать эмоциональное состояние окружающих.
Методика игровой терапии строится на принципах свободы выбора, взаимопонимания и поддерживающего окружения. Важно, чтобы воспитатель или психолог создавал атмосферу доверия и безопасности, в которой ребенок может выразить свои чувства и переживания, не опасаясь осуждения или неправильной интерпретации. Игра в этом контексте становится не только способом самовыражения, но и важным процессом для познания мира вокруг себя.
Игровая терапия включает в себя различные формы и техники. Одним из эффективных методов является ролевые игры, в которых дети могут примерять на себя разные социальные роли, учиться вести диалог, разрешать конфликты и искать компромиссы. В таких играх дети получают возможность обсудить сложные социальные ситуации, на практике проработать возможные варианты поведения в разных ситуациях, и, что немаловажно, научиться контролировать свои эмоции в процессе взаимодействия с другими.
Примером может быть ситуация, когда дети в группе играют в семью и каждый из участников выполняет роль одного из членов семьи — родителей, детей, друзей. В ходе игры дети учат взаимопониманию, заботе друг о друге, учат, как можно выразить свои чувства с помощью слов, как понять чувства других людей, а также как решать возникающие в группе проблемы. Такой опыт позволяет ребенку с ТНР не только усвоить социальные нормы, но и научиться взаимодействовать с окружающими в реальной жизни.
Еще одним эффективным методом является использование настольных и развивающих игр, в которых дети по очереди выполняют задания или решают задачи, что требует взаимодействия и учета мнения других. Например, в игре Кто я? дети по очереди описывают предмет, животное или человека, не называя его напрямую, а остальные должны угадать. Это упражнение развивает у детей навыки описания, внимательности, а также способствует улучшению речевого аппарата, поскольку требует использования новых слов и грамматических конструкций.
Кроме того, в контексте игровой терапии можно активно использовать игровые материалы: марионетки, игрушки, куклы, что позволяет ребенку более наглядно и доступно выразить свои эмоции и переживания. В таких играх дети могут не только проигрывать различные жизненные ситуации, но и разыгрывать собственные фантазии, что способствует развитию воображения и креативности, а также помогает ребенку научиться быть более гибким и открытым в общении с окружающими.
Одним из важных аспектов игры с детьми с ТНР является использование ненапряженных, расслабляющих техник, таких как игры с песком, воды или другие сенсорные игры, которые помогают детям расслабиться и преодолеть тревогу. Эти игры оказывают значительное влияние на развитие координации движений, тактильных ощущений, а также на улучшение межличностных отношений. Например, дети могут строить песочные замки или организовывать ритуальные обряды с водой, при этом они учат друг друга работать в команде, разделять радость и переживания.
Еще игровая терапия не только помогает детям с ТНР адаптироваться в социальной среде, но и способствует развитию их эмоционального интеллекта, укреплению уверенности в своих силах и улучшению саморегуляции. Одним из значимых аспектов использования игр в коррекционной работе является то, что они могут быть адаптированы к уровню развития ребенка, его интересам и потребностям, что делает этот метод максимально эффективным и персонализированным.
Для воспитателя школы-интерната, работающего с детьми с ТНР, важно помнить, что ключевым моментом в игровом процессе является создание поддерживающей атмосферы, где ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Важно учитывать, что дети с ТНР могут иметь сложности с восприятием других детей и с адекватной реакцией на социальные сигналы. Поэтому воспитатель должен не только следить за процессом игры, но и активно вовлекаться в деятельность, помогая детям разрешать возникающие конфликты и спорные ситуации.
Также стоит помнить, что важную роль в процессе игрового взаимодействия играет роль взрослых — педагогов, психологов и воспитателей. Их задача заключается не только в том, чтобы организовать игру, но и в том, чтобы поощрять детей, мотивировать их к совместному действию и уважению к окружающим. Кроме того, воспитатели должны наблюдать за тем, как дети проявляют себя в процессе игры, чтобы своевременно вмешаться, если возникает необходимость в корректировке поведения.
Особое внимание в игровом процессе следует уделить детской мотивации. Дети с ТНР могут быть менее мотивированы к сотрудничеству и взаимодействию, если не видят в этом непосредственной выгоды или радости. Поэтому важно, чтобы игровая деятельность была интересной, разнообразной и увлекательной. Включение элементов награды, признания успехов и достижения коллективных целей помогает стимулировать интерес детей и мотивирует их к участию в дальнейшем.
Таким образом, игровая терапия является важным инструментом в развитии социальных навыков у детей с ТНР. Используя игры, воспитатели и педагоги могут значительно улучшить коммуникативные и социальные навыки детей, научить их взаимодействовать в группе, решать конфликты, выражать и контролировать свои эмоции. Важно помнить, что игровая терапия должна быть адаптирована под индивидуальные потребности каждого ребенка, а также сопровождаться вниманием со стороны взрослых, которые должны создать условия для безопасного и конструктивного взаимодействия.
Список литературы
Зиновьева В.Н., Демидова А.П., Нестерова Н.К. Особенности психологического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-razvitiya-rebenka-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi
Панышева Ю.С., Корякина О.А. Игротерапия как средство формирования коммуникативных компетенций детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы педагогики. 2019. №1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igroterapiya-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnyh-kompetentsiy-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi
Сафонова М.Г., Корнилова Т.Г. Что задействовано, то и развивается (игра как средство коррекции речи у детей с ТНР) // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-zadeystvovano-to-i-razvivaetsya-igra-kak-sredstvo-korrektsii-rechi-u-detey-s-tnr